Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 июня 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П., при секретаре Яшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности профинансировать деятельность МОУ Двухключевская СОШ Исаклинского района по осуществлению организационно-хозяйственных мероприятий направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанностей по финансированию деятельности МОУ Двухключевская СОШ Исаклинского района, направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Исаклинского района проведена проверка соблюдения Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального района Исаклинский Самарской области. В результате проверки в деятельности МОУ Двухключевская СОШ выявлены нарушения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» (далее - Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании» образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г. N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений, по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п. Пунктом 96 статьи 17 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено осуществление медицинской деятельности только при наличии лицензии (разрешения). Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности к работам (услугам) при осуществлении медицинской деятельности относятся: восстановительная медицина, медицинские осмотры, сестринское дело в педиатрии, скорая медицинская помощь, физиотерапия. Согласно подп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям. Статьей 31 Закона «Об образовании» установлены полномочия органов местного самоуправления, к которым относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Учредителями МОУ являются: Администрация м.р. Исаклинский Самарской области и Отдел Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области м. р. Исаклинский. Собственником имущества МОУ является муниципальное образование, в лице Администрации м.р. Исаклинский, которое согласно договорам о передаче муниципального имущества в оперативное управление, закрепляет имущество, что отражено в Уставе образовательного учреждения. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные организации полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Прокуратурой Исаклинского района установлено, что в МОУ отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение требований федерального законодательства о лицензировании медицинской деятельности влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья, гарантированных Конституцией РФ. Таким образом, МОУ не соблюдаются требования законодательства, направленные на создание достойных социально-экономических условий для воспитания и обучения несовершеннолетних. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Просит суд обязать МОУ провести организационно-хозяйственные мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский профинансировать Прокурор в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Ответчик администрация муниципального района Исаклинский Самарской области в лице представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, иск прокурора не признала, представила суду отзыв на исковое заявление и пояснила, что администрация МОУ Двухключевская СОШ с заявлением о выделении денежных средств на проведение мероприятий направленных на получение лицензии на медицинскую деятельность в Администрацию района не обращалась, смету расходов на эти мероприятия не представляла. Смета расчетов представленная в судебном заседании директором МОУ не может быть принята во внимание по причине того, что сумма расчетов произведена примерная директором, а не соответствующими специалистами. В случае представления сметы на приобретение необходимого медицинского оборудования и иных мероприятий, направленных для получения лицензии на медицинскую деятельность в МОУ Администрация района изыщет необходимые финансовые средства. В то же время, с 01 сентября 2011 года вводится в действие СанПиН 2.4.22821-10 согласно которому в соответствие п.9.5 в сельской местности допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Просила в удовлетворении иска прокурору отказать. Представитель 3-го лица МОУ Двухключевская СОШ в лице директора ФИО3, суду пояснила, что администрацией МОУ предпринимаются определенные меры для получения лицензии на медицинскую деятельность. Так к настоящему времени устранены все выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства по оборудованию медицинского кабинета. С заявлением в Администрацию Исаклинского района о выделении финансовых средств для приобретения медицинского оборудования и приведения в соответствие с требованиями СанПиН для медицинской деятельности помещения не обращались, смета расчетов на эти мероприятия не составлялась. МОУ выступает в судебном процессе в качестве 3-го лица, поэтому требования прокурора о возложении обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий для получения лицензии на медицинскую деятельность на МОУ не законны. Указанные мероприятия должны выполняться собственником имущества, но в настоящее время здания МОУ находятся на балансе муниципального района Исаклинский, но в собственность не оформлены. Просила суд относительно МОУ в удовлетворении требований прокурора отказать. Представитель 3-го лица Северо-Восточного Управления Министерства образования и науки Самарской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4, представила суду отзыв на исковое заявление прокурора, полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению частично, то есть возложении обязанности по выполнению требований прокурора только на Администрацию района, по основаниям изложенном в отзыве. Представитель МУ «Исаклинская центральная районная больница» ФИО5, суду показал, что для получения лицензии на медицинскую деятельность необходимо оборудовать помещение и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии оборудования и помещения нормам СанПиН. Кроме того, помещение для медицинской деятельности должно быть в собственности лицензиата, после чего обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области за лицензией. Поскольку в штате МОУ не предусмотрена должность медицинского работника среднего звена, то образовательное учреждение должно выделить помещение под медицинский кабинет. При приведении медицинского кабинета в соответствие с СанПиН, органы здравоохранения при наличии договора о предоставлении помещения обязаны получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МОУ. Заслушав участников судебного процесса, с учетом мнения истца и ответчика, представителей 3-го лица, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Учредителями Муниципального общеобразовательного учреждения Двухключевская средняя общеобразовательная школа Исаклинского района Самарской области являются: Министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области, что следует из Устава МОУ и не оспаривается участвующими в деле сторонами. