Р Е Ш Е Н И Е по протесту на постановление по делу об административном правонарушении 28 января 2011 года с. Исаклы Исаклинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи районного суда Семёнова М.П., при секретаре Яшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Самарского межрайонного природоохранного прокурора на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении, У С Т А Н О В И Л : Постановлением заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № производство по делу об административном правонарушении в отношении инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ прекращено за малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания. Факт совершения Ильмендеевым Н.Н., правонарушения подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО8 о возбуждении производства об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. 19 января 2011 года в Исаклинский районный суд Самарской области поступил протест Самарского межрайонного природоохранного прокурора на вышеуказанное Постановление №. В судебном заседании представитель Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Петров Д.В., по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении производства по делу об административном правонарушении», вынесенным заместителем главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области ФИО5, признано малозначительным административное правонарушение, предусмотренное ст. 2.9 КоАП РФ он освобожден от административной ответственности в виде штрафа, ему объявлено устное замечание. Производство об административном правонарушении, предусмотренное ч.2 ст. 7.3. КоАП РФ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ и.о. Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ). Основанием для возбуждения административного производства в отношении должностного лица - инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н. послужила проведенная Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка исполнения СПК «Красная звезда» действующего природоохранного законодательства при заборе подземных пресных вод. Проверкой установлено, что СПК «Красная звезда» <адрес>) на основании действующего Устава осуществляет производство, переработку, сбыт сельскохозяйственной и иной продукции, в том числе производит и водоснабжение населения и организаций, расположенных на территории села <адрес>. Участок недр, предоставленный СПК «Красная звезда» в виде горного отвода для добычи подземных вод, расположен в <адрес>. Указанные каптажные сооружения эксплуатируются кооперативом для забора пресной подземной воды и последующего использования её населением в хозяйственно-питьевых целях. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей " установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. СПК «Красная Звезда» осуществляет пользование недрами (забор подземных вод) с 2-х каптажных сооружений (№1 и №2) в соответствии с лицензией на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ Между уполномоченными представителями администрации Самарской области и Министерства природных ресурсов Российской Федерации и пользователем недр- СПК «Красная Звезда» заключено Соглашение об условиях недропользования с целью добычи подземных вод СПК «Красная Звезда» (Приложение к лицензии на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ ), устанавливающее условия пользования участком недр для добычи подземных вод, а также обязательства владельца лицензии- СПК «Красная Звезда» по выполнению указанного Соглашения. П.п. 7 п. 33 данного Соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод на владельца лицензии - СПК «Красная Звезда» - возложена обязанность оборудовать родники расходно-измерительной аппаратурой в срок до 01.07.2003 года. Однако в нарушение п.п. 7 п. 3.3. Соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод СПК «Красная Звезда», родники до настоящего времени не оборудованы расходно-измерительной аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода. Этим нарушены требования п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.), в соотвествиис которым «все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО». Данный факт подтверждается объяснениями инженера по водоснабжению СПК «Красная звезда» Ильмендеева Н:Н., лицензией на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ, другими материалами прокурорской проверки. Статьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Согласно п.п. 10 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. На основании ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр. являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, Необходимо учесть, что вода является важнейшим компонентом окружающей среды, обеспечивающим социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Подземные воды являются одновременно частью недр и частью общих водных ресурсов, представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, использование которого в экономике и социальной сфере (особенно для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения) с каждым годом возрастает. В условиях растущей нагрузки на природную среду и прогрессирующего загрязнения поверхностных вод всё более широкое использование подземных вод в качестве источника питьевого водоснабжения населения не имеет альтернативы. Нерациональная эксплуатация подземных вод может приводить к негативным последствиям в виде загрязнения и истощения существующих водоносных горизонтов. Доводы заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области ФИО5 о том, что Ильмендеевым Н.Н. проведен большой объем работы по устранению имеющихся нарушений, а также о его затруднительном финансовом положении не состоятельны для признания правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, совершенного инженером по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеевым Н.Н. малозначительным, поскольку в соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 rf N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г., 11 ноября 2008 г., 10 июня 2010 г.) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава, административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и З статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или, нарушение не устранено. Данное нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Невыполнение вышеуказанных условий лицензионного соглашения, а именно отсутствие инструментального учета добываемых подземных вод в течение длительного времени (8 лет) нельзя признать малозначительным правонарушением, т.к. бесконтрольная добыча подземных пресных вод без соответствующего их учёта создает угрозу истощения водных подземных природных ресурсов и иных негативных последствий, тем самым представляет собой административно-наказуемое деяние длительного характера, представляющее собой существенную опасность для охраняемых законом интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. Просит отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу<адрес>, вынесенное заместителем главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области ФИО5 В судебном заседании представитель Росприроднадзора по Самарской области ФИО6, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № пояснил, что, ознакомившись с протестом Самарского природоохранного прокурора в отношении должностного лица - инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н. Управление Росприроднадзора по Самарской области поясняет, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности СПК «Красная Звезда». В процессе проведения проверки СПК «Красная Звезда» было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.1.0.2010 г. № в отношении должностного лица - инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н.. Указанное постановление рассмотрено Управлением и по нему вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства СГЖ «Красная Звезда», расположенного по адресу: <адрес>, выявлено: СПК осуществляет пользование недрами (забор подземных вод) с двух каптажных сооружений на выходах родников на основании лицензии на право пользование недрами серии № № от ДД.ММ.