ПРИГОВОР Именем Российской Федерации г. Иркутск 07 февраля 2012 г. Иркутский районный суда Иркутской области в составе судьи Иркутского районного суда Иркутской области Масловой Е.И., при секретаре Литовкиной О.Г., с участием государственных обвинителей - помощника прокурора.. .. Поправко И.В., старшего помощника прокурора.. .. Олейниковой Л.П., подсудимого Вайберта А.Л., защитника адвоката Фокиной Н.В., представившей удостоверение №, ордер №, а также с участием потерпевших Пт.6, Пт.9, Пт.8, Пт.7, представителя потерпевших адвоката Таран Е.В., представившей удостоверение №, ордера №, №, доверенность от **/**/****, выданной на срок 3 года, потерпевшей Пт.5, представителя потерпевшей Тушнолобовой Л.М., представившей удостоверение № и ордер №, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1-9\2012 в отношении Вайберта А.Л., родившегося **/**/**** в.. .., ~~~, зарегистрированного и проживающего по адресу:.. .., ранее не судимого, копию обвинительного заключения получившего **/**/****, находящегося на мере пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Подсудимый Вайберт А.Л., как лицо, находящееся в состоянии опьянения, управляющее автомобилем, допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого здоровью человека, смерть более двух лиц, при следующих обстоятельствах: **/**/**** около.. .. час. подсудимый Вайберт А.Л. управляя на основании доверенности простой письменной формы технически исправным автомобилем «....» государственный регистрационный знак №, принадлежащим Пт.5, являясь участником дорожного движения, был обязан в соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, знать и соблюдать относящиеся к нему требования ПДД РФ, в соответствии с пунктом 1.5 ПДД РФ действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В нарушении п. 2.7 ч. 1 ПДД РФ, подсудимый Вайберт А.Л. находился за управлением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, чем поставил под угрозу безопасность дорожного движения. Подсудимый Вайберт А.Л. следовал по.. .. км федеральной автодороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. со стороны.. .. в направлении.. ... В нарушение требований п. 22.8 ч. 2 ПДД РФ перевозил в салоне автомобиля пассажиров Пт.3, Пт.1, Пт.2, Пт.4, Пт.5, то есть более четырех пассажиров, что является сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства - автомобиля «....» государственный регистрационный знак №. В пути следования в нарушение требований п. 10.3 ч. 1 ПДД РФ следовал со скоростью более 94,6 км/ч, превышающей разрешенную скорость движения транспортных средств вне населенных пунктах. В нарушение требования п. 10.1 ч. 1 ПДД РФ вел транспортное средство со скоростью, не обеспечивавшей ему возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил дорожного движения. В нарушение требований п. 9.4 ч. 1 ПДД РФ вне населенных пунктах не вел свое транспортное средство по возможности ближе к правому краю проезжей части. В нарушение требований п. 11.1 ч. 1 ПДД РФ и дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» Приложение 1 к ПДД РФ приступил к маневру обгона впереди идущих, неустановленных органами предварительного расследования автомобилей, а также автомобиль.. .. государственный регистрационный знак № под управлением водителя Св.2 Подсудимый Вайберт А.Л. изменил направление движения своего автомобиля влево, при этом не обеспечив безопасность выполняемого маневра, пересек сплошную линию разметки 1.1 Приложение 2 к ПДД РФ, пересекать которую запрещается, и выехал на полосу встречного движения, чем нарушил требования п.8.1 ч.1 ПДД РФ. Далее следовал по встречной полосе движения, при этом, не двигаясь по обозначенной линиями разметке полосе, чем нарушил требования п.9.7 ПДД РФ. При возникновении опасности для движения в виде неустановленного органами предварительного расследования автомобиля.. .., следовавшего во встречном направлении в сторону.. .., не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства, чем нарушил требования п.10.1 ч.2 ПДД РФ. В развившейся дорожно-транспортной ситуации, в нарушение требований п. 8.1 ч.1 ПДД РФ, без учета дорожной обстановки, изменил направление движения своего автомобиля вправо, намериваясь вернуться на свою полосу движения, не обеспечив безопасность выполняемого маневра, и в нарушение п. 11.1 ч. 3 ПДД РФ создал помеху для движения обгоняемому автомобилю.. .. государственный регистрационный знак № под управлением водителя Св.2 В нарушение требований п. 9.10 ПДД РФ подсудимый Вайберт А.