№ 2-212/2012 по иску Масютина В.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



дело № 2-212/2012                                                                                                                                                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ишимбай                                                                                 06 марта 2012 года

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М.,

при секретаре Искандаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масютина В.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Масютин В.С. обратился в Ишимбайский городской суд РБ с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ (далее как УПФ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Масютин В.С. обратился в УПФ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ решением УПФ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. При этом в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не вошли следующие периоды:                1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период выполнения воинской обязанности; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период нахождения на курсах повышения квалификации; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период службы в рядах Вооруженных Сил СССР.

С указанным решением УПФ Масютин В.С. не согласен, поскольку он работал на соответствующих должностях в образовательных учреждениях для детей, реализующих образовательные программы и обеспечивающие обучение и воспитание детей.

Периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых лицам, совмещающих учебу в высшем учебном заведении с работой, исполнения воинской обязанности, а также курсы повышения квалификации, по мнению истца Масютина В.С., должны быть засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, из которого следует, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме этого ст. ст. 173-177 ТК РФ полностью на защите лиц, совмещающих работу с заочным обучением. Ст. 177 ТК РФ предусматривает гарантии и компенсации лицам, совмещающих работ с заочным обучением. Кроме этого, согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и заработная плата по основному месту работы.

УПФ также не включило в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы Масютина В.С. в составе Вооруженных Сил СССР и не указало в своем решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве незасчитанного стажа. Но и в качестве засчитанного в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стажа данный период службы в составе Вооруженных Сил СССР также не указан. Поэтому период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тоже должен быть засчитан в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. До ДД.ММ.ГГГГ действовали списки, утвержденные Постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР. ДД.ММ.ГГГГ Конституционный суд РФ вынес Постановление , в котором высказал свою позицию по вопросу применения ст. 30, 31 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173. Суть её сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ стало возможным применение Постановления Совета Министров от ДД.ММ.ГГГГ , то есть период службы в составе Вооруженных Сил СССР должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с вышеизложенным Масютин В.С. считает, что оспариваемый период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В связи с этим, истец Масютин В.С. просит: 1) отменить решение УПФ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период выполнения воинской обязанности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 03 дня - период нахождения на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период службы в рядах Вооруженных Сил СССР; 2) обязать ответчика УПФ включить ему в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды; 3) обязать ответчика УПФ назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента первого его обращения - с ДД.ММ.ГГГГ; 4) обязать ответчика УПФ возместить ему уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание истец Масютин В.С. не явился, при этом представил суду заявление, в котором просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие и иск удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ в судебное заседание не явился, хотя был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с этим суд приходит к выводу о возможности рассмотрения данного гражданского дела в отсутствии ответчика, что полностью согласуется с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Масютина В.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФ отказало Масютину В.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Масютин В.С. обратился в УПФ ДД.ММ.ГГГГ

Педагогическая деятельность истца Масютина В.С. подтверждается записями в его трудовой книжке и по существу ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что в специальный стаж работы истца Масютина В.С. не были засчитаны следующие периоды: период нахождения его в дополнительных отпусках: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, период выполнения воинской обязанности со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Указанные периоды подлежат включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по следующим обстоятельствам.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст. 173 ТК РФ, работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодателем предоставляются дополнительные отпуска на определенные сроки с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов.

Для педагогических работников в силу ведомственных правовых актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Согласно трудовому законодательству, а именно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, и средняя заработная плата. Вопрос о направлении работника в служебную командировку и на курсы повышения квалификации зависит не от воли самого работника, а от действий работодателей.

Таким образом, периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых лицам, совмещающим учебу с работой, на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку в периоды нахождения Масютина в дополнительных отпусках и на курсах повышения квалификации за ним было сохранено место работы и средняя заработная плата, указанное время засчитано в страховой стаж, суд приходит к выводу о включении спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Как установлено по делу, истец Масютин В.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил двухмесячные сборы при военной части . Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, военном билете и не оспариваются ответчиком.

Согласно справки, выданной государственным учреждением <данные изъяты> Масютин В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> (л.д.20), что также подтверждается записями в трудовой книжке.

В судебном заседании установлено, что во время нахождения истца Масютина В.С. в дополнительных отпусках, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, на курсах повышения квалификации, а также при прохождении им военных сборов, работодателем из заработка Масютина В.С. производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Это подтверждается копией решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 15, 16) и копией трудовой книжки истца (л.д. 9-14). Кроме того, ответчик не представил суду доказательств невыплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

Таким образом, исходя из указанных выше обстоятельств и норм материального права, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о прерывании истцом педагогической деятельности до или после оспариваемых периодов времени нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца Масютина В.С. о включении в трудовой стаж спорных периодов времени, нахождения его в дополнительных оплачиваемых отпусках, на курсах повышения квалификации и в период исполнения воинской обязанности.

Далее, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Масютин В.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

В период прохождения Масютина В.С. службы в рядах Вооруженных Сил СССР действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Поскольку период службы истца Масютина В.С. в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, то суд приходит к выводу о том, что данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая, что на момент обращения Масютина В.С. в пенсионные органы служба в рядах Советской Армии, а также период нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, период выполнения воинской обязанности, курсы повышения квалификации, подлежали включению в специальный трудовой стаж, который на момент обращения составлял более 25 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Масютина В.С.

Также с ответчика в силу ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>.

Между тем, требование истца Масютина В.С. о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости, по мнению суда, не подлежит дополнительному признанию судебным решением, поскольку оно закреплено за ним и ранее, и ныне действующим пенсионным законодательством.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Масютина В.С. удовлетворить.

Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующих периодов:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой;

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период выполнения воинской обязанности;

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период нахождения на курсах повышения квалификации;

4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период службы в рядах Вооруженных Сил СССР.

Обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ включить истцу Масютину В.С. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - периоды нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой;

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период выполнения воинской обязанности;

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период нахождения на курсах повышения квалификации;

4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> - период службы в рядах Вооруженных Сил СССР.

Обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ назначить истцу Масютину В.С. досрочную трудовую пенсию по старости с момента первого его обращения к ответчику - с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ возместить истцу Масютину В.С. уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение стороны смогут получить 11.03.2012 года.

    Судья                                    Л.М. Раимов

Решение не вступило в законную силу.