Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2012 года Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П.,
при секретаре судебного заседания Жидовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Юсупова Д.М. к Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в признании претендентом на получение дополнительной социальной выплаты на строительство жилья, восстановлении в списках претендентов на получение дополнительной социальной выплаты, обеспечении указанной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Юсупов Д.М. обратился в суд с указанным иском и в обоснование своих требований в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ его семье, состоявшей из 6 человек, было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1060607 рублей на завершение строительства индивидуального жилого дома общей площадью 108,79 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец со своей женой ФИО1 заключил договор ипотечного целевого займа на завершение строительства жилого дома на сумму 700 000 рублей с Самарским областным фондом поддержки индивидуального строительства на селе, так как полученной субсидии не хватило на завершение строительства дома. ДД.ММ.ГГГГ у истца родилось трое детей. 29 декабря 2011 года истец обратился в Администрацию муниципального района Исаклинский с просьбой произвести дополнительную социальную выплату, предоставил все требуемые документы.
15 июня 2012 года Юсуповым был получен ответ, в котором Администрация указала, что у истца отсутствует право на получение дополнительной социальной выплаты, поскольку кредит был получен не на строительство, а на расширение жилья, что не соответствует условиям, изложенным в п. 9 Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям, молодым специалистам.
Просил суд признать решение Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области об отказе в признании молодой семьи Юсупова Д.М. претендентом на получение дополнительной социальной выплаты на приобретение жилья не соответствующим действующему законодательству; обязать Администрацию устранить в полном объёме допущенное нарушение прав, включить истца в список претендентов на получение в 2012 году дополнительной социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Представитель Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области Барышев А.В. иск Юсупова Д.М. не признал, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Лимасова Л.А. исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Приложением № 16 Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ N 858 от 03 декабря 2002 года, предусмотрены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В рамках федеральной целевой программы Постановлением Правительства Самарской области утверждена долгосрочная «Областная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 годы». Указанным Постановлением Правительства Самарской области от 10 сентября 2008 года № 375 утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям, молодым специалистам (далее - Порядок).
Согласно разделу 7 Порядка, молодой семье при рождении (усыновлении) одного и более детей предоставляется дополнительная социальная выплата, в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья в размере, не превышающем 70 процентов от расчётной стоимости 18 кв. м общей площади жилья части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства) (п.7.1 Порядка).
В силу п. 9 Порядка дополнительная социальная выплата в соответствии с пунктом 35 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение) предоставляется молодым семьям (молодым специалистам) в случае их соответствия следующим условиям:
- признаны участниками мероприятий по обеспечению доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2006-2008 и последующих годах; рождение (усыновление) детей, не учтенных при расчете социальной выплаты; реализация свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
- имеющие задолженность по ипотечному жилищному кредиту (займу), полученному молодой семьей (молодым специалистом) в кредитной организации (у заимодавца), указанной в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление молодой семье (молодому специалисту) ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья;
- родившие (усыновившие) одного и более детей.
В соответствии с п. 8 Порядка дополнительная социальная выплата предоставляется при рождении (усыновлении) у молодой семьи, молодого специалиста каждого ребенка.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что общая сумма выплаченных молодой семье (молодому специалисту) социальных выплат не должна превышать расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, соответствующего размеру общей площади жилого помещения, установленному для семей разной численности, с учетом рожденных (усыновленных) детей в период кредитования.
Как установлено в судебном заседании, Юсупов Д.М. является участником программы «Социальное развитие села до 2012 года». В мае 2011 года ему была произведена социальная выплата в размере 1 060 607 рублей.
22 августа 2011 года Юсупов Д.М., ФИО1 заключили договор № ипотечного целевого займа на завершение строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
29 декабря 2011 года Юсупов Д.М. обратился в Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области с заявлением о включении его в состав получателей дополнительной социальной выплаты в связи с рождением сыновей: ФИО3, ФИО10 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15 июня 2012 года истцу Администрацией муниципального района Исаклинский дан ответ о том, что Юсупов не имеет права на получение дополнительной социальной выплаты, поскольку ипотечный жилищный кредит, получен истцом не на строительство, а на расширение жилья, что не соответствует условиям, изложенным в п. 9 Порядка, так как дополнительная социальная выплата предоставляется на погашение ипотечного жилищного кредита, на строительство.
29 июня 2012 года Администрацией муниципального района Исаклинский было направлено в адрес истца дополнение к письму от 15 июня 2012 года, в котором ответчик указал, что Юсупов Д.М. не может претендовать на получение дополнительной социальной выплаты в связи с тем, что на момент заключения ипотечного целевого займа 22 августа 2012 года социальная выплата на завершение строительства жилого дома, заявленного в рамках участия федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» была освоена ответчиком полностью 11 августа 2012 года на завершение строительства.
Вместе с тем, такой отказ нельзя признать правомерным.
Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, разработанным в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие седа до 2013 года» установлен порядок предоставления социальных выплат. Согласно п. 6 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать, в том числе и на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома. Из смысла данного пункта следует, что строительством в рамках данной программы признается, в том числе и пристройка жилого помещения.
Пунктом 11 Типового положения предусмотрено право граждан осуществлять строительство жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заёмных средств стоимости строительства части жилья, превышающей указанный размер.
