Дело № 2-1104/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Ишимбай 30.07.2010 г
Судья Ишимбайского городского суда
Республики Башкортостан: Ягрищина Т.А.,
С участием представителя заявителя - Самко Е.Г.,
при секретаре: Сафаргуловой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гр-на Самко И.Е. об оспаривании действия начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Е. Виноградова, создающего препятствие к осуществлению его конституционного права на выезд за пределы РФ и возложении на него обязанности в выдаче справки установленной формы для оформления загранпаспорта
установил:
Самко И.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании действия начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Е. Виноградова, который выдал ему справку от 20.07.2010г., ограничивающую в праве на выезд из Российской Федерации, по тем основаниям, что он подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу в 2010 г.
Он считает, что в отношение него призывной комиссией не принято решение о призыве на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу и считает, что выдавая указанную выше справку, начальник отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Е. Виноградов создал препятствие к осуществлению его конституционного права на выезд за пределы РФ и просит обязать его выдать ему справку по установленной форме для оформления загранпаспорта.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Самко Е. Г. требования, изложенные в заявлении, поддержал и просил его заявление удовлетворить.
Заслушав представителя заявителя по доверенности Самко Е.Г., рассмотрев материалы дела, суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации установлены статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.
Согласно п. 2 указанной статьи право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы.
Пункт 2.5 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной Приказом МВД РФ "Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 26 мая 1997 года N 310 устанавливает, что для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации в силу ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организует военный комиссар и осуществляет призывная комиссия.
Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренные п. 2 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", распространяются на граждан Российской Федерации, в отношении которых призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу.
Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, определены в статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В частности, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 1 июня 1999 года N 587.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министром обороны Российской Федерации издан Приказ "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587 "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 6 сентября 1999 года N 400, которым утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.
Пунктом 17 указанной Инструкции установлено, что на воинский учет решением комиссии ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.
Приложение N 2 к пункту 17 указанной Инструкции определяет некоторые особенности проведения мероприятий, связанных с постановкой граждан на воинский учет и ведением его.
Пунктом 13 настоящего Приложения установлено, что при рассмотрении вопроса о выезде гражданина из Российской Федерации военным комиссариатом для представления в паспортно-визовую службу органа внутренних дел, оформляющего документы на выезд, выдаются:
гражданину, в отношении которого призывной комиссией не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка по форме N 32;
гражданину, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка по форме N 33.
Справка формы N 32 выдается гражданину, состоящему на воинском учете, и подтверждает, что он не подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу до определенной даты, и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не ограничен в праве выезда из Российской Федерации.
Таким образом, суд установил, что Самко И.Е., согласно справки начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Виноградова от 20.07.2010г. № 230 подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу, следовательно оспариваемые действия начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Е. Виноградова нельзя признать незаконными и создающими препятствие к осуществлению конституционного права Самко И.Е. на выезд за пределы РФ, они были приняты в соответствии с законом.
На основании вышеизложенного и ст.ст. 198, 199, 254, 258 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении заявления гр-на Самко И.Е. об оспаривании действия начальника отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по г.Ишимбай и Ишимбайскому району В.Е. Виноградова, создающего препятствие к осуществлению его конституционного права на выезд за пределы РФ и возложении на него обязанности в выдаче справки установленной формы для оформления загранпаспорта, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении 10 дней со дня вынесения через Ишимбайский городской суд.
Судья подпись Т.А. Ягрищина
Решение не вступило в законную силу.