Дело № 2-886/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ишимбай 10 августа 2011 год Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Тафинцева П.Н., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Хайруллина А.Я., истицы Сафиуллиной З.Г., представителя ответчика Администрации муниципального района Ишимбайский район Сафиуллина А.Н., при секретаре Володиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах Сафиуллиной З.Г., Сафиуллина А.Г. к Администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, У С ТА Н О В И Л: Ишимбайский межрайонный прокурор РБ в интересах Сафиуллиной З.Г., Сафиуллина А.Г. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить Сафиуллиной З.Г., Сафиуллину А.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте муниципального района Ишимбайский район, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В обоснование иска прокурор указал, что Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. являются сиротами. Отец С. Г. умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за Сафиуллиной З.Г., Сафиуллиным А.Г. закреплено не было. Распоряжением Главы Администрации Ишимбайского района и г. Ишимбай в <данные изъяты> году сирота Сафиуллина З.Г. принята на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма, а ее брат Сафиуллин А.Г в ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллину А.Г. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предоставлено. Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. жилой площадью не обеспечены, Сафиуллина З.Г. осуществляет опекунство над <данные изъяты> Сафиуллиным А.Г. Сафиуллина З.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, а Сафиуллин А.Г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, постоянного места жительства не имеет. Сафиуллина З.Г. обратилась в прокуратуру за защитой их с братом жилищных прав. В судебном заседании старший помощник Ишимбайского межрайонного прокурора Хайруллин А.Я. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Сафиуллина З.Г. в судебном заседании показала, что она на учете на получения жилья состоит с <данные изъяты> года. После смерти родителей ее, братьев А. Г., С. В. воспитывала бабушка. Потом она училась в школе <адрес>, затем в №, в которой также обучался и С. В.. А. Г. <данные изъяты>, обучался в начале <адрес>, затем был помещен в интернат для инвалидов <адрес>. С. В. дали комнату в коммунальной квартире в <данные изъяты> году. С ДД.ММ.ГГГГ она является опекуном над <данные изъяты> братом А. Г.. В настоящее время они снимают квартиру по договору найма в <адрес>. Просит удовлетворить исковые требования прокурора. Представитель ответчика Администрации муниципального района Ишимбайский район по доверенности Сафиуллин А.Н. исковые требования не признал, пояснил, что Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. действительно состоят на учете на получение жилья как сироты. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечении детей сирот жильем производится за счет средств субъектов РФ. Администрация свои обязательства в соответствии с вышеуказанным законом выполнило полностью. Заявка администрации на финансирование из бюджета расходов по обеспечению жилым помещением из числа детей-сирот была направлена ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования РБ. Если Администрации муниципального района Ишимбайский район будут выделены денежные средства, администрация приобретет для Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллина А.Г. жилое помещение. Представитель ответчика Правительство Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный. Представитель третьего лица, Министерство образования РБ на судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без участия представителя министерства. В своем отзыве представитель Гилязиева А.Р. указала, что Министерством образования РБ сформирован список детей сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. состоят на учете для получения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Министерством была подана ежегодная заявка № на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерство экономического развития Республики Башкортостан. На основании указанной заявки, подготовлен проект Распоряжения Правительства РБ для выделения лимита капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ выделен лимит капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, всего в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе Администрации МР Ишимбайский район РБ в сумме <данные изъяты> рублей. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Башкортостан и представителя Министерства образования Республики Башкортостан. Исследовав материалы гражданского дела, выслушав всех участников процесса, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Как установлено в судебном заседании и усматривается из свидетельств о рождении, Сафиуллина З.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Сафиуллин А. Г. родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан С. Г., в графе «мать» указана С. А.. Согласно свидетельств о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, С. А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, С. Г. умер в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд установил, что Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. является лицами, оставшимися без попечения родителей. Согласно постановления Главы Администрации Ишимбайского района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллиным А.Г. опекуном назначена М. Ф.. Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. приняты на учет на получение жилого помещения в администрации г. Ишимбая и Ишимбайского района в соответствии с жилищным кодексом РФ и Законом РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сафиуллина З.Г. и Сафиуллин А.Г. проживают в <адрес> без регистрации, постоянного места жительства и жилья не имеют, о чем так же свидетельствует уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. В соответствии со ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенции из федерального бюджета). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из вышеприведенных норм законодательства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года № 188-з. Частью 4 статьи 8 вышеуказанного закона определено, что указанная категория детей обеспечиваются жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая для одиноко проживающих лиц должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м на семью из двух человек. Администрация муниципального района Ишимбайский район согласно ст. 12 Конституции РФ, как местное самоуправление, признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств (ст. 132). Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Статьей 49 ч. 4 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категория граждан жилыми помещениями. Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 октября 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). На основании и вышеизложенным нормативных документов, суд считает, что обязанность обеспечения Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллина А.Г. жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан, поскольку предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят. Исходя из изложенного, следует, что права Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллина А.Г. на получение жилья были нарушены в результате невыполнения своих обязанностей Правительством РБ, в должном размере, не осуществляющем финансирование упомянутых расходов, что и является причиной не обеспечения Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллина А.Г. жильем до настоящего времени. Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в <данные изъяты> году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме <данные изъяты> руб., из них на муниципальный район Ишимбайский район выделено <данные изъяты> руб. Согласно заявки Администрации муниципального района Ишимбайский район на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов по стоимости предоставляемого жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <данные изъяты> году администрации муниципального района Ишимбайский район, расходы на приобретение жилья Сафиуллиной З.Г. и Сафиуллину А.Г. составляет <данные изъяты> рублей. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Учитывая изложенное, иск прокурора подлежит удовлетворению в части возложения обязанности на Правительство Республики Башкортостан обеспечить Сафиуллину З.Г. и Сафиуллина А.Г. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Ишимбайский район РБ, в иске к администрации муниципального района Ишимбайский район следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Ишимбайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Сафиуллиной З.Г., Сафиуллина А. Г. к Администрации муниципального района Ишимбайский район, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Сафиуллиной З.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сафиуллину А. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не более <данные изъяты> кв.м. В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ об обеспечении Сафиуллиной З.Г., Сафиуллина А. Г. жилым помещением по договору социального найма вне очереди отказать. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней через Ишимбайский городской суд с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011 года. Судья П.Н. Тафинцев Решение не вступило в законную силу.