5-71/2010 Нарушение правил противопожарной безопасности юридическим лицом.



Дело № 5-71/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ишимбай 03 ноября 2010 г.

Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Каримов А.А.,

с участием: главного государственного инспектора Ишимбайского района и г. Ишимбай по пожарному надзору Ахтямова М.Р.,

представителя юридического лица ООО «Торгово-Деловой Комплекс «Ишимбай» по доверенности Новожиловой М.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Торгово-Деловой Комплекс «Ишимбай»,

УСТАНОВИЛ:

Главным государственным инспектором по пожарному надзору в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ Ахтямовым М.Р. ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка соблюдения правил противопожарной безопасности юридическим лицом ООО «Торгово-Деловой Комплекс - «Ишимбай», расположенном по адресу по ул. <адрес>, г.Ишимбай РБ.

По результатам проверки должностным лицом составлен Протокол № № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. в котором указано, что в ходе проверки здания торгово-делового комплекса расположенного по адресу: г. Ишимбай. ул. <адрес> выявлены следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности в РФ, которые представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара:

1. Перила ограждения лестницы 3-го типа, ведущей со второго этажа менее 1.2 м (0.96 м) (п. 6.30 СНиП 21-01-97*):

2. Ширина выхода со второго этажа на лестницу 3-го типа составляет менее 0.9 м (0,8 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.16. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

3. Лестница 3-го типа расположена на расстоянии менее 1 м от оконного проема (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.30* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»):

4. Ширина лестничной площадки (0,95 м) лестницы 2-го типа менее ширины марша лестницы (1.08 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.31* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

5. Высота участка пути по маршу лестницы 2-го типа составляет менее 2 м (1.8 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

6. Высота 2-го эвакуационного выхода с первого этажа под лестничным маршем менее 1.9 м (1,74 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

7. Высота пути эвакуации ведущего к второму выходу под лестничным маршем составляет менее 2 м (1.85 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

8. Полы на путях эвакуации 1-го этажа отделаны линолеумом с показателями пожарной опасности более В2, РП2. ДЗ. Т2 (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

9. Дверь электрощитовой в подвале не имеет предела огнестойкости 0.6 ч (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»);

10. Дверь складского помещения в подвале не имеет предела огнестойкости 0.6 ч (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»):

11. В каждом отсеке подвального этажа отсутствуют не менее двух люков или окон шириной 0.9 м и высотой 1.2 м (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 1.12 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»);

12. Не проводится проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода (не реже двух раз в год (весной и осенью) (п. 89 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

Автоматическая противопожарная защита здания

Второй этаж

13. Прибор приемно-контрольный марки «Сигнал-20» расположен в помещении холла без круглосуточного пребывания дежурного персонала (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.48* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

14. Прибор приемно-контрольный «Сигнал-20» размещен на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 1,5 м (1,71 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.52 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

15. Расстояние от уровня пола до ручного пожарного извещателя, расположенного у лестницы и эвакуационного выхода составляет менее 1.5 м (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.41 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

16. В кабинете № 1 на одном из участков наблюдается перпендикулярное пересечение шлейфа сигнализации с проводом осветительной сети напряжением 220В (подтверждающие документы о наличии защиты шлейфа от электромагнитных наводок не предоставлены) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.66, 12.67 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

17. В кабинетах № 8, № 12, № 14, № 20 в местах прокладки шлейфа пожарной сигнализации через стены и перегородки шлейф проложен не в трубе, а образовавшиеся отверстия не заделаны негорючим материалом (п. 37 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

18. В кабинете № 36 при параллельной открытой прокладке расстояние от шлейфов пожарной сигнализации до осветительных кабелей составляет менее 0.5 м (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.67 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

19. В кабинете № 34 точечный дымовой пожарный извещатель размещен на расстоянии от вентиляционного отверстия менее 1 метра (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.19 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

20. В помещении распределительного щита точечный дымовой пожарный извещатель установленный на стене, расположен на расстоянии от перекрытия менее О Л м (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.18* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

Первый этаж

21. Прибор приемно-контрольный марки «Сигнал-20» расположен под лестницей без круглосуточного пребывания дежурного персонала (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.48* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

22. Прибор приемно-контрольный «Сигнал-20» размещен на высоте от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 1.5 м (1.78 м) (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.52 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);

23. На первом этаже отсутствует система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», таблица 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»):

24. Расстояние от уровня пола до ручного пожарного извешателя. расположенного у эвакуационного выхода составляет менее 1.5 м до органа управления (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.41 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»):

