Дело № 2-938/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ишимбай «09» июля 2012 года Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи О.В. Гильмановой при секретаре Э.Г. Шеуджен с участием: представителя Ишимбайской межрайонной прокуратуры - помощника прокурора Ишмухаметова Р.Р. представителя ответчика - А.Х. Ахмадуллина рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения РБ Детский пульмонологический санаторий о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: Ишимбайский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения РБ Детский пульмонологический санаторий об обязании привести здание учреждения в соответствие с требованиями противопожарного законодательства. В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства, выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в частности, сигнал срабатывания АПС не выведен в ближайшую пожарную часть; полы на путях эвакуации первого этажа отделаны горючими материалами; не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; уклон лестниц на путях эвакуации более 1:1; высота ступеней лестниц 3-го типа более 22 см.; ширина проступи лестниц 3-го типа менее 25 см.; число подъемов в маршах лестниц 3-го типа более 16; в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет более 0,1м.; автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии; приборы приемно - контрольные установлены в коридорах первого этажа здания без круглосуточного пребывания дежурного персонала; отсутствует аварийное освещение, где расположен прибор приемно - контрольный; двери бельевой, электрощитовой не обеспечены требуемым пределом огнестойкости; не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака. В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности РФ руководители организации на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Предписания пожарного надзора являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц и граждан. По результатам проверки руководитель учреждения привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушения норм пожарной безопасности. Просит признать бездействие ответчика в части не устранения нарушений норм пожарной безопасности незаконным, обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности. В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Главный врач ГУЗ РБ Детский пульмонологический санаторий А.Х. Ахмадуллин пояснил, что выявленные нарушения имеются, в настоящее время ведется работа по их устранению. Специалист П. С. в судебном заседании показал, что выявленные нарушения не связаны с внутренней конструкцией здания, все лестницы расположены снаружи помещения. Детский санаторий ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, а в 2011 году по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Представитель третьего лица - Министерства земельных и имущественных отношений РБ на судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц и положений ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. По смыслу ст. 38 закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиком, по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в ГУЗ Детский пульмонологический санаторий, расположенный по адресу: <адрес>, был выявлен ряд нарушений ППБ 01-03, норм пожарной безопасности. В частности: -сигнал срабатывания АПС не выведен в ближайшую пожарную часть (п. 13.4 НПБ 88-2001; п. 12 НПБ 110-03; П. 3.16 СНиП 31-06-09; п. 14.4 СП 5.13130.09); -полы на путях эвакуации первого этажа отделаны горючими материалами (П. 3 ППБ 01-03; П. 6.25 СНиП 21-01-97); -не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (п. 41 ППБ 01-03); -уклон лестниц на путях эвакуации более 1:1 (п. 6.30* СНиП 21-01-97*); -высота ступеней лестниц 3-го типа более 22 см. (п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30* СНиП 21-01-09*); -ширина проступи лестниц 3-го типа менее 25 см. (п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30* СНиП 21-01-97*); -число подъемов в маршах лестниц 3-го типа более 16 (п. 3 ППБ 01-03; п. 1.90 СНиП 2.08.02.-89*); -в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет более 0,1м. в горизонтальном членении (п. 1.92* СНиП 2.08.02-89*); -автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (п. 98 ППБ 01-03); -приборы приемно - контрольные установлены в коридорах первого этажа здания без круглосуточного пребывания дежурного персонала (п. 12.8 НПБ 88-2001); -отсутствует аварийное освещение, где расположен прибор приемно - контрольный (п. 12.55 НПБ 88-2001); -двери бельевой, электрощитовой не обеспечены требуемым пределом огнестойкости (п. 3 ППБ 01-03; МДС 21-1-98 «Предотвращение распространения пожара»); -не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака (п. 36 ППБ 01-03). Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и не оспариваются ответчиком Вышеуказанные нормы и правила пожарной безопасности, а также нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) действуют на территории РФ уже с 2003 года, однако с указанного времени ответчик активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимал, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчика до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан. Ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчика от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Ишимбайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения РБ Детский пульмонологический санаторий о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности - удовлетворить. Признать бездействие Государственного автономного учреждения здравоохранения РБ Детский пульмонологический санаторий незаконным. Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения РБ Детский пульмонологический санаторий устранить нарушения норм пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан. Судья О.В. Гильманова Решение не вступило в законную силу.