№ 5-70/2011 об административном правонарушении в отношении Чуйкова А.В.



Дело № 5-70/2011                                                                                            

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6 декабря 2011 г.        г. Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Идрисова Я.Х. единолично,

с участием прокурора Басырова Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В., привлекаемого к административной ответственности по ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ,

                                              

УСТАНОВИЛ:

Ишимбайский межрайонный прокурор представил в суд постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В. по ст. 14.1 ч.2 КоАП РФ. В обоснование постановления указано, что в пункте приема платежей ООО «<данные изъяты>», расположенном в подвальном помещении по адресу: <адрес>, установлено <данные изъяты> единиц электронного оборудования, которое имеет признаки игровых автоматов, подключено к питании электрической сети, а также <данные изъяты> комплектов компьютерной техники, состоящей из монитора, системного блока и мышки. Электронное оборудование имеет металлический корпус, купюроприемник отсутствует, на оборудовании имеется экран, клавиатура для запуска программы и ведения игры. Оборудование имеет табло, на котором в процессе игры указываются набранные баллы. На боковой стенке автомата расположены отверстия с электронными замками под ключ. Условия игры состоят в следующем: чтобы быть допущенным к игре, участник игры передает деньги оператору зала, после чего сотрудник подходит к игровому автомату и активирует баланс ключом, после участнику предоставляется право самостоятельно осуществить игру путем нажатия на соответствующие кнопки оборудования. Материальный выигрыш определяется случайным совпадением одинаковых картинок и цифр на экране и показывается в виде набранных баллов на табло, что соответствует сумме выигрыша в денежном эквиваленте.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в пункте приема платежей, расположенном в подвальном помещении по адресу: <адрес>, установлено, что оператор развлекательного клуба принимает от клиентов денежные средства, которые на игровом оборудовании активируются им же в виде баллов. После этого, участник игры осуществляет игру путем нажатия на соответствующие кнопки оборудования. Материальный выигрыш определяется случайным совпадением одинаковых картинок и цифр на экране и показывается в виде набранных баллов на табло, что соответствует сумме выигрыша в денежном эквиваленте. В случае выигрыша администратор зала выдает наличные денежные средства участнику игры на руки в сумме, соответствующей выигранным баллам.

Аналогичная схема действует также при организации и проведении азартных игр с использованием компьютеров.

В постановлении прокурора указано, что в нарушение ч.4 ст.5 и ст.13 Закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» ООО «<данные изъяты>» фактически осуществляло предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, а также компьютеров, без специального разрешения в игорном заведении, отрытым вне игровой зоны, в связи с чем, Ишимбайский межрайонный прокурор просит привлечь генерального директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В. к административной ответственности по ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленное требование, просил привлечь директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В. к административной ответственности по ст. 14.1 ч.2 КоАП РФ и конфисковать игровое оборудования с целью недопущения повторных нарушений.

Чуйков А.В. извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений об отложении судебного заседания не представил.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается полученным почтовым уведомлением.

Выслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что вина Чуйкова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ доказана полностью, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>» эксплуатировалось оборудование, в котором основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша, который определялся случайным образом.

Пунктом 6 статьи 4 Закона № 244-ФЗ определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Частями 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организацию и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными Федеральными законами.

Согласно пункту 11 статьи 4 Закона № 244-ФЗ игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

В пункте 7 статьи 4 Закона № 244-ФЗ дано определение игорной зоны, под которой понимается часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с названным Федеральным Законом.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным Законом. Игорные заведения не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 статьи Закона № 244 - ФЗ).

В статье 9 Закона № 244-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 13 Закона № 244-ФЗ организатору азартных игр предоставляется право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Из части 9 статьи 16 Закона № 244-ФЗ следует, что деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеприведенных норм следует, что игорные заведения, уже открытые и действовавшие до вступления в силу Закона № 244-ФЗ (то есть до ДД.ММ.ГГГГ), вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до ДД.ММ.ГГГГ вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных указанным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу данного закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным разрешительным порядком.

Таким образом, законодатель определил два обязательных условия осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр: первое - осуществление данной деятельности только при наличии соответствующего разрешения (лицензии); второе осуществление данной деятельности только в определенных игорных зонах. Факт осуществления такой деятельности вне пределов игорных зон, установленных Законом № 244-ФЗ, при наличии соответствующего разрешения, является иным (самостоятельным) правонарушением, влекущим ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензий).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии п. 14 ст. 2 Закона № 138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотерей, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 138-ФЗ для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия. Тиражной комиссией осуществляются следующие функции: проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи; подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.