ГГГГ с целью хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. Пользование недрами СПК «Красная Звезда» в <адрес> ведется с нарушением условий лицензионного соглашения к лицензии №, а именно: родники не оборудованы расходно-измерительной аппаратурой - в нарушение абз. 7 п. 3.3. лицензии. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № инженером по водоснабжению СПК «Красная Звезда» назначен Ильмендеев Н.Н., ответственный по выявленному нарушению. В своих пояснениях инженер по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеев Н.Н. вину признает и указывает, что причиной нарушения условий недропользования в части не оборудования родников расходно-измерительной аппаратурой явилось затруднительное финансовое положение организации. Таким образом, в действиях инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н. формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, то есть пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. В протесте Прокуратура ссылается на то, что невыполнение условий лицензионного соглашения, а именно отсутствие инструментального учет добываемых подземных вод в течение длительного времени нельзя признать малозначительным правонарушением. Таким образом, при рассмотрении административного дела и исследовав обстоятельства дела, при проведении оценки имеющихся в административном деле материалов, выявлено: в действиях инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Однако на момент рассмотрения административного дела инженером по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеевым Н.Н. были предоставлены паспорта 8232.00.00.00 ПС на счетчики крыльчатые холодной и горячей воды, произведенные ОАО Завод «Водоприбор». В настоящее время СПК «Красная Звезда» ведет учет добываемой воды косвенным методом - по времени работы насоса. Также были даны пояснения и предоставлены доказательства того, что остальные условия лицензионного соглашения к лицензии № СПК «Красная Звезда» исполняются: предоставлены платежные поручения, подтверждающие внесение платежей при добыче подземных вод. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу, то есть решение, в котором содержатся обстоятельства совершения правонарушения, анализ имеющихся доказательств, их оценка, данные, характеризующие личность правонарушителя и т.д. При рассмотрении данного дела Управлением были оценены не только С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, а именно фактически какого-либо вреда или тяжких последствий от правонарушения не наступило, при этом инженером по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеевым Н.Н. принимаются меры по устранению нарушений, что подтверждается представленными на рассмотрение административного дела документами. Таким образом, с учетом того, что в настоящее время Ильмендеевым Н.Н. проведен большой объем работы по устранению имеющихся нарушений, а также с учетом его затруднительного финансового положения, было определено: размер штрафа является чрезмерно большим и не обеспечивающим достижение целей наказания, которое должно быть соразмерно конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния. Учитывая, что основными потребителями данной воды являются население деревень и добыча подземных вод не приносит существенной прибыли хозяйству Управление приходит к выводу о малозначительности допущенного инженером по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеевым Н.Н. административного правонарушения, поскольку совершенные им действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и охраняемых государственных интересов. С учетом изложенного полагает, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № вынесено законно и обоснованно, просит суд данное постановление оставить без изменения, а протест прокурора без удовлетворения. Правонарушитель Ильмендеев Н.Н., суду пояснил, что согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда». Недостатки, выявленные в ходе проверки прокуратурой, связанные с нарушением условий недропользования в части не оборудования скважин расходно-измерительной аппаратурой были связаны с необходимостью приобретения указанных приборов. Но по своей занимаемой должности он не является распорядителем финансовыми средствами СПК «Красная Звезда», а к руководству СПК «Красная Звезда» по вопросу установления на родниках приборов учета обращался неоднократно. Поэтому непосредственно виновными лицами, по его мнению, в указанных нарушениях являются руководители СПК «Красная Звезда», в разное время возглавлявшие данное хозяйство. Суд, выслушав стороны, правонарушителя, изучив материалы дела, полагает, что протест прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и.о. Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, в отношении должностного лица- инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., возбуждено производство об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.3 КоАП. Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью (статья 2.9 Кодекса) совершенного правонарушения. В связи с этим при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Законодательством об административных правонарушениях органам (должностным лицам), рассматривающим дело, при определенных условиях предоставлена возможность применить в отношении нарушителя устное замечание - метод воспитательного воздействия, который не связан с административным взысканием. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует перечень малозначительных правонарушений. Из практики установлено, что малозначительные административные правонарушения - это такие нарушения, которые не представляют большой общественной опасности и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным органам и охраняемым законом общественным отношениям. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении и применении статьи 2.9 КоАП РФ ("Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения"), обязаны рассмотреть все стороны нарушения, оценить его последствия, убедиться, что совершением проступка не нанесен существенный ущерб государственным интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.д. Исследуя в совокупности все установленные данные, судья, орган, должностное лицо, принимая решение по административному делу, решают вопрос об освобождении лица, допустившего правонарушение, от административной ответственности и возможности ограничиться устным замечанием. В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ ("Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении") орган (должностное лицо) обязан в вышеуказанном случае вынести мотивированное постановление о прекращении дела производством. Суд полагает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области которым, производство по делу об административном правонарушении в отношении инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ прекращено за малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания основано на законе и является правомерным. При таких обстоятельствах доводы прокурора о незаконности и необходимости отмены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области, о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания, являются не состоятельными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л : Протест Самарского межрайонного природоохранного прокурора оставить без удовлетворения. Постановление заместителя главного федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении инженера по водоснабжению СПК «Красная Звезда» Ильмендеева Н.Н., по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания, оставить без изменения. Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Судья: (подпись) М.П. Семёнов <данные изъяты> <данные изъяты>
исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и
иным негативным изменениям окружающей среды.
наличие формальных признаков состава административного
правонарушения, но и степень общественной опасности совершенных
должностным лицом действий, все обстоятельства административного
правонарушения, причины, способствовавшие совершению правонарушению, а также возможные последствия прекращения совершения правонарушения путем прекращения использования водозаборных скважин для добычи подземных вод.