Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2012 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,
при секретаре судебного заседания Яшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Поповой Н.Н. к Администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области о признании незаконным решения Комиссии об отказе по выплате ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии и возложении обязанности в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истица, обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих доводов поясняет, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности <данные изъяты> муниципального образования сельское поселение Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области. С ДД.ММ.ГГГГ находится на пенсии по старости. Распоряжением от 01 ноября 2009 года № 22-А Главы сельского поселения Два Ключа ей в стаж муниципальной службы включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 4 года 10 месяцев в должности <данные изъяты> <адрес>. Таким образом, общий стаж муниципальной службы составил 16 лет 1 месяц и 6 дней. Решением Собрания представителей сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области от 29 декабря 2010 года № 37 было утверждено «Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Два Ключа».
Согласно подпункта 1.1.1 пункта 1 Положения, право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют выборные должностные лица сельского поселения Два Ключа, замещавшие должность не менее одного года.
Согласно п. 3.1 Положения, доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой части трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала: при замещении муниципальной должности муниципальной службы сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области не менее 15 лет - 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего сельского поселения Два Ключа.
В соответствие п. 2.4 Положения, финансирование расходов, связанных с выплатой доплат, осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комиссию по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией было принято решение об отказе ей в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в связи с дефицитом бюджета.
Таким образом, администрацией сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский нарушено ее право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Просит признать решение Комиссии об отказе по выплате ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и обязать администрацию сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии.
В судебном заседании истица Попова Н.Н. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить и обязать администрацию сельского поселения Два Ключа установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области, Глава сельского поселения Два Ключа - Долганов П.А., исковые требования Поповой Н.Н. не признал и пояснил, что по его мнению решение комиссии по установлению стажа от ДД.ММ.ГГГГ неправомерно, так как при решении вопроса о включении в стаж необходимо было принять во внимание положения его должностной инструкции и соотнести их с исполняемыми обязанностями по ранее занимаемым должностям на предыдущих местах работы в целях оценки ранее полученных знаний и опыта, и возможности их использования на замещаемой должности муниципальной службы. На заседание комиссии инструкции не были предоставлены, поэтому можно считать, что опыт и знание работы в должности <данные изъяты> не пригодились в выполнении обязанностей выборной должности <данные изъяты> сельского поселения.
Согласно ст. 49 п. 7 Устава сельского поселения Два Ключа назначение, выплата ежемесячных доплат к трудовой пенсии и иные связанные с этим функции осуществляются Администрацией поселения в порядке, установленном решениями Собрания представителей поселения, в соответствии с бюджетным законодательством и при отсутствии предусмотренных бюджетным законодательством ограничений, запрещающих исполнять соответствующие расходные обязательства. Ст.136 п.3.4 БК РФ определяет, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 % объема собственных доходов местных бюджетов, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Согласно ст. 52 п.7 Устава сельского поселения Два Ключа главе поселения предоставляются социальные гарантии предусмотренные законом Самарской области от 10 июля 2008 года № 67-ГД. Ст.19 п. 3 установлено, что «при выходе на пенсию может назначаться доплата к государственной пенсии на условиях, установленных для лиц замещающих государственные должности», то есть это не обязанность, а право каждого муниципального образования. Отсюда следует, что если доля межбюджетных трансфертов за последние три года превышает 70 процентов объема собственных доходов, у сельского поселения нет возможности выплачивать ежемесячную доплату к трудовой пенсии, не смотря на принятое положение.
Просил суд отказать Поповой Н.Н. в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Поповой Н.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что решением Собрания представителей сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области от 29 декабря 2010 года № 37 утверждено «Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Два Ключа».
Согласно подпункта 1.1.1 пункта 1 Положения, право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют выборные должностные лица сельского поселения Два Ключа, замещавшие должность не менее одного года.
