Решение о частичном удовлетворении иска прокурора о возложении обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий для устарнения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре Яшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Государственному учреждению Самарской области «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» о возложении обязанностей по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области и ГУ СО « Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» о возложении обязанностей по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. В заявлении прокурор указал, что в 2011 году в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, в деятельности Государственного учреждения Самарской области «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» (далее ГУ), расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения в сфере соблюдения законодательства о противопожарной безопасности и в сфере соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

ГУ предназначено для социально-педагогической, психологической и медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет, а также социальной реабилитации воспитывающих их семей.

Учредителями ГУ являются: Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, и Министерство имущественных отношений Самарской области.

Собственником имущества ГУ является Самарская область и передано последнему в оперативное управление Министерством имущественных отношений Самарской области.

Согласно п.п 1.4, 2.1, 2.2, 3.1 Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 04 марта 2009 года № 59, Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций; осуществляет функции государственного заказчика по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения Самарской области.

Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года № 79 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, Министерство обеспечивает реализацию политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Согласно ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут помимо собственников имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 данного Закона предприятия, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В соответствие ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся правила по пожарной безопасности.

Таковыми по отношению к ГУ являются «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89», утвержденные Госкомобразованием СССР от 10 мая 1989 года (далее Правила), устанавливающие требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, детских дошкольных учреждений, детских-внешкольных учреждений, детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детских спортивных юношеских школ независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно п.11 Правил ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие, обязанные обеспечить выполнение Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков; обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных ОГПН и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

Согласно ст.3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и иных законов и нормативных актов субъектов РФ.

Соблюдение указанного законодательства осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ: - от 11 марта 2003 года № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03»; - от 23 июля 2008 года № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», финансирование ГУ осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов РФ и других источников, но не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителей.

Таким образом, финансирование на устранение нарушений требований пожарной безопасности и санитарного законодательства должно обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта РФ, которым в настоящем случае является Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области.

Собственником имущества ГУ является Самарская область в лице его представителя Министерства имущественных отношений. ГУ является представителем собственника недвижимого имущества - Министерства имущественных отношений Самарской области.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, на Министерство имущественных отношений возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества ГУ.

Таким образом, в ГУ не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам, которые бы гарантировали охрану жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Самостоятельно ГУ устранить допущенные нарушения пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований в полном объеме не может, так как своих свободных финансовых средств не имеет, а его финансирование осуществляется из бюджета Самарской области. Выделяемые средства являются целевыми и распределяются по основным направлениям деятельности.

Неисполнение требований противопожарного и санитарного законодательства создает для воспитанников, работников и третьих лиц, посещающих ГУ, опасные условия нахождения в здании ГУ.

Просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия в ГУ, а именно:

- установить в чердачном помещении ГУ АПС (автоматическую пожарную сигнализацию);

- оборудовать гардеробную сушильными шкафами для одежды и обуви;

- туалетные комнаты оборудовать умывальниками и унитазами, из расчета: не менее 1 на 4 человека (5 умывальников, 5 унитазов);

- установить регуляторы температуры на радиаторы, используемые в качестве нагревательных приборов отопительной системы;

- установить на отопительные приборы ограждения в виде съемных деревянных решеток;

-обеспечить отдельный наружный выход на хозяйственную территорию из пищеблока, расположенного на 1 этаже;

-разместить процедурный кабинет, кабинет приема, в помещении с площадью не менее 18 кв.м. и 12 кв.м., соответственно;

- оборудовать поддон с подводкой холодной и горячей воды для обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов и забора воды для мытья пола;

- оборудовать продуктовую кладовую приборами для измерения относительной влажности.

Прокурор в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что ответчиками до настоящего времени не устранены выявленные нарушения правил пожарной безопасности. В то же время хотя и нарушения санитарно-эпидемиологических норм в деятельности ГУ официально отмечены впервые, эти нарушения были, и мели место с момента начала деятельности данного учреждения. В связи, с чем предполагается, что ответчики заведомо зная о наличии указанных нарушений санитарных норм, самостоятельно и добровольно их устранять, не намерены.

Ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в лице заместителя Министра ФИО1, в судебное заседание не явился, суду представил отзыв на исковое заявление прокурора. Просил, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве, в удовлетворении иска прокурору отказать, дело рассмотреть без участия их представителя.

Ответчик Министерство имущественных отношений Самарской области в лице ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился. Суду представил отзыв, просил на основании доводов изложенных в отзыве в иске к Министерству прокурору отказать, рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика ГУ «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» в лице директора ФИО3, иск прокурора не признала, суду представила отзыв и пояснила, что ГУ принимает определенные усилия, и меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарных норм, выявленных в ходе эксплуатации здания и помещений ГУ. Согласно Уставу учредителями ГУ являются Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. В процессе деятельности ГУ с момента открытия ДД.ММ.ГГГГ занимается устранением нарушений требований пожарной безопасности, что подтверждается представленными суду предписаниями. В указанных предписаниях в числе нарушений правил пожарной безопасности отсутствие АПС в чердачном помещении не значилось. Кроме того, согласно техническому паспорту на здание ГУ в наименовании конструктивных элементов - чердачное помещение не значится, а имеются перекрытия и крыша. Согласно смете расходов ГУ Министерством здравоохранения запланировано выделение в 2011 году денежных средств на обработку сгораемых конструкций зданий и помещений огнезащитным составом. В то же время сегодняшнее положение в сфере санитарного благополучия в зданиях и территории ГУ имеет место на протяжении всего времени функционирования ГУ, поскольку реконструкций зданий не производилось. Однако в целях устранения выявленных нарушений требований санитарных норм ГУ неоднократно направлялась информация в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области о необходимости выделения денежных средств (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), с приложением сметных расчетов. При выделении денежных средств нарушения будут устраняться.

