Дело № 2-958/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «27» октября 2011 г. г.Ишимбай Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М., с участием истца прокурора Мухаметшина Р.Ф., представителя ответчика по доверенности Маловой Л.П., представителя третьего лица по доверенности Гизатуллиной А.Х., при секретаре Вариной М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимбайского межрайонного прокурора к Отделу МВД России по Ишимбайскому району об обязании устранить нарушения федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Ишимбайский межрайонный прокурор (далее - ИМРП) обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Ишимбайскому району об обязании устранить нарушения федерального законодательства. В обоснование иска указано, что ИМРП проведена проверка исполнения ответчиком федерального законодательства, регламентирующего деятельность мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Указанной проверкой установлены нарушения федерального законодательства, а именно: Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ, Федерального закона РФ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. и иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность и режим ИВС. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ начальнику Отдела МВД России по Ишимбайскому району внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Представление прокурора признано обоснованным и принято к исполнению заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе состоявшейся контрольной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлены факты ненадлежащего исполнения требований прокурора, изложенных в представлении, составлен акт. Руководством ОВД в установленный законом срок не приняты меры к установлению ставки медработника и получению лицензии на оказание медпомощи, к оборудованию ИВС санпропускником и дезинфекционной камерой, к прохождению сотрудниками ИВС профилактических прививок, к оборудованию ИВС комнатой для свиданий спецконтингента и комнатой для сотрудников конвойной службы, к повышению предела огнестойкости кладовой комнаты до 0,6 часа, к оборудованию при ОВД специального приемника для административно-арестованных лиц. Неисполнение руководством ОВД федерального законодательства нарушают режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ, нарушаются права содержащихся в ИВС Отдела МВД России по Ишимбайскому району, представляют угрозу жизни и здоровью окружающих лиц. Прокурор просит признать бездействие руководства Отдела МВД России по Ишимбайскому району, связанное с неисполнением федерального законодательства, устанавливающего режим содержания следственно-арестованных лиц, обеспечивающий соблюдение прав последних и исполнение ими своих обязанностей, изоляцию обвиняемых, а также исполнение принципов и задач, предусмотренных УПК РФ, обязать Отдела МВД России по Ишимбайскому району внести изменения в штатное расписание, установив ставку медработника, оборудовать ИВС санпропускником и дезинфекционной камерой, сотрудникам ИВС пройти курс профилактических прививок от инфекционных заболеваний, оборудовать ИВС комнатой для свиданий спецконтингента и комнатой для сотрудников конвойной службы, оборудовать при ОВД специальный приемник для административно-арестованных лиц. Также прокурор просил установить, что ответчик должен исполнить решение суда в течение 5 месяцев со дня принятия судебного решения. В судебном заседании прокурор Мухаметшин Р.Ф. поддержал заявленные требования. Одновременно он показал, что поскольку сотрудники ИВС прошли курс профилактических прививок, то он отказывается от этого пункта просительной части иска. Представитель ответчика по доверенности Малова Л.П. иск не признала. Показала, что штатное расписание начальник ОВД не устанавливает самостоятельно, возможность у Отдела оборудовать ИВС санпропускником и дезинфекционной камерой отсутствует, однако заключены соответствующие договоры с банно-прачечным комбинатом и производится обработка одежды спецконтингента, требования истца об оборудовании ИВО комнатой для спецконтингента, комнатой для сотрудников конвойной службы и специального приемника для административно-арестованных лиц не предусмотрено прямо какими-либо законами или нормативными документами. Права задержанных Отделом не нарушаются, представитель ответчика Малова просила отказать в удовлетворении иска. Представитель третьего лица по доверенности Гизатуллина А.Х., показала, что иск прокурора необоснованный, подлежит отклонению, поскольку предъявлен к ненадлежащему ответчику. Отдел МВД в Ишимбайском районе не полномочен самостоятельно решать вопросы, поставленные в иске прокурора, они должны разрешаться на уровне МВД РФ, просила отказать в удовлетворении искового заявления. Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим отклонению по следующим основаниям. Поскольку прокурор отказался в судебном заседании от требования в иске о необходимости прохождения работниками изолятора курса профилактических прививок от инфекционных заболеваний, суд считает возможным не мотивировать решение в этой части. Требование иска об обязании начальника Отдела МВД России по Ишимбайскому району внести изменения в штатное расписание, установив ставку медицинского работника, суд считает адресованным ненадлежащему ответчику. Так, статьей 4 (п.5) Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции» предусмотрено, что нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 19.09.2011) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»)) установлено, что МВД РФ утверждает типовые структуры и типовые штатные расписания иных территориальных органов МВД России, органов, организаций и подразделений системы МВД России, нормативы их штатной численности. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации")) предусмотрено, что руководитель указанного органа утверждает в установленном порядке штатные расписания территориального органа, подчиненных органов и организаций. В «Положении об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ишимбайскому району» в главе 3 «Организация деятельности» (приложение к приказу МВД РБ № 830 от 28.06.2001 г.) указано, что начальник указанного Отдела (п.17, п.п.8) вносит в МВД по РБ предложения по изменению штатного расписания Отдела в пределах установленного фонда оплаты труда и лимита численности, перечней должностей, предельных специальных званий и должностных окладов сотрудников, госслужащих и работников Отдела (л.д.49). Из указанных документов следует, что начальник Отдела МВД России по Ишимбайскому району не наделен полномочиями по самостоятельному внесению изменений в штатное расписание Отдела, как того требует в своем иске прокурор. При этом иск прокурора не содержит требований, что начальнику Отдела следует внести в МВД по РБ какие-либо предложения по изменению штатного расписания. Как следует из представленных документов, начальником Отдела МВД России по Ишимбайскому району принимались меры по введению должности медработника, что подтверждается перепиской по этому поводу с местной администраций и руководством МВД по РБ. Тем самым, доводы истца о бездействии руководства Отдела в этой части иска не подтверждены доказательствами. В обоснование требования оборудовать ИВС санпропускником и дезинфекционной камерой прокурор сослался на ст.24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Однако эта статья закона, предусматривающая медико-санитарное обеспечение, не содержит требования об оборудовании ИВС каждого из отделов МВД санпропускником и дезинфекционной камерой. Санитарно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС Отдела МВД России по Ишимбайскому району проводится в соответствии с заключенными указанным Отделом договорами №\у от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по стирке белья и договора № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Ишимбайская ЦРБ приняла на себя обязательства по дезинфекционной обработке матрацев, подушек, одеял, одежды. Ответчиком представлены акты о выполненных работах по этим договорам. Иск прокурора также содержит требования оборудовать ИВС комнатой для свиданий спецконтингента, комнатой для сотрудников конвойной службы. Приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых финансирование подобных структурных подразделений производится за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ. Доказательств о том, что ответчику Отдела отпущены средства для оборудования ИВС комнатой для свиданий спецконтингента, комнатой для сотрудников конвойной службы истцом не представлено. «Положением об Отделе…» приведенном выше, не предусмотрено право начальника Отдела вносить изменения в планировку помещения ИВС. Уточняя исковые требования по оборудованию в Отделе МВД России по Ишимбайскому району спецприемника для административно-арестованных лиц, прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, разъяснил, что, лица, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений не должны находиться в одном помещении с административно-задержанными. Спецприемник для административно-задержанных, по разъяснению прокурора, должен представлять собой отдельно расположенное здание, в котором должны соблюдаться Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, согласно Приказу МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста" закреплено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, куда доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. В соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Правонарушитель, в отношении которого принято решение о применении в качестве наказания административного ареста, доставляется сотрудниками милиции из зала суда в спецприемник или изолятор временного содержания. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например, внутри здания районного отдела милиции. Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Таким образом, требование прокурора о необходимости оборудования специального приемника для административно-арестованных лиц отдельно находящегося помещения в настоящем иске не подтверждено ссылкой на закон или иной нормативно-правовой акт Как следует из имеющихся в деле документов, в здании Отдела МВД России по Ишимбайскому району имеются специально отведенные помещения для административно-арестованных лиц. Данных о совместном содержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-задержанных истцом суду не представлено. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Первоначальное исковое заявление прокурор и впоследствии уточненный отличаются своими просительными частями. В частности, в последнем иске отсутствует требование о повышении предела огнестойкости кладовой комнаты. А в ходе рассмотрения уточненного иска прокурор отказался от требования пройти курс профпрививок персоналом ИВС. То есть, Отделом объективно принимаются меры по обеспечению прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Изучив в совокупности документы, представленные сторонами, суд приходит к выводу, что прокурором не доказаны обстоятельства, изложенные в иске, поэтому исковые требования подлежат отклонению. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Ишимбайскому межрайпрокурору отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Ишимбайский городской суд. Мотивированное решение стороны могут получить «1» ноября 2011 г. Судья Л.М.Раимов Решение не вступило в законную силу.