Л. не избрал безопасный боковой интервал между своим автомобилем и автомобилем.. .. государственный регистрационный знак №, в результате чего на расстоянии 3,1 м от правого края проезжей части, относительно его направления движения, и на расстоянии 9,4 м от километрового знака «.... км» автодороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. допустил столкновение правой переднее боковой частью своего автомобиля с левой боковой частью автомобиля.. .. государственный регистрационный знак № под управлением водителя Св.2 После чего автомобиль «....» государственный регистрационный знак № под управлением подсудимого Вайберта А.Л. выехал влево на сторону дороги, предназначенной для встречного движения, где на расстоянии 8,1 м от правого края проезжей части, относительно его направления движения и на расстоянии 73,2 м от километрового знака «.... км» автодороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. допустил столкновение левой передней боковой частью своего автомобиля с левой боковой частью автомобиля «....» государственный регистрационный знак № под управлением водителя Св.3 Далее автомобиль «....» государственный регистрационный знак № был перемещен и правой нижней передней частью автомобиля допустил наезд на бордюрный камень, расположенный слева, относительно его направления движения, и на расстоянии 10,2 м от правого края проезжей части и на расстоянии 84,2 м от километрового знака «.... км» автодороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. допустил столкновение правой боковой частью своего автомобиля с передней частью автомобиля «....» государственный регистрационный знак № под управлением водителя Св.1 В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Пт.1, **/**/**** г.р., причинены следующие телесные повреждения: тупая сочетанная травма головы, груди, живота, левой верхней конечности; закрытая черепно-мозговая травма: многофрагментарный, многооскольчатый перелом костей свода и основания черепа; неполный травматический отрыв правой ножки от вещества головного мозга; кровоизлияния под оболочки головного мозга; множественные разрывы твердой мозговой оболочки; ссадины и царапины лица, неполный отрыв правой ушной раковины; тупая травма груди: перелом 1,2 ребер слева по среднеключичной линии, перелом левой ключицы; кровоизлияние в околоаортальной клетчатке и заднем средостении; разрыв в междолевом пространстве левого легкого; тупая травма живота: ушиб правой почки; множественные разрывы левой доли печени и селезенки; гемоперитонеум (100мл жидкой крови); закрытый фрагментарно-оскольчатый винтообразный перелом левой плечевой кости с кровоизлиянием в мягкие ткани; ссадины и царапины на правой боковой поверхности шеи, в верхней и средней трети, в области тела правой лопатки; ссадины на наружной поверхности правого плеча, в верхней трети (2), на наружной поверхности левого плеча, в нижней трети, на задней поверхности левого предплечья, в верхней трети, на наружной поверхности левого плеча, в средней трети, в области левого плечевого сустава, по задней поверхности в области средней трети, на задней поверхности правого предплечья, с переходом на область лучезапястного сустава, у основания 1 и 2 пальцев правой кисти, на наружной поверхности правого бедра, в нижней трети, в области правого локтевого сустава по задней поверхности, на тыльной поверхности правой и левой стопы; кровоподтек на наружной поверхности левого плеча, в средней трети. Данный комплекс повреждений представляет собой единую, многокомпонентную травму в виде комплекса наружных и внутренних, взаимоусугубляющих повреждений в связи с чем, оценивается в совокупности как причинившая тяжкий вред здоровью, опасный для жизни и имеет прямую причинную связь со смертью. Смерть Пт.1 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, левой верхней конечности. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Пт.2, **/**/**** г.