№ 2-1118/2011 по иску Лощева А.Г. о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2 - 1118/ 2011                                                                                                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ишимбай РБ                                                                                            20 сентября 2011 года

              

        Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Каримова А.А.,

с участием: истца Лощева А.Г.,

представителя ответчика: Ахтямовой Н.Х., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Государственного учреждения «14 отряд федеральной противопожарной службы по РБ» Бухарметовой Э.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре: Фроловой А.О.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лощева А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Лощев А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о включении определенного периода работы в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. В обоснование своего иска Лощев А.Г. указал, сто ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку выработал требуемые 25 лет стажа на должностях работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при достижении возраста 50 лет.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ по г.Ишимбай и Ишимбайскому району РБ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Причиной отказа послужило отсутствие требуемого 25-летнего стажа работы на должностях работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийных спасательных служб) Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при достижении возраста 50 лет. Данное решение ответчика считает не обоснованным и противоречащим действующему законодательству.

При расчете специального стажа, Ответчик не включил в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, так как отряд не входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а является структурным подразделением противопожарной службы Республики Башкортостан.

Кроме того, в специальный стаж не засчитаны период трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> дней - курсы повышения квалификации с отрывом от производства, с сохранением заработной платы, как не предусмотренные Правилами от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанное исключение из специального стажа работы <данные изъяты> труда, он считает незаконными и необоснованными.

Истец Лощев А.Г. в суде исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, засчитав периоды работы в качестве водителя пожарного автомобиля отдельного поста пожарной части отряда ГПС : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда. Кроме того, просит включить в данный стаж 11 дней трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> - курсы повышения квалификации.

Представитель ответчика по доверенности Ахтямова Н. Х. исковые требования не признала и показала, что указанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и cт. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , считает, что Решение Управления Пенсионного Фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным. Период работы водителем пожарного автомобиля отдельного поста пожарной части отряда ГПС не может быть включен в специальный стаж, поскольку отряд не входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, а является структурным подразделением противопожарной службы Республики Башкортостан. В связи с этим индивидуальные сведения страхователем представлены без кода «особые условия труда», поэтому указанный период не может быть включен в специальный стаж. Период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> -курсы повышения квалификации с отрывом от производства, с сохранением заработной платы не предусмотрены Правилами от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж Лощева А.Г. составляет менее 25 лет, в связи с этим право на досрочное назначение пенсии не определяется. В связи изложенным, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Государственного учреждения «14 отряд федеральной противопожарной службы по РБ» Бухарметова Э.М в судебном заседании оставила разрешение данного спора на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что по заявлению Лощева была проведена проверка первичных документов в части специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по результатам проверки установлено, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Закнона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ лица, работающие в противопожарной службе субъектов РФ, правом на досрочную пенсию по старости пользуются с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переведением ГУ ОПС РБ - в федеральные подразделения ГУ «ОПГС МЧС России». При этом установлено, что Государственное учреждение «14 отряд федеральной противопожарной службы по РБ» до ДД.ММ.ГГГГ относилось к противопожарной службе Республики Башкортостан, то есть субъекта РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Исковые требования в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 11 дней - курсы повышения квалификации с отрывом от производства, с сохранением заработной платы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 187 ТК РФ периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением среднемесячной заработной платы, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В судебном заседании установлено, что во время нахождения Лощева А.Г. на курсах за ним сохранялась средняя заработная плата, соответственно, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Это подтверждается копией решения об отказе в установлении пенсии и копией трудовой книжки истца.

Из разъяснений Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж, при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Учитывая практику применения действующего законодательства к указанным правоотношениям (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), суд считает, что вышеуказанные периоды нахождения истца Лощева А.Г. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии по старости.

В то же время исковые требования Лощева А.Г. в части включения в специальный стаж работы периодов его деятельности в отрядах противопожарной службы Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению истца Лощева А.Г., расцениваться как нарушающая его права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах вопрос о включении в круг лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, не входит в компетенцию суда, а является исключительной прерогативой законодателя. Следовательно в силу действующего Закона иск Лощева А.Г. в части включения периодов его работы в органах противопожарной службы Республики Башкортостан не может быть удовлетворен.

Таким образом, Лощев А.Г. не приобрел право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения в Пенсионный фонд, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией во всех случаях, не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 196-199; 246; 257; 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Лощева А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г.Ишимбай засчитать Лощеву А.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением зарплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты>, в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

В остальной части искового заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Верховного Суда Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 23.09.2011 года.

               Судья:                                                         А.А. Каримов

Решение не вступило в законную силу.

в