2-1597/2010 иск о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



дело № 2-1597/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ишимбай 16 декабря 2010 года

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М.,

с участием истца Нигматуллина Р.З.,

представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ по доверенности Ахтямовой Н.Х.,

при секретаре Байгильдиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллина Р.З. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ о признании права на назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Нигматуллин Р.З. обратился в Ишимбайский городской суд РБ с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ (далее как ГУ - УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.

В обоснование иска указано, что решением ГУ-УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ от 06.09.2010г. № 133242/42 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого стажа 12 лет 06 месяцев с тяжелыми условиями труда в возрасте 55 лет. Пенсионный фонд определил ему специальный стаж на 26.08.2010г. - 11 лет 00 месяцев 18 дней и в специальный стаж не засчитал в том числе периоды работы каменщиком, огнеупорщиком в ОАО «Салаватнефтехимстрой» Специализированное ремонтно-строительное предприятие № 1 с 22.02.1982г. по 14.04.1999г. (17 лет 01 мес. 23 дн.), указав, что эти периоды работы не засчитаны в специальный стаж, так как наименование профессии не соответствует профессии, предусмотренной в Списке № 2 раздел 27, а предоставленные индивидуальные сведения на работника с 23.10.1997г. не содержат кода особых условий труда. С вынесенным решением Нигматуллин не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Согласно разделу ХХVII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г., каменщики постоянно работающие в бригадах и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, признаются работниками с вредными условиями труда. В тоже время названным разделом Списка № 2 предусмотрена и другая должность - огнеупорщики, работа которых также подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Эта должность соответствует Списку № 2 раздела ХХVII код профессии 2290000а-15416.

Нигматуллин проработал в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1 в указанной должности в спорный период каменщиком, огнеупорщиком в бригаду каменщиков, огнеупорщиков участка № 1 Специализированного ремонтно-строительного предприятия № 1 ОАО «Салаватнефтехимстрой». Работа огнеупорщика отличается от работы каменщика характером и способом выполнения работ, но также характеризуется неблагоприятными условиями труда. О том, что Нигматуллин работал в составе бригады это следует из текста приказа СРСП № 1 ОАО «Салаватнефтехимстрой» за № 25/к от 14.04.1999г., из которого усматривается его увольнение как бригадира бригады каменщиков, огнеупорщиков и справкой предприятия от 19.02.2003г. за № 01/65. Оформление работником отдела кадров предприятия Нигматуллина на работу как «каменщик, огнеупорщик», допущена из-за неграмотности этого работника. Отдел кадров видимо считал, что если эта комплексная бригада, состоящая из каменщиков и огнеупорщиков, то следует оформлять запись о работе как «каменщик (через запятую), огнеупорщик». Эти же сведения указаны в его трудовой книжке. Штатные расписания, которые могли бы подтвердить его работу как огнеупорщика от ликвидированного предприятия не сохранились, о чем свидетельствует архивная справка из г.Салават от 01.10.2010г. № 3670.

До поступления его на работу в СРСП № 1 ОАО «Салаватнефтехимстрой он работал на данном предприятии с 11.01.1977г. по 25.05.1981г. также огнеупорщиком, то есть работал на том же месте и в той же бригаде и его должность значилась как огнеупорщик, а не как «каменщик, огнеупорщик». Таким образом, по вине работника отдела кадров предприятия произведено неправильное оформление работы по наименованию должности в тяжелых условиях и не по вине Нигматуллина Р.З. отсутствуют некоторые документы работодателя (штатные расписания), которые могли бы свидетельствовать о его работе в данный период в качестве огнеупорщика.

В связи с этим, Нигматуллин Р.З. просит: 1) признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и его отменить, 2) признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием требуемого стажа 12 лет 06 месяцев с тяжелыми условиями труда в возрасте 55 лет и включить в специальный стаж период работы с 22.02.1982г. по 14.04.1999г. в должности каменщика, огнеупорщика, 3) обязать ответчика назначить трудовую пенсию со дня обращения с заявлением с 26.08.2010г.