25. Блоки бесперебойного питания марки «ББП-20» установлены в труднодоступном месте, не позволяющем визуально наблюдать за их состоянием (п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»):

26. В помещениях кабинета № 16 установлено по одному пожарному извещателю (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.16 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»):

27. В кабинете № 38 точечный пожарный извещатель установленный на стене расположен, на расстоянии от перекрытия менее 0.1 м (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 12.18* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»):

28. В кабинетах № 38. № 39 в местах прокладки шлейфа пожарной сигнализации через стены и перегородки шлейф проложен не в трубе, а образовавшиеся отверстия не заделаны негорючим материалом (п. 37 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»)

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Торгово-Деловой Комплекс - «Ишимбай» по доверенности Новожилова М.В. пояснила, что нарушение требований СНиП, указанное в протоколе под порядковым № 1 не может быть отнесено к зданию торгово-делового комплекса ООО «Торгово-Деловой Комплекс «Ишимбай», поскольку указанный пункт СНиП устанавливает нормы для зданий дошкольных учреждений и учебных корпусов школ-интернатов, где расположены помещения для начальных классов. Пункты № 2,3,4,5,6,7,11 не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные по ранее действующим нормам до 1997 года, при этом административное здание построено и введено в эксплуатацию до 1993 года. С нарушением, указанным в пункте № 10 указанного протокола она не согласна, поскольку указанное складское помещение используется Обществом для хранения инвентаря и иных негорючих материалов. По пунктам 13, 14,15, 16,17,18,19,20-28 - Общество использует охранно-пожарную сигнализацию, установленную специализированной организацией ООО «наименование». ДД.ММ.ГГГГ г. с целью устранения имеющихся нарушений Общество заключило договор подряда № № с ФГУП «наименование». Все работы выполнены и приняты Актом от 25.10.10 г.

Главный государственный инспектор по пожарному надзору в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ Ахтямов М.Р. суду показал, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ г. ему не представили Акт о выполненных ФГУП «наименование» работах по устранению нарушений, изложенных в пунктах 13-28 протокола об административных нарушениях. Когда им стало известно о проведенных ФГУП «наименование» работах, они возбудили административное расследование в отношении ФГУП «наименование» в рамках которого будет назначена экспертиза о соответствии проведенных работ требованиям правил пожарной безопасности. Считает, что остальные пункты нарушений, указанные в протоколе имеют место быть, и Общество должно быть привлечено к административной ответственности.

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к выводу о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ТДК «Ишимбай» требований правил пожарной безопасности.

Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность должностных лиц, руководителей и юридических лиц соблюдать правила пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки, выявлены нарушения требований пожарной безопасности в РФ, которые частично нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Так, достоверно установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности, допущенные Обществом ОО «ТДК «Ишимбай»:

1. Перила ограждения наружной лестницы 3-го типа ведущей со второго этажа на 1 этаж (на землю) составляет 96 см. вместо положенного 120 см. (п. 6.30 СНиП 21-01-97),

2. Полы на путях эвакуации 1-го этажа отделаны линолеумом с показателями пожарной опасности более В2, РП2. ДЗ. Т2 (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

3. Дверь электрощитовой в подвале не имеет предела огнестойкости 0.6 ч (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»);

4. Не проводится проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода (не реже двух раз в год (весной и осенью) (п. 89 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»);

В остальной части нарушений указанных в протоколе, вина Общества, по мнению суда, не доказана.

Так, объект недвижимости - административное здание Делового центра, расположенное по адресу: РБ, г. Ишимбай, ул.<адрес>, принадлежит ООО «ТДК «Ишимбай» на основании договора-купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством на право собственности серии <данные изъяты> АБ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года. Объект недвижимости приобретен с установленной системой пожарной сигнализации и оповещения. Перепланировка, реконструкция объекта не осуществлялась. Договор на оказание охранных услуг и техническое обслуживание заключен 01.09.2009 года.

Суд соглашается с мнением представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство о том, что по пунктам № 2,3,4,5,6,7,11 нет достаточных оснований для привлечения ООО «ТДК «Ишимбай» к административной ответственности по следующим основаниям.

