Дело № 2-781/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ишимбай «01» июня 2012 г. Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи О.В. Гильмановой при секретаре Э.Г. Шеуджен с участием старшего помощника прокурора А.Я. Хайруллина представителя Администрации МР Ишимбайский район А.Н. Сафиуллина рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах З. М. к Администрации МР Ишимбайский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма УСТАНОВИЛ: И.о. Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах З. М. обратился в суд с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований сослался на то, что Ишимбайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что одинокая мать З. Л. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Жилого помещения за ним закреплено не было. ДД.ММ.ГГГГ З. М. состоит в очереди на получение жилья под номером №. В судебном заседании З. М. требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение пояснил, что собственного жилья он не имеет, в настоящее время проживает с тетёй по адресу: <адрес>. Прокурор требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Уточнил, что в связи с принятием Советом МР Ишимбайский район РБ второго созыва решения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» жилое помещение З. М. должно быть предоставлено площадью не менее <данные изъяты>. Представитель Администрации МР Ишимбайский район Сафиуллин А.Н. /доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ/ требования не признал. Просил в иске отказать, поскольку самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ у муниципального района отсутствуют. Кроме того, у Администрации Ишимбайского района имеются основания для предоставления истцу жилого помещения только согласно ее очереди, так как в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами как истец, а в случае внеочередного предоставления истцу жилого помещения, будут нарушены права других очередников. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенции из федерального бюджета). Статьей 49 ч. 4 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категория граждан жилыми помещениями. В соответствии с Законом Республики Башкортостан № 451-з от 31 октября 2011 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», с ДД.ММ.ГГГГ, государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан. Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 указанного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Согласно ст. 5 названного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно названной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Как усматривается из копии решения Ишимбайского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать З. Л. <данные изъяты>. Постановлением Администрации г. Ишимбай и Ишимбайского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном З. М. назначена М. И. Из письма главы администрации МР Ишимбайский район от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что З. М. включен в список на получение жилого помещения. Согласно справке Отдела по опеке и попечительству Администрации МР Ишимбайский район № от ДД.ММ.ГГГГ З. М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения в администрации МР Ишимбайский район под № 33. В настоящее время З. М. проживает по адресу: <адрес>. Жилья в собственности не имеет. ДД.ММ.ГГГГ З. М. окончил <данные изъяты> по очной форме обучения. Решением Совета МР Ишимбайский район РБ второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере <данные изъяты> общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере <данные изъяты> общей площади жилого помещения на одного человека. Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Как установлено в ходе судебного заседания, З. М. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2008 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию МР <адрес> РБ. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд. РЕШИЛ: Обязать Администрацию Муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан предоставить З. М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в черте муниципального района Ишимбайский район, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 18 квадратных метров общей жилой площади. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 04 июня 2012 года, путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан. Судья О.В. Гильманова Решение не вступило в законную силу.