Дело № 2-1410/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай «18» ноября 2010 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи О.В. Гильмановой
с участием: представителя Ишимбайской межрайонной прокуратуры - помощника прокурора Хайруллина А.Я.,
представителя ответчика - Валишиной Л.Г.
при секретаре И.Ю. Ковригиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. <адрес> Ишимбайского района РБ о признании бездействия незаконным, обязании разработать проект предельно допустимых выбросов
УСТАНОВИЛ:
Ишимбайский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. <адрес> Ишимбайского района РБ (<адрес>) о признании бездействия незаконным, обязании разработать проект предельно допустимых выбросов, представлении указанного проекта на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по РБ.
В обоснование иска указано, что Ишимбайской межрайонной прокуратурой проведена проверка в области природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что МОБУ СОШ с. <адрес> использует два газовых котла для обогрева зданий указанной школы. Между тем, в нарушение требований действующего законодательства об отходах производства и потребления в МОБУ СОШ с. <адрес> отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленные лимиты на размещение отходов.
Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ. и объяснением директора МОБУ СОШ с. <адрес>
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - МОБУ СОШ с. <адрес> Ишимбайского района Валишина Л.Г. /выписка из приказа № 155 от 31 августа 2010 года/ против удовлетворения требований Ишимбайского межрайонного прокурора не возражала, дополнительно пояснила, что проекты нормативов предельно допустимых выбросов находятся в разработке, однако всё упирается в финансирование. На сегодняшний день проекты не разработаны.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.98 №8-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст.12, ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.95 №95-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - ФЗ №95) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Указанным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 02.03.00 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (ч.ч.6, 8, 9) предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю - на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как установлено судом и подтверждается актом внеплановой (документальной) проверки МОБУ СОШ с. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной старшим помощником Ишимбайского межрайонного прокурора Хайруллиным А.Я., МОБУ СОШ с. <адрес> эксплуатирует два газовых котла. Однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан.
Из объяснений директора СОШ с. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что школа действительно использует газовые котлы для обогрева здания учебного заведения в отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом, требования в МОБУ СОШ с. <адрес> при обращении с отходами производства и потребления не соблюдаются, проект нормативов предельно допустимых выбросов для газовых котлов не разработан, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды в целом, поскольку может привести к образованию и размещению отходов сверх установленных нормативов и лимитов, что в свою очередь создает риск массовых отравлений, заболеваний и иных неблагоприятных последствий для жителей прилегающих территорий, нарушает принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, поскольку указанные нормативы устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.
Факт нарушения нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений ответчиком не представлено.
Неисполнение ответчиком требований, установленных законодательством по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
С учетом требований законодательства об охране окружающей среды и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Ишимбайского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. <адрес> Ишимбайского района РБ удовлетворить.
Признать бездействие Средней общеобразовательной школы с<адрес> Ишимбайского района РБ незаконным.
Обязать Среднюю общеобразовательную школу с. <адрес> Ишимбайского района РБ разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов и представить его на рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Ишимбайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2010 года.
Судья О.В. Гильманова