Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 апреля 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П., с участием заместителя прокурора Исаклинского района Самарской области Грибова П.В., начальника административно-правового отдела администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО1, при секретаре Яшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/11 по заявлению прокурора Исаклинского района Самарской области о признании незаконным и не действующим с 01 января 2010 года Постановления Главы муниципального района Исаклинский Самарской области от 02 сентября 2010 года № 792, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением в обоснование своих требований, поясняет, что в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение Сухова В.В., по вопросу законности прекращения ему выплат - доплаты к трудовой пенсии Администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области. В ходе проверки прокуратурой установлено, что Постановлением Главы муниципального района Исаклинский Самарской области от 02 сентября 2010 года № 792 «О прекращении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области» прекращена выплата ежемесячной доплаты к пенсии Сухову В.В., с 01 января 2010 года в соответствии с п.11 Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской области» утвержденного Постановлением Собрания представителей Исаклинского района от 23 декабря 2004 года № 15, (далее-Положение) в связи с превышением его трудовой пенсии минимального размера установленного п.6 Положения. При осуществлении расчета в качестве должности ранее занимаемой Суховым В.В., использовалась должность секретаря РК КПСС, которая согласно Положению в настоящее время соответствует должности заместителя Главы района. Согласно п.6 Положения доплата лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области не менее трех лет устанавливаются в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов должностного оклада по соответствующей должности, согласно приложению № 2 к настоящему Положению. Сухов В.В., в органах государственной власти и управления Исаклинского района занимал должность председателя Исаклинского райисполкома с 09 декабря 1980 года по 23 апреля 1984 года, то есть более трех лет. Согласно приложению № 2 к Положению должность председателя Исаклинского райисполкома в настоящее время соответствует должности Главы муниципального района и, следовательно, соблюдаются требования установленные п.6 Положения для выплаты Сухову В.В., доплаты к трудовой пенсии. Таким образом, отмена выплат Сухову В.В., - доплаты к трудовой пенсии является не законной. В судебном заседании представитель заявителя - заместитель прокурора Исаклинского района Самарской области Грибов П.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным Постановление Главы муниципального района Исаклинский от 02 сентября 2010 года № 792, обязать Администрацию муниципального района Исаклинский осуществить перерасчет и выплатить доплату к трудовой пенсии Сухову В.В., за период с 01 января 2010 года по 01 апреля 2011 года. Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО1. в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме, в удовлетворении заявления не возражал. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора Исаклинского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. У суда не имеется оснований полагать, что признание совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или добросовестного заблуждения, поскольку требования заявителя подтверждаются материалами дела. Материалами дела установлено, что постановлением Собрания представителей Исаклинского района Самарской области от 23 декабря 2004 года № 15 утверждено Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области». Постановлением Главы муниципального района Исаклинский Самарской области от 02 сентября 2010 года № 792 «О прекращении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области, прекращена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 01 января 2010 года Сухову В.В., замещавшему в органах государственной власти и управления Исаклинского района должность секретаря РК КПСС в период с 12 августа 1974 года по 01 апреля 1978 года и председателя Исаклинского райисполкома с 09 декабря 1980 года по 23 апреля 1984 года. Прокурор в соответствие ст. 245 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Главы муниципального района Исаклинский от 02 сентября 2010 года № 792. Конституция РФ, гарантируя каждому, в соответствие с целями социального государства (статья 7, часть 1), социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсии и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт «ж» части 1 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт «н» части 1, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статья 76, часть 2). В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта РФ может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о не противоречии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда РФ от 01 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 03 ноября 1997 года № 15-П и от 15 декабря 2003 года № 19-П). Специфика государственной муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно замечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из его особенностей, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, является Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих» пунктом 10 которого органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие гарантии (доплаты) с учетом положений Указа за счет собственных средств. На основании ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года, правовое регулирование муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ, правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный Закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты (ст.3). Одним из основных принципов муниципальной службы является, согласно ст. 4 Закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина, правовая социальная защищенность муниципальных служащих. При этом законом устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая в том числе обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Статьей 11 Закона установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Норма ст. 23 Закона гарантирует муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а статья 24 устанавливает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления названного Федерального закона (01 июня 2007 года) Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (статья 18). Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. На момент принятия постановления № 15 от 23 декабря 2004 года «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района», действовал Закон Самарской области от 16 июля 1998 года «О муниципальной службе в Самарской области», статья 16 которого гарантировала муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а статья 20 также распространяла на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме права государственного гражданского служащего в РФ, устанавливаемые федеральными законами и законами Самарской области. В настоящее время муниципальная служба на территории Самарской области регулируется Законом Самарской области № 96-ГД, который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы, а в статье 12 подтверждает введение в Самарской области с 12 мая 2005 года, право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в порядке и условиях, предусмотренных данным Законом и уставами муниципальных образований. Статьей 13 определены категории лиц имеющих право на данную доплату, установлены основания для установления доплаты. Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а принятые ранее нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. В соответствие с Законом Самарской области № 19-ГД от 13 марта 2001 года, последний принят в целях обеспечения социальных гарантий (в части пенсионного обеспечения) лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области и устанавливают обязательность выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии для указанной категории лиц, в том числе при условии увольнения со службы по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию. Согласно п.6 Положения доплата лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области не менее 3-х лет устанавливаются в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов должностного оклада по соответствующей должности, согласно приложению № 2 к настоящему Положению. Согласно п.11 Положения, размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается в случае: изменения размера назначенной трудовой пенсии. Перерасчет доплаты производится с первого числа месяца, следующего за месяцем изменения размера пенсии; увеличения размера должностного оклада из которого исчислена доплата, в связи с увеличением в централизованном порядке должностных окладов работников местного самоуправления Исаклинского района и при условии включения необходимых средств в бюджет Исаклинского района. Согласно приложению № 2 к Положению должность председателя Исаклинского райисполкома в настоящее время соответствует должности Главы муниципального района Исаклинский Самарской области. Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года № 8-П сформулирована правовая позиция о том, что никто не обладает неограниченной свободой усмотрения и не может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях указанных выше статей Конституции РФ. При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Таким образом, прекращение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии без установления какого-либо механизма компенсации, позволяющего устранить негативные последствия, вызванные ее отменой, не согласуются со статьями 7, 18, 39 (части 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ и основанной на них правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года № 8-П и Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 года № 88-О по жалобе граждан Борисова и других. В соответствие с изложенным суд приходит к мнению о том, что принятым Постановлением № 792 от 02 сентября 2010 года, согласно которому прекращена выплата доплаты к трудовой пенсии Сухову В.В., замещавшему должность председателя Исаклинского райисполкома более 3-х лет, нарушаются его права на получение такой доплаты, гарантированное Законом Самарской области № 96-ГД, устанавливающим распространение в полном объеме на муниципальных служащих прав и гарантий государственных гражданских служащих, в том числе и на получение доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной Законом № 19-ГД, поскольку установленное в Федеральном законе № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» право лиц, замещавших муниципальную должность на пенсионное обеспечение за выслугу лет на территории Самарской области реализуется путем установления доплат к трудовым пенсиям таким служащим, в силу приравненности их статуса к статусу государственных гражданских служащих, размер которых прямо пропорционален количеству отработанных лет на муниципальной службе, то есть зависит от выслуги, учитывает ее. Действующее федеральное и региональное законодательство по вопросу о правах и гарантиях муниципальных служащих, в том числе замещавших такие должности не связывает право этих лиц на получение доплат, с наличием или отсутствием бюджетных средств у органа местного самоуправления. Не содержит таких оснований для приостановления, прекращения выплат и принятое Положение, утвержденное Постановлением № 15 от 23 декабря 2004 года. При указанных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 245 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Исаклинского района Самарской области - удовлетворить. Признать Постановление Главы муниципального района Исаклинский № 792 от 02 сентября 2010 года «О прекращении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Исаклинского района Самарской (Куйбышевской) области» незаконным и недействующим с 01 января 2010 года. Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области осуществить перерасчет и выплатить доплату к трудовой пенсии Сухову В.В., за период с 01 января 2010 года по 01 апреля 2011 года по замещаемой им должности председателя Исаклинского райисполкома Самарской (Куйбышевской) области. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Исаклинский районный суд Самарской области. Судья: (подпись) М.П. Семёнов <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>