Просила исковые требования прокурора Исаклинского района оставить без удовлетворения.

Заслушав участников судебного процесса, с учетом мнения истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Учредителями ГУ «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» являются Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области, что следует из Устава ГУ и не оспаривается участвующими в деле лицами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Исаклинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения иных законов в деятельности ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» выявлены нарушения, в том числе - в сфере соблюдения законодательства о противопожарной безопасности: в чердачном помещении отсутствует АПС (автоматическая пожарная сигнализация); - в сфере соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: - процедурный кабинет, площадью 7,4 кв.м.; кабинет приема больных, площадью 10.11 кв.м.; гардеробная не оборудована сушильными шкафами для одежды и обуви; спальные комнаты не оборудованы стульями, количество тумбочек не соответствует числу проживающих детей; количество умывальников и унитазов не соответствует расчету: не менее 1 на 4 человека; в качестве нагревательных приборов отопительной системы применяются радиаторы, расположенные под оконными проемами, регуляторы температуры отсутствуют, отопительные приборы не оборудованы съемными деревянными решетками, в комнате физиотерапии и массажа отопительные приборы закрыты древесно-стружечной плитой; пищеблок расположен на первом этаже, не имеет отдельного наружного выхода на хозяйственную территорию; поддон с подводкой холодной и горячей воды для обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов и забора воды для мытья пола отсутствует; продуктовая кладовая не оборудована приборами для измерения относительной влажности.

В соответствие ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Согласно ст. 38 того же Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в первую очередь собственники имущества.

Из материалов дела усматривается, что Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области вопросу противопожарного состояния ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» уделяется должное внимание. Выявленные нарушения требований противопожарной безопасности устраняются, что подтверждается и представленной суду сметой расходов на 2011 год, где ГУ предусмотрено выделение финансовых средств на обработку сгораемых конструкций огнезащитным составом.

При таких обстоятельствах доводы истца о необходимости возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, по мнению суда не основаны на фактических обстоятельствах дела и удовлетворены быть не могут.

ГУ «Исаклинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Детство» предназначено для социально-педагогической, психологической и медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет, а также социальной реабилитации воспитывающих их семей.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что прокурорской проверкой, проведенной в ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство», расположенный по адресу: <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, неоднократной информацией ГУ в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области о необходимости выделения денежных средств для устранения имеющихся нарушений (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), что не оспаривалось ответчиками.

Выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, влияют на безопасность пребывания в учреждении детей и персонала, а также неопределенного круга лиц, посещающих ГУ, поскольку свидетельствуют о необеспечении надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений и территории детского учреждения.

Судом установлено, что устранить имеющиеся в помещениях нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ГУ самостоятельно не может, поскольку для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми оно не располагает.

Согласно п.п. 1.4,2.1,2.2,3.1 Постановления Правительства Самарской области от 04 марта 2009 года № 59 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области» в полномочия указанного Министерства входит государственное управление подведомственными учреждениями, а также размещение заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений ГУ, находящихся в собственности Самарской области.

При этом указанные полномочия, а также осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, согласно Постановлению Правительства Самарской области от 04 марта 2009 года № 59, является Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. На Министерство имущественных отношений Самарской области исполнение таких полномочий не возложено.

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения и социального развития наделяется полномочиями по формированию в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.

В силу представленных полномочий Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, как орган государственной власти, обязано в пределах бюджетных ассигнований самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств.

Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к мнению, что Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области принимались и принимаются меры по устранению нарушений пожарной безопасности, о чем свидетельствуют финансирование и объем выполненных работ в этом направлении. В то же время, по мнению суда, Министерством не уделяется должного внимания и не финансируются мероприятия направленные на устранение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство».

ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» также принимал действия направленные на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности, по мере выделения на эти цели денежных средств Министерством. В то же время, по мнению суда, ГУ не приняты достаточных и действенных мер направленных на проведение мероприятий по устранению нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического состояния в зданиях и помещениях детского учреждения.

Исследованные доказательства в их совокупности дают основания суду полагать, что выявленные нарушения пожарной безопасности в ГУ будут ответчиками устранены без судебного принуждения. В то же время суд считает возможным и необходимым обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» провести организационно-хозяйственные мероприятия направленные на устранение нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в ГУ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199, 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору Исаклинского района Самарской области иск к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области и ГУ СО «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» - удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Государственное учреждение Самарской области «Исаклинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство» провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в ГУ, а именно:

- оборудовать гардеробную сушильными шкафами для одежды и обуви;

- туалетные комнаты оборудовать умывальниками и унитазами, из расчета: не менее 1 на 4 человека (5 умывальников, 5 унитазов);

- установить регуляторы температуры на радиаторы, используемые в качестве нагревательных приборов отопительной системы;

- установить на отопительные приборы ограждения в виде съемных деревянных решеток;

-обеспечить отдельный наружный выход на хозяйственную территорию из пищеблока, расположенного на 1 этаже;

-разместить процедурный кабинет, кабинет приема, в помещении с площадью не менее 18 кв.м. и 12 кв.м., соответственно;

- оборудовать поддон с подводкой холодной и горячей воды для обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов и забора воды для мытья пола;

- оборудовать продуктовую кладовую приборами для измерения относительной влажности.

В остальной части иска прокурору - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) М.П. Семёнов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>