Согласно п. 3.1 Положения, доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой части трудовой пенсии и доплаты к ней не превышала: при замещении муниципальной должности муниципальной службы сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области не менее 15 лет - 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего сельского поселения Два Ключа. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не могут превышать 75 процентов среднемесячного содержания муниципального служащего сельского поселения Два Ключа.
В соответствие п. 2.4 Положения, финансирование расходов, связанных с выплатой доплат, осуществляется за счет средств бюджета сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области.
Согласно п. 5.1 Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня увольнения с муниципальной службы, прекращения полномочий и дня назначения трудовой пенсии.
Решение Собрания представителей сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский от 29 декабря 2010 года № 37, «Об утверждении «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Два Ключа» опубликовано 31 декабря 2010 года в газете «Официальный вестник сельского поселения Два Ключа», выпуск № 3.
При проверке указанного акта, судом установлено, что он обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно издан в установленном порядке органом местного самоуправления, в нем наличествуют правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, а также на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Также он содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, соответствует форме, в которой Собрание вправе принимать нормативные правовые акты, опубликовано согласно предусмотренных Уставом сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский правил, при принятии Решений соблюдены существенные положения нормативно правового акта, регламентирующего процедуру принятия нормативно правового акта данного вида, оспариваемый акт является определенным и не вызывает неоднозначного толкования.
Данный акт регулирует отношения касающиеся права на доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и уволенным, в том числе, в связи с выходом на трудовую пенсию, к категории которых относится истица.
Согласно п. 8 Положения, органом осуществляющим установление и выплату ежемесячной доплаты к пенсии является Комиссия по социальным гарантиям муниципальным служащим при Главе сельского поселения Два Ключа. Заявление об установлении доплаты подается лицами, указанными в ст. 1 Положения в Комиссию. По итогам рассмотрения заявления Комиссия готовит заключение о возможности установления либо отказе в установлении доплаты. Решение об установлении либо отказе в установлении доплаты принимается Главой сельского поселения Два Ключа с учетом заключения Комиссии и оформляется распоряжением. О принятом решении секретарь Комиссии в 10-и дневный срок в письменной форме уведомляет заявителя. В случае отказа в установлении доплаты излагается его причина.
Из материалов дела следует, что Попова Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности <данные изъяты> муниципального образования сельское поселение Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области. Распоряжением от 01 ноября 2009 года № 22-А Главы сельского поселения Два Ключа ей в стаж муниципальной службы включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 4 года 10 месяцев в должности <данные изъяты> <адрес>. Данное распоряжение в установленные законом сроки никем не оспорено и вступило в законную силу. Таким образом, общий стаж муниципальной службы составил 16 лет 1 месяц и 6 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Попова Н.Н. обратилась с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в Комиссию по социальным гарантиям муниципальным служащим при администрации сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области.
В качестве документа подтверждающего отказ Комиссии в установлении ежемесячной доплаты Поповой Н.Н. к трудовой пенсии суду представлена выписка из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в котором основанием причины к отказу указан дефицит бюджета сельского поселения Два Ключа, со ссылкой на нормы ст. 136 БК РФ.
Представленные органом местного самоуправления фактические данные в обоснование обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истице и их законность, не соответствует положениям Конституции РФ, федерального и регионального законодательства в данной области, в связи, с чем обжалуемое решение подлежит признанию недействительным полностью исходя из следующих выводов.
Конституция РФ, гарантируя каждому, в соответствие с целями социального государства (статья 7, часть 1), социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсии и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт «н» части 1), по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статья 76, часть 2).
В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта РФ может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда РФ от 01 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 03 ноября 1997 года № 15-П и от 15 декабря 2003 года № 19-П).
Специфика государственной муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно замечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих.
Исходя из его особенностей, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, является Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих» пунктом 10 которого органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие гарантии (доплаты) с учетом положений Указа за счет собственных средств.
На основании ст. 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года, правовое регулирование муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный Закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты (ст.3).