В судебном заседании истец Нигматуллин Р.З. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Ахтямова Н.Х. исковые требования не признала, при этом суду пояснила, в специальный стаж не засчитан спорный период трудовой деятельности: с 22.02.1982г. по 14.04.1999г. - работа в качестве каменщика огнеупорщика в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1. В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Действие указанных списков Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991г. № 517 было распространено на территорию РСФСР. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 подтверждено действие на территории РФ указанных выше Списков. Разделом 27 Списка № 2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для каменщиков при условии их работы в бригадах каменщиков при условии их работы в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. С учетом особенностей технологического процесса работы каменщиков в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад за лицами, постоянно работавшими в таких бригадах и звеньях, и было признано право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях (Список № 2). В связи с тем, что предприятием не был представлен приказ ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1 «О создании постоянно работающей бригады каменщиков или специализированные звенья каменщиков комплексных бригад» либо какие-либо косвенные документы, подтверждающие создание постоянно работающей бригады. Из приказа о приеме на работу от 18.02.1985г. № 25/к видно, что Нигматуллин Р.З. принят каменщиком огнеупорщиком по 3 разряду, без какой-либо бригады. В справке от 16.06.2008г. № 01/128 предприятие также не подтверждает какую-либо комплексную бригаду. Также из представленной выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на Нигматуллина Р.З. видно, что работодатель ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1 без кода особых условий труда, а это значит он работал просто каменщиком. Разделом 27 Списка № 2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для огнеупорщиков без каких-либо определенных условий их работы, но основное условие предусмотрено п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

По ходатайству истца были допрошены следующие свидетели.

Свидетель Г. суду показала, что знакома с истцом Нигматуллиным Р.З. с 1977 года, поскольку с ним они работали огнеупорщиками внутри печей в особо вредных цехах. При этом пояснила, что каменщиков у них не было.

Свидетель А.. суду показал, что с Нигматуллиным ему приходилось вместе работать. Нигматуллин Р.З. работал огнеупорщиком на промышленных печах, при этом каменщиков у них не было.

Свидетель Д.. суду показала, что также знакома с истцом по работе, он работал огнеупорщиком, а не каменщиком.

Свидетель Б.. суду показал, что знает истца с 1979 года, поскольку тот работал вместе с ним. Нигматуллин работал огнеупорщиком в особо вредных цехах по ремонту огнеупорной кладки, а он сам работал прорабом.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Нигматуллина Р.З. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со списком № 2 раздела № XXVII, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» должность огнеупорщика относится к спискам профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что запись в трудовой книжке истца Нигматуллина Р.З. о периоде его работы в должности огнеупорщика в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП №1 с 22.02.1982г. по 14.04.1999г., сделанная работниками отдела кадров вышеуказанного предприятия о том, что он работал в должности «каменщика, огнеупорщика» произведена не верно. Вместо должности «огнеупорщика» работниками отдела кадров его должность записана как «каменщик, огнеупорщик». Однако судом установлено, что он в действительности выполнял работу огнеупорщика.

Запись в трудовой книжке у Нигматуллина содержит название «огнеупорщик». За совершение работниками отдела кадров предприятия неправильной записи его должности через запятую «каменщик, огнеупорщик» истец Нигматуллин не может нести ответственности и лишаться установленных законом пенсионных льгот.

Как видно из трудовой книжки Нигматуллина Р.З., до работы по оспариваемому периоду он 11.01.1977г. был принят в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП №1 на должность огнеупорщика 3 разряда и был уволен по собственному желанию 25.05.1981г. (л.д.9).

Анализируя указанную запись в трудовой книжке, и учитывая при этом, что работа огнеупорщика отличается от работы каменщика характером и способом выполнения работ, следует считать установленным, что истец Нигматуллин Р.З. с 22.02.1982г. по 14.04.1999г. работал в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1 в должности «огнеупорщика», а не «каменщика, огнеупорщика». Данных о том, что Нигматуллин выполнял свою работу в неполный рабочий день или по совместительству не имеется, подобные доказательства ответчиком не представлены.

С учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, и 55 ч.1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период Нигматуллина Р.З. работы каменщиком, огнеупорщиком в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1 подлежит включению в специальный стаж работы при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить, отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ за № 133242/42.

Обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ включить истцу Нигматуллину Р.З. в специальный стаж период работы с 22.02.1982 года по 14.04.1999 года работы в должности каменщика, огнеупорщика в ОАО «Салаватнефтехимстрой» СРСП № 1.

Обязать ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ назначить истцу Нигматуллину Р.З. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ, а именно с 26.08.2010 года.

Взыскать с ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ в пользу истца Нигматуллина Р.З. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Ишимбайский городской суд РБ.

Мотивированное решение будет изготовлено 20 декабря 2010 года.

Судья подпись Л.М. Раимов