Согласно свидетельству о государственной регистрации № объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> имеет готовность 12 %, площадь 175,50 кв.м. На дату заключения кредитного договора общая площадь застройки составляла 108,79 кв.м., объект имел статус нежилого помещения и согласно отчету № <данные изъяты> его рыночная стоимость, составляет 1 076 835 рублей. В настоящее время, согласно техническому паспорту инвентарный номер № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по указанному адресу имеет два этажа и общую площадь 202,1 кв.м.
Из представленного кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцом для завершения строительства жилого дома дополнительно привлекались денежные средства в сумме 700 000 рублей, поскольку предоставленная для завершения строительства социальная выплата, была использована истцом для завершения строительства жилого объекта площадью 108,79 кв.м. На момент обращения в администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области за дополнительной социальной выплатой остаток непогашенной суммы долга с учётом процентов за пользование займом, согласно справке Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 703 890 рублей 41 копейка.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родились трое детей: ФИО2, ФИО10, ФИО3, что подтверждается свидетельствами о рождении, выданными отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес> II-ЕР №, II-ЕР №, II-ЕР № соответственно.
В связи с изменившимся составом семьи, изменилась предусмотренная ст. 32 Закона Самарской области № 5-гд от 19 января 1999 года «О жилище», соответствующая норме, общая площадь жилого помещения, необходимая семье истца для проживания. Согласно указанной статье социальная норма площади жилья на территории Самарской области составляет 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек. Соответственно, семье, состоящей из 9 человек, необходимо жилое помещение с площадью 162 кв.м. Площади жилого дома 108,79 кв.м. недостаточно для проживания многодетной семьи, а, следовательно, нельзя считать семью истца улучшившей свои жилищные условия, после завершения строительства дома с указанной площадью с помощью социальной выплаты.
Исходя из ч.2 ст.16 ЖК РФ, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В этой связи применительно к условиям Программы и конкретному дому стоимость жилья не ограничивается лишь ценой части объекта недвижимости, если такой объект на момент освоения субсидии находился в недостроенном состоянии, а может включать в себя и необходимые затраты на его достройку, приведение в состояние жилого.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в обоснование отказа в признании Юсупова Д.М. претендентом на получение дополнительной социальной выплаты указывает также, что ипотечный кредит на завершение строительства взят истцом после получения социальной выплаты и на дату получения кредита он уже не являлся участником мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Данный довод суд считает несостоятельным, поскольку следует, что приобретение жилого помещения с использованием социальной выплаты является основанием для принятия решения об исключении гражданина - получателя социальной выплаты из списка участников программы. Одним из условий, дающих право на получение дополнительной социальной выплаты, является признание молодой семьи участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Из этого следует, что в случае получения социальной выплаты, лицо, имеющее право на дополнительную социальную выплату, никогда не сможет его реализовать.
Суд считает, несостоятельным и довод ответчиков о том, что Юсупов Д.М., в связи с увольнением из организации социальной сферы ДД.ММ.ГГГГ не может претендовать на получение дополнительной социальной выплаты, поскольку на момент подачи документов на включение в списки претендентов на получение данной выплаты, а именно ДД.ММ.ГГГГ, истец осуществлял трудовую деятельность в социальной сфере, и отвечал требованиям программы. В настоящее время истец продолжает работать постоянно по совместительству в <данные изъяты> по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, член семьи истца - ФИО1 также работает в социальной сфере - <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, согласно справкам <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает во внимание письмо № П-201/12 от ДД.ММ.ГГГГ, направленное заместителю прокурора Исаклинского района Администрацией муниципального района Исаклинский, в котором указано, что администрация после рассмотрения заявления Юсупова Д.М. от 29 декабря 2011 года приняла решение о включении Юсупова Д.М. в список молодых семей (молодых специалистов) - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты при рождении детей. Решение об отмене решения о включении истца в списки претендентов на получение дополнительной социальной выплаты, Администрация района суду не предоставила.
Анализируя и оценивая добытые доказательства, суд приходит к мнению, что в судебном заседании, бесспорно, установлено, что Юсупов Д.М. правомерно и на законном основании претендует на включение его семьи в списки претендентов на получение дополнительной социальной выплаты. Поскольку в отношении семьи Юсупова Д.М. было принято необоснованное решение о несоответствии молодой семьи условиям предоставления дополнительной социальной выплаты, моментом обращения за получением данной выплаты необходимо считать дату первоначального обращения в Администрацию муниципального района Исаклинский Самарской области.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с расходными документами истцом произведены расходы по уплате государственной пошлины на сумму 200 рублей и расходы на услуги юридической помощи в размере 1 000 рублей. Таким образом, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца сумму в размере 1 200 рублей с каждого из ответчиков в равных долях, то есть по 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Юсупова Д.М. - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области об отказе Юсупову Д.М. в признании претендентом на получение дополнительной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Восстановить Юсупова Д.М. в списках молодых семей - претендентов на получение дополнительной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, согласно дате первоначального обращения.
Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обеспечить получение Юсуповым Д.М. дополнительной социальной выплаты при рождении детей.
Взыскать с Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в пользу Юсупова Д.М. судебные расходы в размере: 100 рублей в счет оплаты суммы государственной пошлины; 500 рублей в счет оплаты услуг юридической помощи.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в пользу Юсупова Д.М. судебные расходы в размере: 100 рублей в счет оплаты суммы государственной пошлины; 500 рублей в счет оплаты услуг юридической помощи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Исаклинский районный суд Самарской области.
Судья: М.П. Семёнов
Решение изготовлено в окончательной форме
17 сентября 2012 года в 17.00 часов.
Судья: М.П. Семёнов