р., были причинены следующие телесные повреждения: закрытая тупая травма головы в виде ссадин и кровоподтеков лица, рвано-ушибленной раны правой теменной области, кровоизлияний в кожно-мышечный лоскут головы в правой лобно-теменной области и правой теменно-затылочной области, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку полушарий мозга и миндалин мозжечка, кровоизлияния в желудочки головного мозга, ушиба головного мозга; закрытая тупая травма шеи в виде разрывов связок шейного отдела позвоночника с выстоянием зубовидного отростка 2 шейного позвонка в полость спиномозгового канала и сдавлением спинного мозга; закрытая тупая травма груди в виде ссадины и кровоподтека передней поверхности груди, переломов ребер справа и слева, оскольчатого перелома левой ключицы, кровоизлияний в мягкие ткани груди в зоне переломов, разрывов легких, двустороннего гемоторакса (справа 300мл, слева 400мл); закрытая тупая травма живота в виде кровоподтека передней брюшной стенки, ссадины правой поясничной области, разрыва передней стенки желудка, множественных разрывов печени, кровоизлияний в брыжейку тонкого кишечника, кровоизлияния в околопочечную клетчатку справа; закрытая тупая травма конечностей в виде ссадин и кровоподтеков конечностей, поверхностных ран правой кисти, перелома правой лучевой кости с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Все вышеуказанные повреждения входят в комплекс тупой сочетанной травмы, причинены незадолго до наступления смерти и применительно к живым лицам относятся к причинившим тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Пт.2 наступила от тупой сочетанной травмы головы, шеи, груди, живота, конечностей в виде переломов костей скелета и повреждения внутренних органов. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Пт.3 были причинены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма: рвано-скальпированная рана правой лобно-теменно-затылочной области, ссадины лобной, скуловой и околоушной областей справа (1), спинки носа и межбровья (1), подбородка (1), кровоподтек нижнего века левого глаза; кровоизлияния в мягкие ткани головы правой лобно-височно-теменной области, затылочной области слева, левой теменной области; многофрагментарный, оскольчатый перелом костей свода и основания черепа; субдуральные кровоизлияния выпуклых и базальных отделов полушарий, субарахноидальные кровоизлияния выпуклых и междолевых поверхностей лобной доли левого полушария, выпуклой поверхности височной доли правого, кровоизлияния в желудочки головного мозга; закрытая травма груди: кровоподтеки передней поверхности груди справа и слева (4), ушиб легких с кровоизлияниями и разрывом правого и левого легких, двусторонний гемоторакс: справа (100 мл), слева 150(мл); тупая закрытая травма живота: ссадины (2) передней стенки живота, разрыв правой доли печени, гемоперитонеум (200 мл); закрытый поперечный перелом костей правого предплечья, левого плеча с кровоизлияниями в мягкие ткани, ссадины правой (4) и левой (1) верхних конечностей; ссадины и кровоподтеки левой нижней конечности. Комплекс повреждений составляющих тупую сочетанную травму головы, груди, живота, верхних конечностей расценивается как причинивший тяжкий вред здоровью человеку по признаку опасности для жизни. Смерть Пт.3 наступила от тупой сочетанной травма головы, груди, живота, верхних конечностей с развитием в следствие этого травматического шока. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Пт.4 были причинены следующие телесные повреждения: множественные кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут головы, линейный перелом основания черепа, следовое субдуральное кровоизлияние, диффузные и очаговые кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой, кровоизлияние в ткань мозга правой височной доли, отек головного мозга; разрыв капсулы и ткани селезенки; переломы бедренных костей в области коленных суставов; ссадины и кровоподтеки лица, туловища, конечностей. Повреждения в виде тупой сочетанной травмы головы, живота, нижних конечностей, обнаруженных при исследовании трупа Пт.4 осложнившейся развитием массивной кровопотери, относятся к категории причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть Пт.4 наступила от тупой сочетанной травмы головы, живота, нижних конечностей с повреждением внутренних органов и развитием массивной кровопотери. