№ 2-403/2012 по иску Ишимбайского межрайонного прокурора к администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия



дело № 2-403/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ишимбай                                                                                29 марта 2012 года

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Раимова Л.М.,

с участием: представителя истца прокурора Хайруллина А.Я.,

представителя ответчика администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район по доверенности Ахметшиной И.Р.,

при секретаре Искандаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,

УСТАНОВИЛ:

Ишимбайский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ишимбайский городской суд РБ с иском к администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В обоснование иска указано, что Ишимбайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления МР Ишимбайский район РБ, в том числе в городском поселении г. Ишимбай МР Ишимбайский район, в ходе которой были выявлены следующие нарушения.

В соответствии со ст. 4 Закона РБ от 13.07.2009 г. № 145-з «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан» противодействие коррупции в РБ осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их проектов.

Согласно ст. 6 Закона РБ от 13.07.2009 г. № 145-з «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

В части 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов является профилактикой коррупции.

Пунктом 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В ходе проверки установлено, что соответствующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы в данном муниципальном образовании разработан, принято соответствующее положение.

По смыслу положений ч.4 ст. 3 и п. 2 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов составляется соответствующее заключение.

Кроме того, согласно п. 38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Между тем, установлено, что должностными лицами администрации городского поселения г. Ишимбай совет МР Ишимбайский район заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятых в 2011 году не составлены.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, несмотря на разработанный порядок, не проведена.

Указанное бездействие муниципального образования, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, негативно сказывается на реализации мероприятий по противодействию коррупции.

Бездействием администрации городского поселения г. Ишимбай МР Ишимбайский район нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации на осуществление органом местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц деятельности в пределах их полномочий по принятию мер по профилактике коррупции.

Не проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, может повлечь установление для правоприменителя, в данном случае для органа местного самоуправления, необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В связи с этим, истец просит: 1) признать бездействие администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным, 2) обязать администрацию городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц - населения городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, а также Российской Федерации и организовать деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативно-правовых актов, а также проектов к ним в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца прокурор Хайруллин А.Я. требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Ахметшина И.Р. исковые требования не признала, просила в иске отказать за необоснованностью.

Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, суд считает исковое заявление Ишимбайского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Мерами по профилактике коррупции являются: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (ст. 6 указанного закона).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 13.07.2009 г. № 145-з «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан» для целей настоящего Закона используются основные понятия коррупции и противодействия коррупции в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Противодействие коррупции в Республике Башкортостан осуществляется путем применения следующих мер: 1) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их проектов; 2) антикоррупционный мониторинг; 3) разработка и реализация антикоррупционных программ и мероприятий; 4) антикоррупционное образование; 5) антикоррупционная пропаганда; 6) применение антикоррупционных стандартов (ст. 4 закона).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.6 закона).

В Республике Башкортостан организуется экспертиза нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их проектов. В обязательном порядке антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их проектов осуществляется в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» (ст. 8 закона).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В целях реализации Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждена Методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, согласно которой коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) (пп. А п. 3).

В судебном заседании установлено и подтверждено письменными материалами дела, что в ходе проведенной Ишимбайской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан было установлено, что ответчиком - администрацией городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы постановлений главы администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ (их проектов), носящих нормативных характер, что подтверждается соответствующим постановлением № 59 от 08.12.2010 г. (л.д.10).

Между тем, проверкой также установлено, что, несмотря на утвержденный порядок проведения антикоррупционной экспертизы, должностными лицами администрации городского поселения г. Ишимбай она не проводится, соответствующие заключения о выявленных коррупциогенных факторах не составляются.

Учитывая, что необходимость соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления установлена приведенными выше федеральными законами, то выявленные актом проверки от 10.02.2012 г. (л.д.8) нарушения указанного законодательства подлежат безусловному устранению ответчиком - администрацией городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ.

Факт нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления подтверждается также объяснением и.о. управляющего делами администрации городского поселения г. Ишимбай А. С., из которого следует, что антикоррупционная экспертиза принятых нормативно-правовых актов и их проектов не проводилась из-за неуспеваемости, в связи с нехваткой времени (л.д.9).

Таким образом, собранные по делу доказательства указывают на наличие оснований для удовлетворения искового заявления прокурора.

Иное означало бы самоустранение органов местного самоуправления от проведения единой государственной политики в области государственной коррупции; отказ от взаимодействия с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции, и, как следствие, снижение эффективности установленных федеральным законодательством антикоррупционных мер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ишимбайского межрайонного прокурора Саитова Б.С. удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов незаконным.

Обязать ответчика администрацию городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц - населения городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, а также Российской Федерации и организовать деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативно-правовых актов, а также проектов к ним в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение стороны смогут получить 03.04.2012 г.

    Судья                                    Л.М. Раимов

Решение не вступило в законную силу.