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Исаклинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения иных законов в деятельности МОУ выявлены нарушения законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности - отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Согласно ч.1 ст.51, п.п.19 п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В то же время согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 утвержденного Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 года № 44, все образовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей педиатров. Из материалов дела усматривается, что согласно штатному расписанию в штате МОУ не предусмотрена должность персонала медицинского работника. В соответствие п.96 ст.17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено осуществление медицинской деятельности только при наличии лицензии (разрешения). Согласно перечню работ, при осуществлении медицинской деятельности к работам относятся: восстановительная медицина, медицинские осмотры, сестринское дело в педиатрии, скорая медицинская помощь, физиотерапия. Согласно п.п «а» п.5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», лицензированными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ соответствующих установленным к ним требованиям. На основании ст.31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Исаклинский здание МОУ находится на праве оперативного управления по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права отсутствует. Согласно Уставу образовательного учреждения, имущество муниципального образования Исаклинский район находится в оперативном управлении МОУ в соответствии с договором. Из договора «Учредителей» № от ДД.ММ.ГГГГ с МОУ Двухключевская СОШ, п.2.1.10 следует, что Администрация муниципального района Исаклинский оплачивает затраты на проведение лицензионной экспертизы на медицинскую деятельность. Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из материалов дела следует, что МОУ не обращалось в Администрацию муниципального района Исаклинский с заявлением о финансировании мероприятий направленных на получение лицензии на медицинскую деятельность. Смета расчетов финансовых затрат на эти цели соответствующими специалистами не оформлялась. Представленная суду смета расчетов, принята во внимание быть не может поскольку не аргументирована и предполагаемая сумма затрат указана приблизительно. Имущество, находящееся в МОУ на праве оперативного управления муниципальным образованием Исаклинский район в собственность не оформлена. Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности в МОУ администрации муниципального района Исаклинский Самарской области необходимо зарегистрировать в собственность имущество, находящееся на праве оперативного управления в МОУ, в соответствии с требованиями п.п «а» п.5 Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». Определить сумму финансовых затрат на проведение мероприятий для получения лицензии на медицинскую деятельность, путем составления сметы объема необходимых к выполнению работ и профинансировать их. Таким образом, истец просит возложить обязанности на ответчика Администрацию Исаклинского района профинансировать, а на 3-е лицо МОУ провести организационно-хозяйственные мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В иске прокурора не указана конкретная сумма, подлежащая финансированию ответчиком, суду не представлены смета объема работ и сумма финансовых затрат. Также истец не указывает срок исполнения своих требований, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года (ред. от 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» и на основании Устава МОУ учебный год начинается с 01 сентября, и продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель, при этом продолжительность каникул в летнее время составляет не менее 8 недель. Согласно приказу № 43/12-ОД от 02 сентября 2010 года директора МОУ Двухключевская СОШ установлена продолжительность учебного процесса с 01 сентября 2010 года по 30 мая 2011 года. С учетом этого в период с 01 июня 2011 года по 31 августа 2011 года в МОУ учебные занятия не проводятся в связи с летними каникулами учащихся. Кроме того, с 01 сентября 2011 года в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, вводится в действие СанПиН 2.4.22821-10 согласно которому, в соответствие п.9.5 в сельской местности для малокомплектных общеобразовательных учреждений допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. При таких обстоятельствах суд, приходит к мнению, что требования истца о возложении обязанности на МОУ, выступающего по делу в качестве 3-го лица не подлежат удовлетворению, поскольку суд, наделен полномочиями возложить определенные обязанности только в отношении ответчика. Требования прокурора о возложении обязанности в отношении ответчика, профинансировать мероприятия направленные на получение лицензии на медицинскую деятельность удовлетворению не подлежат по причине того, что истец не указал сумму необходимую на проведение указанных мероприятий и срок выполнения его требований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199, 336-338 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Прокурору Исаклинского района Самарской области в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по финансированию проведения организационно-хозяйственных мероприятий направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности в МОУ Двухключевская СОШ - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Судья (подпись) М.П. Семёнов <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
деятельность МОУ по осуществлению мероприятий, направленных на получение лицензии, на осуществление медицинской деятельности.