№ 2-1483/2011 по иску Буланкиной М.Г. о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-1483/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года       город Ишимбай.

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисова Я.Х.,

с участием представителя истца Рахимовой Г.М. по доверенности,

представителя ответчика Ахтямовой Н.Х. по доверенности,

представителя третьего лица МУЗ «Ишимбайская центральная районная больница» - Бабкиной Л.М. по доверенности,

при секретаре Казакуловой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буланкиной М.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

В Ишимбайский городской суд с исковым заявлением обратилась Буланкина М.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В исковом заявлении Буланкина М.Г. указала, что ответчик необоснованно не включил в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы - 1 месяц 07 дней, периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При включении указанных периодов работы, ее стаж лечебной деятельности составляет более 30 лет.

На судебное заседание истица Буланкина М.Г. не явилась, ходатайств, заявлений об отложении судебного заседания, не представила.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Буланкиной М.Г.

В судебном заседании представитель истца - Рахимова Г.М. исковые требования Буланкиной М.Г. поддержала, просила отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай от 18.08.2011г. и включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет и назначить Буланкиной М.Г. пенсию с 13 августа 2011 года, поскольку именно с этой даты возникло право истицы на пенсию.

Представитель ответчика Ахтямова Н.Х. требования искового заявления не признала, просила в иске Буланкиной М.Г. отказать. При этом пояснила, что 18.08.2011г. по заявлению Буланкиной М.Г. от 09.08.2011 решением № 1262208/36 Управления Пенсионного фонда РФ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Буланкиной М.Г. соответствии с подпунктом 20 п. 1. ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Причиной отказа явилось отсутствие требуемого 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличие стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно п. 3 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работы по специальности не осуществлялась. Однако периоды курсов повышения квалификации в данном пункте не указаны, в связи с чем, не подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности.

Период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан в льготный стаж истицы, поскольку в соответствии с пунктом 21 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденных Постановлением Министерства Труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, до 1,5 лет. Считает, что периоды отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Буланкиной М.Г.

Представитель третьего лица - МУЗ «Ишимбайская центральная районная больница» - Бабкина Л.М. в судебном заседании исковые требования Буланкиной М.Г. поддержала, просила удовлетворить. При этом суду пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности, поскольку за работником сохранялась заработная плата, место работы, производились страховые отчисления в пенсионный фонд. Также в специальный стаж для назначения Буланкиной М.Г. досрочной трудовой пенсии должны быть зачтены все периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, находит исковое заявление Буланкиной М.Г. подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно решению Управления Пенсионного РФ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай № 1262208/36 от 18.08.2011 года, Буланкиной М.Г. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, не включены в специальный стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Из статьи 28 ч.1 п. 11 вышеуказанного закона следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного для женщин 55 лет, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим в сельской местности лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Требования Буланкиной М.Г. о включении в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, указанных ею периодов нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению. Поскольку в судебном заседании установлено, что за указанные периоды согласно ст. ст. 167, 173-177, 187 ТК РФ за работником сохранялось место работы, заработная плата и производились удержания страховых взносов в Пенсионный фонд в полном объеме. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 56 ГПК РФ, ответчик не представил доказательств невыплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

При указанных выше обстоятельствах, доводы ответчика о том, что Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не содержит периоды нахождения на курсах повышения квалификации, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для не включения в трудовой специальный стаж Буланкиной М.Г. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации.

В связи с чем, периоды нахождения Буланкиной М.Г. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 01 месяц 12 днейподлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности.

Управление Пенсионного фонда РФ не засчитало в специальный стаж для назначения трудовой пенсии периоды нахождения Буланкиной М.Г. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данные периоды также подлежат включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости, на основании следующего.

Согласно письму Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995 года № 4485/1-35, периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до ДД.ММ.ГГГГ могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии./Письмо Минтруда России от 01.01.1994 № 552-кв/.

В период нахождения Буланкиной М.Г. в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 г. продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет.

Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что действие ст. 167 КЗОТ РСФСР распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением истице дополнительного отпуска по уходу за ребенком, так как эти отпуска предоставлялись Буланкиной М.Г. до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

В письме Минсоцзащиты РФ от 27 ноября 1992 г. № 4485/1-34 говорится, что периоды ухода за ребенком до 6 октября 1992 г. могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Пунктом 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденных Постановлением Министерства Труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 также было предусмотрено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г.

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20 декабря 2005 г., при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в Постановлении не говорится о длительности отпуска, который должен включаться, а говорится об отпуске в целом независимо от его продолжительности. Следовательно, в специальный стаж для назначения Буланкиной М.Г. досрочной трудовой пенсии должны быть зачтены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, Постановление Правительства № 516 от 11 июля 2002 года « Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», Федеральный Закона «О трудовых пенсиях» не содержат запрета на включение в специальный стаж, время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

Статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГподлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Представитель истца Рахимова Г.М. просила назначить пенсию Буланкиной М.Г. с 13 августа 2011 года, поскольку именно с этой даты возникает право на пенсию. В связи с чем, трудовая пенсия истице подлежит назначению с 13.08.2011г., так как при включении спорных периодов работы, право на пенсию возникает с указанной даты.

Руководствуясь ст. ст. 13, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Буланкиной М.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости - удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай № 1262208/36 от 18.08.2011 года - незаконным.

Обязать ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды нахождения Буланкиной М.Г. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения через Ишимбайский городской суд Республики. Мотивированное решение будет изготовлено 14 декабря 2011 года.

Судья подпись            Я.Х.Идрисов.

Решение не вступило в законную силу