Решение об удовлетворении жалобы на отказ Управления Росреестра в регистрации договора купли-продажи земельного участка и жилого дома, покупаемых с привлечением средств материнского капитала, Опеределением Самарского обл. суда ставлено без изменений



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,

при секретаре Клоконос И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Яшина Д.И. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права,

У С Т А Н О В И Л:

Яшин Д.И. обратился в суд с вышеуказанной жалобой, в обоснование своих требований в судебном заседании пояснил, что 25 августа 2011 года ими были представлены документы в Управление Росреестра по Самарской области в Исаклинском районе на государственную регистрацию прав, согласно договору купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: <адрес> по государственному сертификату на материнский семейный капитал, в составе семьи: муж - Яшин Д.И., жена - ФИО1, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

01 сентября 2011 года им было отказано в государственной регистрации права. Причиной отказа в государственной регистрации договора купли продажи объекта недвижимого имущества жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу послужило то, что документы представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, сторонами сделки выступают близкие родственники. Полагает, что государственным регистратором неправильно применены нормы действующего гражданского законодательства.

Просит отменить отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества - жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать сделку купли-продажи от 25 августа 2011 года, заключенного между указанными в договоре сторонами.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования заявителя не признал, просил в удовлетворении требований Яшина Д.И. отказать, поскольку доводы заявителя не состоятельны, а действия регистрирующего органа совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

25 августа 2011 года ФИО5 являющаяся продавцом и Яшин Д.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3 являющимися покупателями по сделке, обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации договора купли продажи жилого дома, перехода права, права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>

01 сентября 2011 года заявителям было отказано в государственной регистрации указанного договора на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними и, как следствие, в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на указанную квартиру, на основании абз.4 п.1 ст.20 Закона о регистрации.

Основанием для отказа в государственной регистрации права пользования, перехода права и права собственности на вышеназванный жилой дом и земельный участок, послужил отказ в государственной регистрации договора купли-продажи от 25 августа 2011 года, являющегося одним из оснований для совершения всех указанных регистрационных действий.

Согласно данному договору ФИО5 являясь бабушкой (близким родственником) ФИО2 и ФИО3 не вправе отчуждать вышеуказанный дом и земельный участок Яшину Д.И., ФИО1, и малолетним ФИО2, ФИО3, - одним из законных представителей, которых является сын продавца ФИО5- Яшин Д.И. В то же время Яшин Д.И. и ФИО1 являясь супругами не вправе представлять малолетних детей при заключении сделок между детьми и близким родственником попечителя, то есть с родной матерью Яшина Д.И. - ФИО5

Согласно п.1 ст.28 ГК РФ к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Семейное законодательство рассматривает в качестве близких родственников, в том числе родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, полнородных и неполнородных братьев и сестер (ст.14 СК РФ).

В соответствии с п.3 ст.37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи, не соответствует требованиям закона и, следовательно, в силу ст.168 ГК РФ, является ничтожной сделкой.

Письмом Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 года № Д23-2738 подтверждается, что запрет, установленный п.3 ст.37 ГК РФ, распространяется на сделки, направленные на приобретение жилого помещения с использованием средств МСК непосредственными участниками которых являются несовершеннолетние и близкие родственники.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, суду представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что поддерживает доводы жалобы и просит их удовлетворить.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно договору купли-продажи от 25 августа 2011 года, продавец ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения продала, а покупатели Яшин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также малолетние: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действующие в лице законного представителя отца - Яшина Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения купили в общую долевую собственность (по 1/4 доли каждому) недвижимое имущество: - объект индивидуального жилищного строительства, площадью 69,60 квадратных метра, земельный участок, площадью 2100,00 квадратных метра с расположенными на нем хозяйственными постройками по адресу: <адрес> «А», за сумму в размере 340 000 рублей. Из которых 338 860 рублей 37 копеек выплачивается покупателями с рассрочкой платежа с привлечением денежных средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии выданный 03 октября 2008 года на имя ФИО1, с перечислением указанных средств на лицевой счет ФИО5 Денежные средства в сумме 1 139 рублей 63 копейки за земельный участок оплачиваются Покупателями за счет собственных средств.

Согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 01 сентября 2011 года ФИО5, Яшину Д.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3, на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказано в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества - объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что документы представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 01 сентября 2011 года ФИО5, Яшину Д.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3, на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказано в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> в связи с тем, что отказано в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества.

Согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 01 сентября 2011 года ФИО5, Яшину Д.И., ФИО1, ФИО2, ФИО3, на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказано в государственной регистрации перехода права и права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в связи с тем, что договор представленный на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.

Статьей 28 ГК РФ установлено, что к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные в пунктах 2 и 3 ст.37 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 ст. 37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведения судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Семейное законодательство ст. 14 СК РФ, рассматривает в качестве близких родственников только родственников по прямой восходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), а также полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер.

Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы заявителя о необоснованности и незаконности отказа в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, состоятельны, поскольку по общему правилу, предусмотренному действующим законодательством, право собственности несовершеннолетнего на жилое помещение, приобретаемое с использованием материнского семейного капитала, возникает с момента государственной регистрации указанного права. Государственная регистрация прав в данном случае имеет правообразующий характер. При этом момент заключения договора купли-продажи, предусматривающего приобретение жилого помещения с использованием материнского семейного капитала в общую собственность, предшествует государственной регистрации прав на такое жилое помещение.

Согласно «Письму» от 22 сентября 2010 года № д23-3764 Министерства экономического развития РФ «По отдельным вопросам государственной регистрации договоров купли-продажи жилых помещений, приобретенных с использованием средств материнского (семейного) капитала», при рассмотрении вопроса о возможности осуществления государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала, заключаемого между несовершеннолетним (не достигшим четырнадцати лет) с близкими родственниками, положения пункта 3 ст.37 ГК РФ применению не подлежат. При этом под запрет, устанавливаемый указанной нормой Кодекса, подпадают сделки между несовершеннолетним с близкими родственниками, направленные на отчуждение жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Согласно «Письму» от 28 июня 2011 года № д23-2738 Министерства экономического развития РФ «О рассмотрении обращения», при рассмотрении вопроса о возможности осуществления государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала, заключаемого между несовершеннолетним (не достигшим четырнадцати лет) с близкими родственниками, положения пункта 3 ст.37 ГК РФ распространяются на сделки, направленные на приобретение жилого помещения с использованием средств МСК, непосредственными участниками которых являются несовершеннолетние и близкие родственники.

Однако в судебном заседании установлено, что по указанному договору ФИО5 отчуждает вышеуказанный объект индивидуального жилищного строительства и земельный участок Яшину Д.И., ФИО1, малолетним ФИО2, ФИО3 - одним из законных представителей, которых является сын продавца Яшин Д.И.

Таким образом, сделка совершена не с имуществом несовершеннолетних, а с имуществом ФИО5 - матери одного из покупателей и запреты, установленные п.п.2 и 3 ст.37 ГК РФ, на эту сделку не распространяются.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198, 336-338 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Яшина Д.И. об отмене отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества и возложении обязанности государственной регистрации договора купли-продажи от 25 августа 2011 года заключенного между указанными в договоре сторонами - удовлетворить.

Отменить отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора купли-продажи объекта недвижимого имущества - объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать договор купли-продажи от 25 августа 2011 года, заключенного между указанными в договоре сторонами.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Исаклинский районный суд Самарской области.

Судья: <данные изъяты>

Решение изготовлено в окончательной форме

30 сентября 2011 года в 17 часов 25 минут.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>