№ 2-223/2012 по иску Нигматуллиной З.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о включении определенногопериода работы в специальный стаж, дающей право на льготное пенсионное обеспечение



Дело № 2-223/2012           

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        г. Ишимбай                                                                        11.03.2012 года

              

      Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе: судьи Ягрищиной Т.А.,

с участием: истца Нигматуллиной З.Н.,

представителя ответчика по доверенности - Ахтямовой Н.Х.,

при секретаре Шеуджен Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллиной З.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о включении определенногопериода работы в специальный стаж, дающей право на льготное пенсионное обеспечение,

УСТАНОВИЛ:

Нигматуллина З.Н. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о включение определенногопериода работы в специальный стаж, дающей право на льготное пенсионное обеспечение на том основании, что решением от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в специальный стаж не был засчитан период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данное решение УПФ истица считает не обоснованным и противоречащим действующему законодательству.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. Согласно ст.ст. 27. 28 данного Закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми при досрочном назначении пенсии по старости, разъясняет, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях и в льготных размерах. В её случае это -отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. То есть существуют все основания для включения этого периода в трудовой стаж.

Учитывая практику применения действующего законодательства к указанным правоотношениям (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П), считает, что периоды её нахождения в отпусках по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Отказ в установлении пенсии за выслугу лет, не учитывая периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, неправомерен.

В судебном заседании истец Нигматуллина З.Н. свои требования поддержала, просила в соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи в невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходом ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежит включению в стаж работы, включитьотпуск по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как ребёнка она родила ДД.ММ.ГГГГ, то есть этот отпуск имел начало до указанной даты - времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Кроме этого, она просила обязать УПФ назначить ей пенсию с момента наступления права на её назначение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности - Ахтямова Н.Х. с исковыми требованиями не согласилась и показала, что указанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 и от 29.10.2002г. №781, а согласно законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежали зачету в специальный стаж педагогической деятельности для назначения досрочной пенсии, при условии, если они имели место до ДД.ММ.ГГГГ Постановление Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на которое ссылается истец применяется при разрешении споров рассматриваемых в суде, но не для назначения досрочной трудовой пенсии в связи педагогической деятельностью.

Согласно ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специальный стаж Нигматуллиной З.Н. составляет менее 25 лет, в связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по основанию п.п. 10 п.1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не определяется. В связи изложенным, она просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования истицы Нигматуллиной З.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» гласит, что при разрешении споров, возникших в связи с не включениемженщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходом ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно Определения Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Определения Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу , следует учесть, что до вступления в силу Трудового кодекса РФ, на который ссылается Ответчик и до вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включениеуказанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Как видно из дела, Нигматуллина З.Н. родила сына Н. С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении , то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», а потому, с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17.ч.1, 18, 19, и 55 ч.1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Истица в отпуск по уходу за ребёнком вышла до введения изменений в КЗоТ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ.

Законом не предусмотрено распространение его действия на отношения, возникшие до его введения, следовательно, Нигматуллиной З.Н. следует зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения ее в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Нигматуллиной З.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Ишимбай и Ишимбайскому району РБ о включении определенногопериода работы в специальный стаж, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, - удовлетворить.

Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Нигматуллиной З.Н. в установлении пенсии по старости как лицу, 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, - отменить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай засчитать Нигматуллиной З.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай назначить Нигматуллиной З.Н. трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления, - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, через Ишимбайский городской суд РБ, в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, а именно: 16.03.2012 г.

                        Судья                                               Т.А. Ягрищина

Решение не вступило в законную силу.