Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П., при секретаре судебного заседания Яшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Собранию представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по образованию Контрольно-счетного органа, установления его наименования, полномочий, состава и порядка деятельности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Собранием представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области не образован Контрольно-счетный орган (далее КСО) муниципального образования. Не установлены: наименование, полномочия, состав и порядок деятельности КСО. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерация и настоящему Федеральному закону. Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органасубъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципальногообразования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ч.ч. 2, 6, 8 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования: участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции: иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района. Согласно абзацу 2 ст. 31 БК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно обеспечивает сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Согласно ст. 34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Согласно ч.ч.2, 3, 4, 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции в Российской Федерации одними из основных принципов противодействия коррупции являются: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно ч.2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, отсутствие КСО противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области местного самоуправления и противодействия коррупции в РФ, создает правовую неопределенность в вопросах контроля за расходованием бюджетных средств, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального района на эффективное использование муниципального имущества в интересах муниципального образования и жителей муниципалитета. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд обязать Собрание представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области устранитьвыявленные нарушения и образовать Контрольно-счетный орган муниципальногообразования, установить его наименование, полномочия, состав и порядок деятельности. В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, и просил иск удовлетворить. Представитель ответчика Глава сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, суду представил отзыв на исковое заявление с приложением документов в подтверждение своим доводам и пояснил, что решением Собрания представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский от 14 декабря 2007 года утверждено «Положение о Ревизионной комиссии Собрания представителей сельского поселения Исаклы. Определены права и обязанности членов ревизионной комиссии, которые не противоречат требованиям Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Полагает возможным отказать прокурору в удовлетворении заявленных им требований. Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что решением Собрания представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский от 14 декабря 2007 года № 17 утверждено «Положение о ревизионной комиссии Собрания представителей сельского поселения Исаклы» (далее Положение). В соответствии с ч.2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч.ч.1,2 ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы осуществляют финансовый контроль, в том числе путем создания собственных контрольных органов. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российском Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. Согласно ст. 31 БК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно обеспечивает сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Согласно ч.ч.2, 3, 4, 6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции в Российской Федерации одними из основных принципов противодействия коррупции являются: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. В нарушение указанных требований Положение, утвержденное решением Собрания представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области от 14 декабря 2007 года № 17 не содержит норм регулирующих вопросы: состава и структуры контрольно-счетного органа; порядка назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; требований к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов; полномочий контрольно-счетных органов, а сам Контрольно-счетный орган муниципального образования не соответствует требованиям законодательства. Таким образом, суд приходит к мнению о правомерности доводов истца о том, что отсутствие Контрольно-счетного органа соответствующего требованиям законодательства противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области местного самоуправления и противодействия коррупции в РФ, создает правовую неопределенность в вопросах контроля за расходованием бюджетных средств, чем создает предпосылки для коррупционных проявлений и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального района на эффективное использование муниципального имущества в интересах муниципального образования и жителей муниципалитета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Исаклинского района Самарской области удовлетворить - обязать Собрание представителей сельского поселения Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области образовать Контрольно-счетный орган муниципального образования, установить его наименование, полномочия, состав и порядок деятельности. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>