Согласно п. 4 ст. 18 Закона № 138-ФЗ в лотерейном оборудовании не должны содержаться скрытые алгоритмы (в том числе исходные тексты компьютерных программ), информационные массивы, узлы или агрегаты, недоступные для инспектирования и тестирования со стороны органов, осуществляющих контроль за проведением лотерей.

Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат розыгрыша призового фонда тиражной лотереи до начала такого розыгрыша.

В соответствии с Федеральным Законом от 27 июля 2010 г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей запрещено.

Согласно п. 5 ст. 18 Закона № 138-ФЗ результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша.

В п.п. 2, 3, 8, 15 ст. 2 Закона № 138-ФЗ раскрыты содержания «выигрыша», «призового фонда», «проведение лотереи» и «лотерейной ставки».

В силу п. 14 ст. 2 Закона № 138-ФЗ, лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Согласно п.п. 2 и. 3 статьи 3 Закона № 138-ФЗ, стимулирующей лотерей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей (п. 2 ч. 3 ст. Закона № 138-ФЗ). Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.

В силу п. 8 ст. 2 Закона № 138-ФЗ, проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии со ст. 7 Закона № 138-ФЗ, право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Наличие или отсутствие у игрового автомата устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, свидетельствует о том, что указанный автомат является игровым (письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата в лотереях нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и в письме Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ , основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Наличие или отсутствие у автомата устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей не свидетельствует об отсутствии у оборудования признаков игрового автомата.

Проверкой установлено, что после получения денежных купюр от игрока, оператор вводит сумму на электронном устройстве ключом, равное сумме оплаченной оператору, затем участник нажимая на кнопки на электронном оборудовании, сам запускает автомат и начинает игру. В случае выигрыша участник получает денежный приз у оператора.

Фактически участнику с использованием электронного оборудования предоставляется право непосредственного розыгрыша денежного приза путем нажатия клавиш согласно активированному балансу в сумме, равной внесенной в кассу плате.

Вместе с тем, материальный выигрыш при использовании данного оборудования, как и у игровых автоматов, определяется случайным образом устройством, находящимся в составе такого игрового оборудования, без которого данное игровое устройство не будет работать, без участия организатора азартных игр или его работников. Участник, используя установленную в оборудовании специальную программу, фактически осуществляет игру и определяет размер материального выигрыша.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 244-ФЗ, азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

Определение игрового автомата дано в п. 18 ст. 4 Закона № 244-ФЗ: игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Аналогичное понятие содержится и в ст. 364 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Используемое в пункте приема платежей ООО «<данные изъяты>» электронное оборудование при визуальном сравнении внешнего вида и функциональных элементов программно-аппаратного комплекса и типового игрового автомата, принципиальным отличием является отсутствие купюроприемника денежных купюр. Законодательством наличие или отсутствие купюроприемника в игровом автомате не предусмотрено.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом осмотра места происшествия, согласно которому в подвальном помещении обнаружены и изъяты игровые автоматы и компьютеры, на которых осуществлялась организация и проведение азартных игр, приложение к протоколу осмотра места происшествия ДВД-диск, на котором видно, как было организовано и осуществлялась проведение азартных игр, объяснение Г., данное под видеосъемку, из которого следует, что ООО «<данные изъяты>» по адресу <адрес>, в подвальном помещении организовало и предоставляла возможность играть в азартные игры на игровых автоматах, а также объяснение представителя ООО «<данные изъяты>» Х.

Директор ООО «<данные изъяты>» Чуйков А.В. в нарушение вышеприведенных норм закона осуществляет незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр, тем самым нарушая интересы государства, а также права и интересы населения г. Ишимбай на ограничение осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, следует исчислять с момента обнаружения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ в течение одного года, поскольку имело место нарушение требований закона «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9., 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо - директора ООО «<данные изъяты>» Чуйкова А.В., проживающего в <адрес>, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ, назначить ему наказание в виде административного штрафа <данные изъяты> с конфискацией орудий производства в виде <данные изъяты> единиц игрового оборудования, <данные изъяты> компьютеров.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток через Ишимбайский городской суд.

Судья Я.Х.Идрисов.

Постановление не вступило в законную силу.