Одним из основных принципов муниципальной службы является, согласно ст. 4 Закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина, правовая социальная защищенность муниципальных служащих. При этом законом устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая в том числе обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Статьей 11 Закона установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Норма ст. 23 Закона гарантирует муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а статья 24 устанавливает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления названного Федерального закона (01 июня 2007 года) Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (статья 18).
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В настоящее время муниципальная служба на территории Самарской области регулируется Законом Самарской области № 96-ГД, который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Самарской области и должностей государственной гражданской службы, а в статье 12 подтверждает введение в Самарской области с 12 мая 2005 года, право органов местного самоуправления устанавливать ежемесячные доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в порядке и условиях, предусмотренных данным Законом и уставами муниципальных образований. Статьей 13 определены категории лиц имеющих право на данную доплату, установлены основания для установления доплаты. Статья 15 Закона определяет, что размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области.
Статья 23 Закона предписывает органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а принятые ранее нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы со дня вступления в силу настоящего Закона применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
В соответствие с Законом Самарской области № 19-ГД от 13 марта 2001 года, последний принят в целях обеспечения социальных гарантий (в части пенсионного обеспечения) лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области и устанавливают обязательность выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии для указанной категории лиц, в том числе. При условии увольнения со службы в связи с выходом на трудовую пенсию.
Таким образом, следует признать обоснованными доводы истицы о том, что принятым Комиссией решением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, замещавшему выборную муниципальную должность и должность муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский, нарушается право указанного лица на получение такой доплаты, гарантированное Законом Самарской области № 96-ГД, устанавливающим распространение в полном объеме на муниципальных служащих прав и гарантий государственных гражданских служащих, в том числе и на получение доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной Законом № 19-ГД, поскольку установленное в Федеральном законе № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» право лиц, замещавших муниципальную должность на пенсионное обеспечение за выслугу лет на территории Самарской области реализуется путем установления доплат к трудовым пенсиям таким служащим, в силу приравненности их статуса к статусу государственных гражданских служащих, размер которых прямо пропорционален количеству отработанных лет на муниципальной службе, то есть зависит от выслуги, учитывает ее. Действующее федеральное и региональное законодательство по вопросу о правах и гарантиях муниципальных служащих, в том числе замещавших такие должности не связывает право этих лиц на получение доплат, с наличием или отсутствием бюджетных средств у органа местного самоуправления.
Ссылка представителя органа местного самоуправления на Закон Самарской области № 67-ГД, и на ч.3, ч.4 ст.136 БК РФ, как на обстоятельство, послужившее основанием для принятия Решения об отказе, не принимается судом, поскольку праву лиц, замещавших муниципальные должности, на доплату к трудовой пенсии, установленному указанными нормами вышестоящего законодательства, должна корреспондировать обязанность соответствующего органа местного самоуправления нести расходы по реализации гражданами такого права, а потому установление таких доплат является прямым полномочием органов местного самоуправления в отсутствие иных правовых норм законов Самарской области регулирования этих отношений.
Как указано выше, принятые в пределах полномочий представительного органа в соответствующей форме Решения об отказе доплаты к пенсии, нарушают гарантированные права и интересы лиц, замещавших муниципальные должности, потому с учетом изложенного требование истицы о признании незаконным со дня принятия Решения от 20 марта 2012 года, подлежит полному удовлетворению.
При указанных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Поповой Н.Н. - удовлетворить.
Признать незаконным с момента принятия решение Комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим при Главе сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский от 20 марта 2012 года «Об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии» - Поповой Н.Н.
Обязать Администрацию сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский Самарской области установить Поповой Н.Н., ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, замещавшему выборную должность муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Два Ключа муниципального района Исаклинский с 07 февраля 2012 года, на условиях и порядке утвержденного Решением Собрания от 29 декабря 2010 года № 37.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Исаклинский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение принято 22 июня 2012 года.
Судья: М.П. Семёнов