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Пт.5 причинены телесные повреждения в виде: закрытой тупой травмы поясничной области с разрывом левой почки, относящееся к разряду телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; скрытой черепно-мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, рвано-ушибленных ран мягких тканей левой бровной области и над переносицей, относящихся к разряду телесных повреждений, причинивших легкий вред здоровью, по признаку причинивших кратковременное расстройство здоровья сроком до 21 дня; закрытого перелома лучевой кости левого предплечья, относящегося к разряду телесных повреждений, причинивших средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья на сроки свыше 21-го дня; рваной раны мягких тканей грудной клетки слева, относящееся к разряду телесных повреждений, причинивших легкий вред здоровью, по признаку причинивших кратковременное расстройство здоровья сроком до 21 дня. Нарушение подсудимым Вайберт А.Л. требований п.п. 1.3; 1.5; 2.7 ч.1; 8.1 ч.1; 9.4 ч.1; 9.7; 9.10; 10.1 ч.1; 10.1 ч.2; 10.3 ч.l; 11.1 ч.1; 11.1 ч.3; 22.8 ч.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» Приложения 1 к ПДД РФ, дорожной разметки 1.1. Приложения 2 к ПДД РФ находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Допрошенный в судебном заседании подсудимый Вайберт А.Л. вину в предъявленном обвинении признал полностью и пояснил, что **/**/**** около.. .. час. он управлял на основании доверенности простой письменной формы технически исправным автомобилем «....» государственный регистрационный знак №, принадлежащим Пт.5 В салоне автомобиля находились пассажиры: Пт.3, Пт.1, Пт.2, Пт.4, Пт.5 В момент управления транспортным средством он находился в состоянии алкогольного опьянения, поскольку накануне выпивал спиртные напитки. Он следовал по.. .. км федеральной автодороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. со стороны.. .. в направлении.. ... В пути следования превысил допустимую скорость, преступил к маневру обгона впереди идущих автомобилей, пересек сплошную линию разметки и выехал на встречную полосу движения, по которой продолжил движение. В пути следования увидел автомобиль.. .., двигавшийся в попутном направлении, и, с целью избежать столкновение, стал выполнять маневр поворота вправо, желая вернуться на свою полосу движения, однако создал помеху для движения автомобилю.. .., следовавшему во встречном направлении и не избрал безопасный боковой интервал между своим автомобилем и автомобилем.. .., в результате чего допустил столкновение правой переднее боковой частью своего автомобиля с левой боковой частью автомобиля.. ... После чего его автомобиль выехал влево на встречную полосу движения, где его автомобиль левой передней боковой частью столкнулся с левой боковой частью автомобиля «....». Затем его автомобиль был перемещен и правой нижней передней частью наехал на бордюрный камень. После чего он потерял сознание. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиры Пт.3, Пт.1, Пт.2, Пт.4 скончались, пассажир Пт.5 и он получили тяжкие телесные повреждения. В содеянном искренне раскаивается. Оценивая показания подсудимого Вайберт А.Л., суд находит их достоверными, поскольку они согласуются с показаниями потерпевших, свидетелей, письменными материалами дела, в силу чего, суд признает их допустимыми доказательствами. Кроме собственного признания подсудимым вины в совершении преступления, вина Вайберт А.Л. подтверждается проверенными в судебном заседании показаниями потерпевших, свидетелей Св.2, Св.4, Св.1, Св.10, Св.5, Св.6, Св.7, Св.8, Св.11, показаниями свидетелей Св.3, Св.13, Св.12, Св.9, данными в ходе предварительного расследования и оглашенными в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, с согласия всех участников процесса, а также исследованными письменными материалами уголовного дела. Потерпевшая Пт.5, суду пояснила, что **/**/**** подсудимый Вайберт А.