дело № 2-811/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ишимбай 15 июля 2011 года Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М., с участием: представителя истца старшего помощника прокурора Хайруллина А.Я., Мухаметьяновой А.Р., представителя ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район по доверенности Мустафиной А.И., при секретаре Вариной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах Мухаметьяновой А.Р. к администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С ТА Н О В И Л: Ишимбайский межрайонный прокурор в интересах Мухаметьяновой А.Р. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить Мухаметьяновой А.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте муниципального района Ишимбайский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., но не более <данные изъяты> кв.м. В обоснование иска указано, что Ишимбайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Мухаметьянова А.Р. имеет статус лица, <данные изъяты>. Ее отец в <данные изъяты> году <данные изъяты>, мать <данные изъяты>. Жилое помещение за Мухаметьяновой закреплено не было, она воспитывалась в <данные изъяты>. В <данные изъяты> году распоряжением главы администрации МР Ишимбайский район Мухаметьянова А.Р. принята на учет, в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма. Однако до настоящего времени Мухаметьяновой А.Р. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предоставлено. Мухаметьянова А.Р. жилой площадью не обеспечена. В судебном заседании старший помощник Ишимбайского межрайонного прокурора Хайруллин А.Я. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил его удовлетворить. Дополнительно просил исключить из исковых требований максимальный предел площади предоставляемого помещения не более <данные изъяты> кв.м. Мухаметьянова А.Р. в судебном заседании показала, что она состоит на учете с <данные изъяты> года как нуждающаяся вне очереди жилым помещением. Исковые требования прокурора просила удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район по доверенности Мустафина А.И. исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора признала в части предоставления жилого помещения вне очереди и просила его удовлетворить. Представитель ответчика Правительство Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц и положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Как установлено в судебном заседании и усматривается из свидетельства о рождении, Мухаметьянова А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан М. Р., в графе «мать» указана М. Я.. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, М. Я. <данные изъяты>. Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ М. Р. <данные изъяты>. Согласно постановлению администрации Ишимбайского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «об устройстве <данные изъяты> Мухаметьяновых из <адрес>» Мухаметьянова А.Р., <данные изъяты> года рождения, М. Ф., <данные изъяты> года рождения были устроены в <данные изъяты>. Таким образом, суд считает, что Мухаметьянова А.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Как следует из письма зав.сектором по учету и распределению жилья Б. В. от ДД.ММ.ГГГГ, Мухаметьянова А.Р. состоит на регистрационном учете в отделе по учету и распределению жилья в списке детей-<данные изъяты> и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья с ДД.ММ.ГГГГ Мухаметьянова А.Р. проживает по адресу: <адрес> без регистрации, постоянного места жительства и жилья не имеет, о чем так же свидетельствует уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. В соответствии со ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенции из федерального бюджета). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из вышеприведенных норм законодательства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года № 188-з. Частью 4 статьи 8 вышеуказанного закона определено, что указанная категория детей обеспечиваются жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая для одиноко проживающих лиц должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв.м. Администрация муниципального района Ишимбайский район согласно ст. 12 Конституции РФ, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств (ст. 132). Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Статьей 49 ч. 4 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категория граждан жилыми помещениями. Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 октября 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). На основании вышеизложенных нормативных документов, суд считает, что обязанность обеспечения Мухаметьяновой А.Р. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Несмотря на то, что представитель ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район по доверенности Мустафина А.И. исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора признала в части предоставления жилого помещения вне очереди, суд считает необходимым отказать в иске к администрации муниципального района Ишимбайский район, поскольку Закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят. Исходя из изложенного, следует, что права Мухаметьяновой А.Р. на получение жилья были нарушены в результате невыполнения своих обязанностей Правительством РБ, в должном размере, не осуществляющем финансирование упомянутых расходов, что и является причиной не обеспечения Мухаметьяновой А.Р. жильем до настоящего времени. Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в <данные изъяты> году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме <данные изъяты> руб., из них на муниципальный район Ишимбайский район выделено <данные изъяты> руб. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Учитывая изложенное, иск прокурора подлежит удовлетворению в части возложения обязанности на Правительство Республики Башкортостан обеспечить Мухаметьяновой А.Р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Ишимбайский район РБ, в иске к администрации муниципального района Ишимбайский район следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Ишимбайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мухаметьяновой А.Р. к администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Мухаметьяновой А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района Ишимбайский район РБ об обеспечении Мухаметьяновой А.Р. жилым помещением по договору социального найма вне очереди отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней через Ишимбайский городской суд с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2011 года. Судья Л.М. Раимов Решение не вступило в законную силу.