Решение об отказе в удовлетворении иска прокурора о возложении обязанностей по проведению организационно-хозяйственных мероприятий для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности и финансированию данных мероприятий.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре Яшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности профинансировать деятельность МДОУ детский сад «Солнышко» села Новое Ганькино Исаклинского района по осуществлению организационно-хозяйственных мероприятий направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанностей по финансированию деятельности МДОУ детский сад «Солнышко» села <адрес>, направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Исаклинского района проведена проверка соблюдения Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального района Исаклинский Самарской области.

В результате проверки в деятельности МДОУ ДС «Солнышко» выявлены нарушения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений, по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

Пунктом 96 статьи 17 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено осуществление медицинской деятельности только при наличии лицензии (разрешения). Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности относятся: восстановительная медицина, медицинские осмотры, сестринское дело в педиатрии, скорая медицинская помощь, физиотерапия.

Согласно подп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельностилицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям.

Статьей 31 Закона «Об образовании» установлены полномочия органов местного самоуправления, к которым относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Учредителями МДОУ являются: Администрация м.р. Исаклинский Самарской области и Отдел Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области м. р. Исаклинский.

Собственником имущества МДОУ является муниципальное образование, в лице Администрации м.р. Исаклинский, которое согласно договорам о передаче муниципального имущества в оперативное управление, закрепляет имущество, что отражено в Уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные организации полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Прокуратурой Исаклинского района установлено, что в МДОУ отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Несоблюдение требований федерального законодательства о лицензировании медицинской деятельности влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

Таким образом, МДОУ не соблюдаются требования законодательства, направленные на создание достойных социально-экономических условий для воспитания и обучения несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать МДОУ провести организационно-хозяйственные мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский профинансировать
деятельность МДОУ по осуществлению мероприятий, направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности.

В процессе рассмотрения настоящего дела в судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст. 41 ГПК РФ к производству суда было принято уточненное исковое заявление прокурора, согласно которому истец, ссылаясь на те же основания, полагал, что исковые требования подлежат исполнению ответчиками: администрацией МДОУ детский сад «Солнышко» и администрацией муниципального района <адрес>.

Прокурор в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик администрация муниципального района Исаклинский Самарской области в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, иск прокурора не признала, представила суду отзыв на исковое заявление и пояснила, что Администрацией принимаются определенные меры и финансирование мероприятий направленных для получения лицензии на медицинскую деятельность в МДОУ детский сад «Солнышко». Основная работа в данном направлении уже проведена, в настоящее время готовится пакет документов к предоставлению в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области для получения лицензии на медицинскую деятельность. Просила, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве, в удовлетворении иска прокурору отказать.

Ответчик МДОУ детский сад «Солнышко» в лице заведующей ФИО3, иск прокурора не признала, представила суду отзыв на исковое заявление и пояснила, что администрацией МДОУ «Солнышко» как и администрацией муниципального района Исаклинский предпринимаются определенные меры для получения лицензии на медицинскую деятельность в МДОУ «Солнышко». Так Администрацией Исаклинского района было профинансировано приобретение необходимого медицинского оборудования. В МДОУ «Солнышко» ДД.ММ.ГГГГ была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам здания, помещения, оборудования и инвентаря МДОУ, которые предполагаются использовать для осуществления медицинской деятельности. Таким образом, основная работа в данном направлении проведена. Финансовых вложений со стороны Администрации района в настоящее время не требуется. По получении санитарно-эпидемиологического заключения будут подготовлены документы для предоставления в лицензионный отдел Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области для получения лицензии на медицинскую деятельность. Просила суд на основании доводов изложенных в отзыве в иске к МДОУ «Солнышко» прокурору отказать.

Представитель 3-го лица Северо-Восточного Управления Министерства образования и науки Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, представила суду отзыв на исковое заявление прокурора, полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению частично, то есть возложении обязанности по выполнению требований прокурора только на Администрацию района, по основаниям изложенном в отзыве.

Представитель МУ «Исаклинская центральная районная больница» ФИО5, суду показал, что для получения лицензии на медицинскую деятельность необходимо оборудовать помещение и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии оборудования и помещения нормам СанПиН. Кроме того, помещение для медицинской деятельности должно быть в собственности лицензиата, после чего обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области за лицензией. Поскольку в штате МДОУ «Солнышко» предусмотрена должность медицинского работника среднего звена, то образовательное учреждение само должно получать лицензию на медицинскую деятельность.

Заслушав участников судебного процесса, с учетом мнения истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Учредителями Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» села <адрес> являются: Министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области, что следует из Устава МДОУ «Солнышко» и не оспаривается участвующими в деле сторонами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Исаклинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения иных законов в деятельности МДОУ детский сад «Солнышко» выявлены нарушения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности - отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно ч.1 ст.51, п.п.19 п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В то же время согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 утвержденного Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 года № 44, все образовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей педиатров.

Из материалов дела усматривается, что согласно штатному расписанию в штате МДОУ детский сад «Солнышко» имеется должность среднего персонала медицинского работника - «Старшая медсестра».

В соответствие п.96 ст.17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено осуществление медицинской деятельности только при наличии лицензии (разрешения). Согласно перечню работ, при осуществлении медицинской деятельности к работам относятся: восстановительная медицина, медицинские осмотры, сестринское дело в педиатрии, скорая медицинская помощь, физиотерапия.

Согласно п.п «а» п.5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», лицензированными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ соответствующих установленным к ним требованиям.

На основании ст.31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Собственником имущества МДОУ детский сад «Солнышко» является муниципальное образование, в лице Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Уставу образовательного учреждения, имущество муниципального образования <адрес> находится в оперативном управлении МДОУ «Солнышко» в соответствии с договором. Из договора «Учредителей» от ДД.ММ.ГГГГ с МДОУ «Солнышко», п.2.1.11 следует, что Администрация муниципального района Исаклинский оплачивает затраты на проведение: лицензионной экспертизы на образовательную и медицинскую деятельность.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Из материалов дела видно, что Администрация муниципального района Исаклинский профинансировала приобретение необходимого медицинского оборудования для медицинского кабинета МДОУ «Солнышко». ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Солнышко» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, результаты которой МДОУ до настоящего времени не представлены.

Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к мнению, что Администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области и Администрацией образовательного учреждения принимались и принимаются меры направленные на получение лицензии медицинской деятельности МДОУ «Солнышко», о чем свидетельствуют финансирование и объем выполненных работ в этом направлении.

Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности дают основания суду полагать, что ответчиками будут проведены организационно-хозяйственные мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности без судебного принуждения, поскольку и в случае судебного принуждения для оформления необходимых документов и получения лицензии потребуется определенное время, а прокурор в своем иске не устанавливает (конкретизирует) срок исполнения предъявленных им требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199, 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Прокурору Исаклинского района Самарской области в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области и МДОУ детский сад «Солнышко» села Новое Ганькино Исаклинского района о возложении обязанности по финансированию и проведению организационно-хозяйственных мероприятий направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) М.П. Семёнов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>