Л. управлял принадлежащим ей автомобилем «....» государственный регистрационный знак №, после празднования свадьбы. В салоне автомобиля в качестве пассажиров находились она, Пт.4, Пт.3, Пт.1 и Пт.2. В пути следования автомашина попала в ДТП, обстоятельства которого она не помнит из-за полученной травмы. Согласно показаниям потерпевшего Пт.6, **/**/**** его дочь Пт.2, 2000 г.р., находилась на свадьбе в.. ... По дороге на работу он встретил свадебный кортеж. Пт.7 сообщил ему по телефону, что его дочь едет с ними в одной из машин. Приехав на работу, от своих коллег он узнал, что на.. .. горе произошло ДТП, в котором погибло 4 человека, двое из которых дети, виновником ДТП был автомобиль «....». Прибыв на место, увидел грузовой автомобиль с деформированной крышей, за ним находился полностью деформированный автомобиль «....», которым управлял подсудимый Вайберт А.Л. На обочине дороги находились накрытые тела погибших, среди которых была и его дочь. Из показаний потерпевшего Пт.7 следует, что **/**/****, после празднования свадьбы в.. .., решили ехать в.. ... В автомобиль «....», под управлением подсудимого Вайберта А.Л., села Пт.5 – на переднее пассажирское сидение. На заднее пассажирское сидение сели его супруга Пт.3, дочь Пт.1, племянница Пт.2 и Пт.4. Свадебные автомобили ехали по дороги одна за другой по направлению в.. ... В пути следования подсудимый обогнал их и скрылся из вида. По дороге они звонили Вайберту А.Л., но никто не отвечал. При звонке на телефон Пт.5, им ответила женщина и пояснила, что последняя попала в ДТП и сейчас находится в.. .. больнице. В больнице стало известно, что выжили водитель и Пт.5, остальные погибли. По прибытию на место ДТП, расположенное на.. .. горе, они увидели грузовой автомобиль с деформированной крышей, за ним полностью деформированный автомобиль «Хонда Аккорд». На обочине лежали погибшие пассажиры - его жена и дочь, а также Пт.4 и Пт.2. Согласно показаниям потерпевшей Пт.8 со слов родственников и мужа Пт.6 ей известно, что **/**/**** в результате ДТП, в котором участвовал автомобиль под управлением подсудимого, погибла ее дочь Пт.2, которая находилась в салоне данного автомобиля. Из показаний потерпевшей Пт.9 следует, что **/**/**** около.. .. час., после празднования свадьбы в.. .., гости решили ехать в.. ... В автомобиль под управлением подсудимого Вайберта А.Л., села Пт.5 на переднее пассажирское сидение. На заднее пассажирское сидение сели ее дочь Пт.3, внучки Пт.1, Пт.2, а также Пт.4. Все машины, на которых ехали гости со свадьбы, приехали до места назначения, кроме автомашины под управлением подсудимого Вайберта А.Л. После осуществления звонков на сотовые телефоны, стало известно, что автомобиль попал в ДТП, в результате чего погибли ее дочь Пт.3, внучки Пт.1, Пт.2, а также Пт.4. Из показаний свидетеля Св.8 следует, что в день дорожно-транспортного происшествия **/**/****, находясь на ее свадьбе, подсудимый употреблял спиртные напитки. Согласно показаниям свидетеля Св.2, **/**/**** около.. .. час. он управлял автомобилем.. .., государственный номер №, следовал по.. .. км автодороги «....» со стороны.. .. в направлении.. ... Впереди него автомобилей, движущихся в попутном направлении, не было. Сзади него на расстоянии около 10 метров в попутном направлении следовал автомобиль-бетоновоз. Впереди во встречном направлении двигался автомобиль.. ... Проезжая часть представляла подъем по ходу его движения, сухой асфальт, видимость была не ограничена. Впереди него проезжая часть расширялась на две полосы в каждом направлении, разделенные пунктирной линией разметки. Он посмотрел в зеркало заднего вида и увидел, что бетоновоз его догоняет. Встречный автомобиль.. .. приблизился к его автомобилю на расстояние около 15 метров. Он двигался по середине своей полосы движения со скоростью около 60 км/ч. В этот момент почувствовал скользящий удар в левую часть своего автомобиля. Удар пришелся на его полосе движения. Удар начинался с задней части автомобиля к передней. От удара его стало смещать в правую сторону по ходу движения. Он увидел, что его опережает легковой автомобиль белого цвета «....», государственный номер №, который допустил с ним столкновение. Данный автомобиль двигался с высокой скоростью, торможения не