Дело № 2-1004/2010
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай «08» сентября 2010 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи О.В. Гильмановой
при секретаре Р.Г. Мирзакаевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Ишимбайского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Ишимбайского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что проведенной Ишимбайской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства Администрацией сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район установлено, что в нарушение требований статьи 11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» на территории сельского поселения не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Принимая во внимание, то, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, учитывая, что отходы производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ, возложить на Администрацию сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, решение исполнить в течение шести месяцев.
В судебном заседании прокурор Хайруллин А.Я. заявленные исковые требования подержал в полном объёме, просил их удовлетворить. В дополнение пояснил, что несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.
Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ на судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, с учетом положений вышеприведенной правовой нормы и мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьёй 22 названного закона установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 2.2.2).
Согласно ч. 1 п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как установлено судом и подтверждается Актом внеплановой (документальной) проверки Администрации сельского поселения Байгузинской сельсовет МР Ишимбайский район РБ от 03 июня 2010 года, в нарушение указанных требований закона администрацией сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ надлежащий сбор и вывоз отходов на территории сельского поселения не организован, лимиты на размещение отходов отсутствуют.
Из письма главы администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет МР Ишимбайский район РБ направленного в адрес Ишимбайской межрайонной прокуратуры РБ 03 июня 2010 года следует, что проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не имеется л.д. 7/.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений ответчиком не представлено.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.
Неисполнение ответчиком требований, установленных законодательством по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
С учетом требований законодательства об охране окружающей среды и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. Ишимбайского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ.
Обязать Администрацию сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район РБ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесение определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Гильманова Решение вступило в законную силу 05.10.2010