Пункты № 2,3,4,5,6,7,11 - указаны нарушения требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (введены в действие 01.01.1998 года), взамен ранее действующих норм - СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы". Административное здание Делового центра введено в эксплуатацию в 1993 году и при его строительстве использовались ранее действующие нормы. В п.1.7. СНиП 21-01-97* изложены требования о необходимости приведения уже существующих зданий и сооружений в соответствие с новыми требованиями. В соответствии с этим пунктом требования СНиП 21-01-97* не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные по ранее действующим нормам (т. е. до 1997 г.). Исключение составляют случаи, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или владелец объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующего здания или сооружения. Это решение может быть принято на основе экспертизы уполномоченных органов и научно-исследовательских организаций, специализирующихся на обеспечении пожарной безопасности зданий и сооружений.

Такое Заключение компетентных органов отсутствуют.

В силу статьи 54 Конституции РФ Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Пунктом 10 протокола об административном правонарушении Общество обвиняется в нарушении правил пожарной безопасности в связи с установкой двери в складское помещение в подвале, не имеющей предела огнестойкости 0.6 ч.

В соответствии с пунктом 1.82. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»: «Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.», однако, суду не представлено каких-либо объективных доказательств того, что в указанном помещении Обществом хранятся горючие материалы, или оно используется в качестве мастерской по переработке горючих материалов, электрощитовых и т.д.

По пунктам нарушений за №№13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28, указанных в протоколе Общество не может нести административную отвественность по следующим основаниям.

Согласно представленных представителем Общества доказательств ООО «ТДК «Ишимбай» использует охранно-пожарную сигнализацию установленную специализированной организацией ООО «наименование» (лицензия №<данные изъяты>) в соответствии с требованиями исходно-разрешительной документации № 44 и технического задания № 2 государственного пожарного надзора при реконструкции здания под Деловой центр в 2006 году.

Административное здание Делового центра приобретено в собственность у ОАО «<данные изъяты>»» вместе с указанной охранно-пожарной сигнализацией. С целью ее технического обслуживания, Общество заключило договор № 34 на оказание охранных услуг и техническое обслуживание ОПС 01.09.2009 года с ОВО при ОВД по Ишимбайскому району и городу Ишимбай, а так же договор № 34/1 от 01.01.09 г. с ФГУП «наименование» на экстренный вызов нарядов милиции и техническое обслуживание средств экстренного вызова нарядов милиции, согласно которого ответственность за исправность технических средств охранной сигнализации, несет ФГУП «наименование».

ДД.ММ.ГГГГ года ФГУП «наименование» представило Обществу Акт проверки технического состояния средств охранно-пожарной сигнализации и тревожной сигнализации от 18 мая 2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ г. с целью устранения допущенных нарушений Общество заключило договор подряда № 361159 с ФГУП «наименование»

Согласно представленного суду Акта о приемке выполненных работ № 361159 от 25.10.2010 г. нарушения, указанные в п. №№13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28 устранены в результате выполненных работ. Ответственность за исправность технических средств охранной сигнализации, несет ФГУП «наименование». При этом представитель Государственной инспекции по пожарному надзору Ахтямов М.Р. подтвердил факт того, что в отношении ФГУП «наименование» возбуждено административное расследование в рамках которого запланировано проведение экспертизы на предмет соответствия выполненных работ требованиям пожарной безопасности. Следовательно, на данный момент у Общества отсутствует виновное бездействие, вызвавшее нарушение требований правил пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-Деловой комплекс - «Ишимбай» допустило следующие нарушения правил пожарной безопасности:

1. Перила ограждения наружной лестницы 3-го типа ведущей со второго этажа на 1 этаж (на землю) составляет 96 см. вместо положенного 120 см. (п. 6.30 СНиП 21-01-97),

2. Полы на путях эвакуации 1-го этажа отделаны линолеумом с показателями пожарной опасности более В2, РП2. ДЗ. Т2 (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

3. Дверь электрощитовой в подвале не имеет предела огнестойкости 0.6 ч (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»);

4. Не проводится проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода (не реже двух раз в год (весной и осенью) (п. 89 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»).

На основании анализа представленных сторонами доказательств установлены достаточные данные, указывающие на наличие в бездействиях юридического лица ООО «ТДК - «Ишимбай» административного правонарушения в виде нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Данные действия указанного юридического лица подлежит квалификации ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Принимая решение о привлечении юридического лица к административной ответственности, суд учитывает обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

При назначении наказания, суд приходит к выводу, что совокупность нарушений, в совершении которых Общество признано виновным, не представляют угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, поэтому приходит к выводу о целесообразности назначения наказания в виде административного штрафа.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-Деловой Комплекс - «Ишимбай» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере - 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: подпись А.А. Каримов

Решение не вступило в законную силу