применял, звуковых сигналов не подавал. После столкновения данный автомобиль стал юзом смещаться вправо по ходу его движения и выехал правыми колесами на правую обочину. После этого автомобиль резко изменил направление своего движения влево и его начало нести юзом влево левым боком на встречную полосу движения. Встречный автомобиль.. .. проехал, за ним следовали автомобили «....» и микрогрузовик. Автомобиль «....» двигался прямо на автомобиль «....». Чтобы избежать столкновения, автомобиль «....» изменил направление своего движения вправо по ходу движения, но столкновения избежать не удалось. Столкновение произошло левым передним боком автомобиля «....» с левым задним боком автомобиля «....» на полосе движения автомобиля «....». К этому моменту микрогрузовик замедлил свое движение и практически остановился. После столкновения автомобиль «....» продолжил движение и остановился через 20-30 метров от места столкновения. Автомобиль «....» после столкновения с автомобилем «....» продолжил свое движение, не меняя траектории, пересек проезжую часть и допустил наезд на бетонное ограждение на левой обочине по ходу его движения. От этого удара автомобиль «....» подбросило в воздух и начало вращать вдоль продольной оси. После этого автомобиль «....» упал на левую часть кабины микрогрузовика, перелетел через кузов грузовика и упал на левую обочину левой боковой частью кузова. В результате ДТП четыре человека погибли на месте, одну девушку и подсудимого госпитализировали. Из показаний свидетеля Св.1 следует, что **/**/**** около.. .. час. он управлял грузовым автомобилем «....» государственный номер №, следовал в районе.. .. км автодороги «....» со стороны.. .. в направлении.. ... Впереди в попутном направлении двигались автомобили.. .. 2-3 легковых автомобиля, автомобиль «....». Скорость движения автомобилей была около 30-40 км/ч. Он двигался со скоростью 35 км/ч. Неожиданно на встречной полосе движения он увидел облако пыли и одновременно услышал громкий звук удара, характерный при столкновении автомобилей. Из облака пыли на большой скорости на встречной полосе движения, появился автомобиль «....», который двигался в сторону его полосы движения. Он применил экстренное торможение и его автомобиль остановился. Далее он увидел как автомобиль «....» пересек разделительную линию проезжей части и выехал на их полосу движения, произошло столкновение с идущим впереди него автомобилем «....». Столкновение произошло в заднюю левую часть автомобиля «....». После столкновения автомобиль «....» продолжил двигаться по направлению в сторону правого бордюра, по ходу его движения, затем автомобиль «....» допустил наезд на правый бордюр. От наезда на бордюр, автомобиль «....» подбросило вверх, и он отлетел в переднюю часть кузова его автомобиля, в переднее ветровое стекло. При этом автомобиль «....» развернуло в воздухе, и он крышей контактировал с его автомобилем, столкновение произошло с передней частью кузова его автомобиля и крышей автомобиля «....». Из показаний свидетеля Св.4, допрошенной в ходе судебного заседания следует, что **/**/**** около.. .. час... .. мин. она в качестве водителя автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, следовала со скоростью 40 км/час по.. .. км автодороги «....» со стороны.. .. в направлении.. ... Впереди нее двигался автомобиль «....», проезжая часть имела уклон по ходу ее движения, в конце спуска дорога сужалась. Впереди себя она услышала удар металла и визг шин, и увидела автомобиль «....», двигавшийся со скоростью более 100 км/час, который левым боком выехал на полосу ее движения, где столкнулся с автомобилем «....», который двигался впереди автомобиля «....». После столкновения автомобиль «....» продолжил свое движение, не меняя траектории, пересек проезжую часть и допустил наезд на бетонное ограждение на правой обочине по направлению движения со стороны.. .. в сторону.. ... От данного удара автомобиль «....» подбросило в воздух и начало вращать вдоль продольной оси, после чего данный автомобиль упал своей крышей на кабину автомобиля «....», а затем, перелетев через кузов автомобиля «....», упал на левую боковую часть кузова на левую обочину дороги по направлению