Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 марта 2012 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П., при секретаре судебного заседания Яшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Исаклинского района Самарской области в интересах Семенкиной К.Т. к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности предоставления Семенкиной К.Т., благоустроенного жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Семенкиной К.Т. к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, а при отсутствии жилого помещения, предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Исаклинский Самарской области. В заявлении прокурор указал, что Семенкина К.Т.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет. Постановлением Главы муниципального района Исаклинский № от ДД.ММ.ГГГГ за Семенкиной К.Т. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 2 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей такой категории, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно ст.5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. На указанную категорию граждан распространяются и нормы ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», которая осуществляется путем предоставления в том числе: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с Законом нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст.5 Закона для данной категории граждан установлена норма предоставления общей площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Данная категория граждан, поставленная на учет в качестве нуждающихся в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД, на основании Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД обеспечивается жилыми помещениями органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Согласно п.п. 4,5 ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. Финансовое обеспечение этих полномочий органами местного самоуправления осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении указанных государственных полномочий имеют право, в том числе на: - финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета; обязаны, в том числе:- осуществлять государственные полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов; вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий. Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым органы местного самоуправления ведут учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан. В соответствии с Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 08 сентября 2011 года № 137 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 4 квартал 2011 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субсидий) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством» на территории муниципального района Исаклинский установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 16 900 рублей. Согласно предоставленным данным администрации района на получения жилья в 2012 году на очереди по<адрес> состоит Семенкина К.Т.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которой в 2009 году прекращена опека, однако до настоящего времени Семенкина К.Т. жилым помещением не обеспечена. Таким образом, администрация муниципального района Исаклинский обязана в соответствии с дополнительными гарантиями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, выделять денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Однако, в нарушении вышеуказанных норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семенкина К.Т. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на получение жилья, как сироты. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Прокурор в судебном заседании свои требования уточнил, в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде социального использования муниципального района Исаклинский свободных жилых помещений, просил суд, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении обязать ответчика предоставить Семенкиной К.Т.. социальную выплату на приобретение жилого помещения. Истица Семенкина К.Т. уточненные требования прокурора поддержала и просила иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального района Исаклинский Самарской области ФИО3, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что Администрацией проведена в 2012 году определенная работа по приобретению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Семенкина К.Т., является учащейся высшего учебного заведения, состоит на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. В настоящее время в Администрацию района поступили сведения о распределении на 2012 год субвенций на приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время в жилищном фонде муниципального района Исаклинский Самарской области свободных жилых помещений не имеется. Ответчик представил суду в письменной форме отзыв на заявленные требования истца, где со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П просил в удовлетворении иска прокурору отказать. Заслушав доводы представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно ст.5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно ст.ст. 4,5 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. Финансовое обеспечение этих полномочий органами местного самоуправления осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05 марта 2005 года «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения». Статьей 3 Закона определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок. Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 07 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей такой категории, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам. На указанную категорию граждан распространяются и нормы ст.2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», которая осуществляется путем предоставления в том числе: субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с Законом нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст.5 Закона для данной категории граждан установлена норма предоставления общей площади жилого помещения- 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Данная категория граждан, поставленная на учет в качестве нуждающихся в соответствии с Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД, на основании Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД обеспечивается жилыми помещениями органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Согласно ст.2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении указанных государственных полномочий имеют право, в том числе на: - финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета; обязаны, в том числе:- осуществлять государственные полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов; вести учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, раздельно по каждой из категорий. Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым органы местного самоуправления ведут учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан. Согласно пунктам 3.1; 3.2; 3.3 указанного Порядка (в редакции от 30 ноября 2011 года) органами местного самоуправления формируются и утверждаются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 1-е число месяца следующего за отчетным кварталом, по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет и не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области. В соответствии с Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 08 сентября 2011 года № 137 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 4 квартал 2011 года по муниципальным образованиям Самарской области для расчета размера социальных выплат (субсидий) на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством» на территории муниципального района Исаклинский установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 16 900 рублей. Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» принятого в соответствии с Законом Самарской области № 87-ГД, статьей 5.5 установлено, что предоставление социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке. Постановлением Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. В указанном списке под номером 2 значится Семенкина К.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ. На основании Закона Самарской области от 05 декабря 2011 года № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрено предоставление и расходование в 2012 году субвенций из областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному району Исаклинский в размере 558 000 рублей. Согласно свидетельству о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена соответствующая запись за № отделом ЗАГС муниципального района Исаклинский управления ЗАГС Самарской области. Анализируя и оценивая добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к мнению, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. В то же время право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения вне очереди либо социальной выплаты на приобретение жилого помещения не поставлено в зависимость от каких-либо условий. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается факт того, что Семенкина К.Т. окончила <данные изъяты> и получила аттестат о полном среднем общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ самостоятельное значение имеет факт прекращения опеки над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом у Семенкиной К.Т.. еще 2009 году возникло право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы муниципального района Исаклинский она была поставлена в мае 2007 года в льготную очередь на получение жилья. При таких обстоятельствах у суда достаточно оснований полагать, что иск прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Исаклинского района Самарской области к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области предоставить Семенкиной К.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджета Самарской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Исаклинский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья: Решение изготовлено в окончательной форме 12 марта 2012 года в 17.30 часов. Судья: