Решение об отказе в возложении обязанности по предоставлению жилья сироте



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре Яшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах Петраковой М.С. к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о признании незаконными бездействия должностных лиц и возложении обязанностей по обеспечению жильем Петраковой М.С.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Петраковой М.С., к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о признании незаконным бездействия должностных лиц в части устранения нарушений законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях и проведении необходимых организационных мероприятий по обеспечению жильем Петраковой М.С. В заявлении прокурор указал, что Петракова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет. За Петраковой М.С., Постановлением Главы муниципального района Исаклинский от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05 марта 2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения». Статьей 3 Закона определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок. Статьей 2 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей такой категории, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. По данным администрации муниципального района Исаклинский по состоянию на 28 января 2011 года на территории района зарегистрировано 7 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно предоставленным данным администрации района на получения жилья в 2011 году на очереди под № 3 состоит Петракова М.С., которой до настоящего времени жилье не предоставлено.

Таким образом, администрация муниципального района Исаклинский обязана в соответствии с дополнительными гарантиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, выделять денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Однако, в нарушении вышеуказанных норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Петракова М.С., до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Прокурор в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО1, в судебном заседании иск прокурора не признала, пояснила, что Администрацией проводится определенная работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и представила в письменной форме отзыв на заявленные требования истца.

Представитель 3-го лица Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО2, в судебном заседании полагала, что Администрацией района по данному вопросу проводится определенная работа в рамках нормативных документов регламентирующих направление этой работу.

Заслушав доводы представителей сторон, представителя 3-го лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно ст.5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ст.ст. 4,5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. Финансовое обеспечение этих полномочий органами местного самоуправления осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05 марта 2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения». Статьей 3 Закона определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей такой категории, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

На указанную категорию граждан распространяются и нормы ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», которая осуществляется путем предоставления в том числе: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с Законом нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст.5 Закона для данной категории граждан установлена норма предоставления общей площади жилого помещения- 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Данная категория граждан, поставленная на учет в качестве нуждающихся в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД, на основании Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД обеспечивается жилыми помещениями органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Согласно ст.2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении указанных государственных полномочий имеют право, в том числе на: - финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета; обязаны, в том числе:- осуществлять государственные полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов; вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий.

Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым органы местного самоуправления ведут учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан. Согласно пунктам 3.1; 3.2; 3.3 указанного Порядка органами местного самоуправления формируются и утверждаются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 1 февраля текущего года по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет. Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 20 января 2011 года № 4 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 1 квартал 2011 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субсидий) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством» на территории муниципального района Исаклинский установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 16 900 рублей.

Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» принятого в соответствии с Законом Самарской области № 87-ГД, статьей 5.5 установлено, что предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

Постановлением Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области от 28 января 2011 года утвержден Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке под номером 1 значится ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ. Петракова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в данном списке значится под номером 3, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.

Между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Администраций муниципального района Исаклинский 22 марта 2011 года заключен договор о предоставлении и расходовании в 2011 году субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора до 31 декабря 2011 года.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области перечислило на счет Управления экономического развития, инвестиций и финансами муниципального района Исаклинский сумму в размере 557 700 рублей 00 копеек в виде субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом заместителя руководителя Управления экономического развития, инвестиций и финансами муниципального района Исаклинский от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3, уведомлена о необходимости подачи заявления на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Приказом и.о. ректора Самарского государственного технического университета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, студентка 2 курса отчислена из университета с ДД.ММ.ГГГГ за академическую неуспеваемость.

Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к мнению, что Администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области принимались и принимаются меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствуют: сформированный и утвержденный органом местного самоуправления Список граждан указанной категории нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в 2011 году; заключенный Договор о предоставлении и расходовании в 2011 году субвенций из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан.

Данными обстоятельствами опровергаются доводы заявителя о бездействии ответчика по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По мнению суда, требование истца о предоставлении жилого помещения Петраковой М.С., посредством возложения обязательства на Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области не подлежит удовлетворению, поскольку утвержденный на 2011 год Список является единым для указанной категории лиц, в котором под № 1 значится ФИО3, а Петракова М.С., под № 3. Согласно ст.5.5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77, предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах у суда достаточно оснований полагать, что предоставление социальной выплаты Петраковой М.С., будут осуществлены органом местного самоуправления по мере поступления субвенций из областного бюджета на эти цели, без судебного принуждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199, 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору Исаклинского района Самарской области в удовлетворении исковых требований о признании бездействие должностных лиц Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области по устранению нарушения законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающимися в жилых помещениях и возложении на Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области обязанности по проведению необходимых организационных мероприятий по обеспечению жильем Петраковой М.С., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья       М.П. Семёнов