движения со стороны.. ... На проезжей части дороги около левой обочины по направлению движения из.. .., лежал подсудимый. На обрыве за левой обочиной по ходу движения из.. .. лежали две женщины, одну из которых вытащили на обочину. Затем приехали врачи скорой медицинской помощи. После чего сотрудниками МЧС из автомобиля «....» были извлечены две женщины и ребенок-девочка, они были мертвы. После врачи скорой медицинской помощи увезли в больницу.. .. мужчину, который лежал на проезжей части, водителя автомобиля «....» и женщину из обрыва. Затем на место происшествия прибыли сотрудники ДПС. Свидетель Св.10 в судебном заседании пояснил, что **/**/**** около.. .. час... .. мин. он находился на переднем пассажирском сидении в качестве пассажира в автомобиле «....», под управлением Св.3. Они двигались по центру своей полосы движения со скоростью около 40 км/час в районе.. .. км автодороги «....», со стороны.. .. в сторону.. .., профиль дороги по ходу их движения был спуск, в конце которого дорога сужается и имеет изгиб проезжей части вправо. Неожиданно на встречной полосе движения он увидел, как образовалось облако пыли, и в этот момент из данного облака появился автомобиль «....» белого цвета, который двигался со скоростью более 100 км/час, был обращен передней частью кузова на полосу движения по направлению из.. .., траектория движения которого была направлена в сторону автомобиля «....». Затем произошло столкновение передней левой частью кузова автомобиля «....» в левую часть кузова автомобиля «....», от которого заднюю часть автомобиля «....» сместило вправо, и произошел удар задней правой частью кузова автомобиля «....» о правый бордюр, после чего автомобиль «....» остановился. Он вышел из автомобиля, и увидел, что позади автомобиля «....» на полосе движения по направлению из.. .. находится грузовой автомобиль японского производства, светлого цвета, у которого была деформирована передняя часть кабины, а рядом с его задней частью на правой обочине, по направлению движения из.. .., в положении на левом боку находится автомобиль «....». За грузовым автомобилем, на проезжей части в положении лежа на спине, находился мужчина, он был в сознании и что-то кричал, как узнал позже, это был водитель автомобиля «....». Справа в кювете находились две девушки, одна из которых была живая. После того, как автомобиль «....» поставили на колеса, он увидел в салоне автомобиля «....» на заднем пассажирском сидении двух женщин, которые были мертвы. Затем на место происшествия прибыли врачи скорой медицинской помощи, которые оказывали помощь пострадавшим в ДТП, и сотрудники милиции. Из показаний свидетеля Св.5, допрошенной в ходе судебного заседания следует, что **/**/**** около.. .. час... .. мин. она следовала по автодороге «....» в районе.. .. горы со стороны.. .. в направлении.. ... Профиль дороги по ходу их движения был спуск. Подъезжая практически к концу спуска она увидела, что на полосе движения по направлению из.. .. стоят 2-3 автомобиля иностранного производства, впереди которых поднимался дым, она поняла что произошло ДТП, у второго автомобиля была деформирована левая боковая часть кузова. На месте ДТП находился грузовой автомобиль светлого цвета, передней частью по направлению в сторону.. .., на правой обочине, рядом с задней частью кузова грузового автомобиля, практически перпендикулярно проезжей части в положении на левом боку находился другой автомобиль светлого цвета. На месте ДТП был подсудимый, у которого имелись телесные повреждения. Подойдя к краю обрыва, увидела, что внизу находятся тела двух женщин. Одну из женщин подняли наверх и пожили на правой обочине по направлению движения со стороны.. ... Затем автомобиль, который находился на боку, поставили на колеса, и из указанного автомобиля вытащили женщину, которая была мертва. В последствии узнала из средств массовой информации, что в указанном ДТП пострадали еще две женщины. Механизм ДТП ей неизвестен. Свидетель Св.7, допрошенный в судебном заседании пояснил, что **/**/**** в качестве дежурного следователя выезжал на место дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на.. .. км автодороги «....» с участием автомобилей: «....» под управлением Вайберта А.Л.,.. .. под управлением Св.2, «....» под управлением Св.3, «....» под управлением Св.1 Пассажиры автомобиля «....» Пт.1, Пт.3, Пт.2, Пт.4 от полученных телесных повреждений скончались на месте происшествия. На месте был составлен протокол осмотра места происшествия и схема места ДТП. Расположение транспортных средства, все замеры были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП, в присутствии понятых, протокол и схема были понятыми подписаны, замечаний не поступило. Свидетель Св.11 суду пояснила, что **/**/**** находилась на свадьбе у Св.8, и видела, как Вайберт А.Л. употреблял спиртные напитки. Около.. .. час. **/**/**** гости собрались уезжать, она видела как в автомобиль «....», которым управлял Вайберт А.Л. сели Пт.5, Пт.4, Пт.1, Пт.3, Пт.2 Позже ей стало известно о том, что произошло ДТП с участием автомобиля «....», в котором погибли Пт.4, Пт.1, Пт.3, Пт.2 Согласно исследованных в судебном заседании показаний свидетеля Св.3, **/**/**** приблизительно в.. .. часов.. .. минут, он управляя своим автомобилем «....», государственный регистрационный номер №, следовал по автодороге «....» со стороны.. .. в направлении.. .. со скоростью около 40 км/ч по центру своей полосы движения. Впереди в попутном ему направлении двигался автомобиль.. .., сзади - автомобиль «....». Встречного движения не было. Подъезжая к концу спуска, он увидел, что ему навстречу, на большой скорости – более 100 км/ч движется автомобиль «....». Все произошло очень быстро, и он не смог избежать столкновения. Автомобиль «....» пролетел в своем направлении, и вскоре послышался звук сильных ударов. (т. 1 л.д. 89-90). Из показаний свидетеля Св.6 следует, что **/**/**** в вечернее время он в качестве дежурного инспектора оГИБДД ОВД.. .. выехал на дорожно-транспортное происшествие на.. .. км автодороги «....», где произошло столкновение четырех автомобилей:.. .., «....», грузовой автомобиль «....» и «....». В результате данного ДТП погибли 4 пассажира автомобиля «....», в том числе двое детей-девочек. На месте ДТП были составлены протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, в присутствии понятых. Свидетель Св.12, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены по ходатайству государственного обвинителя и согласия участников процесса, пояснил, что **/**/**** около.. .. час. гости собрались уезжать со свадьбы. Позже ему стало известно, что произошло ДТП с участием автомобиля «....» под управлением Вайберта А.Л., в результате которого погибли Пт.4, Пт.1, Пт.3, Пт.2 По приезду на место происшествия видел на левой полосе проезжей части по направлению движения в сторону.. .. находился грузовой автомобиль, позади него находился автомобиль «....». Обстоятельства ДТП ему неизвестны. (т. 2 л.д. 33-36). Допрошенная в ходе предварительного расследования свидетель Св.13, показания которой оглашены по ходатайству государственного обвинителя и согласия участников процесса, пояснила, что **/**/**** около.. .. час... .. мин. она находилась на переднем пассажирском сидении автомобиля «....», по управлением Св.4 Они двигались в районе.. .. км автодороги «....» со стороны.. .. в направлении.. .., профиль проезжей части по ходу их движения был спуск. Впереди автомашины «....» двигался грузовой автомобиль «....» светлого цвета. Неожиданно она увидела, что перед грузовым автомобилем, движущимся впереди, появилось облако пыли, одновременно она услышала громкий звук удара, и увидела, что перед грузовым автомобилем «....» появился автомобиль «....» светлого цвета, который находился в воздухе. На полосе движения, предназначенной для движения транспорта со стороны.. .., передней частью автомобиля в направлении движения в сторону.. .. находился автомобиль «....» светлого цвета, у которого была деформирована левая часть кузова, за указанным автомобилем находился грузовой автомобиль, у которого была деформирована кабина, рядом с задней частью грузового автомобиля находился в положении на боку автомобиль «....», в которого был полностью деформирован кузов. (т. 1 л.д. 185-188). Из показаний свидетеля Св.9, данных в ходе предварительного расследования следует, что он работает в должности автослесаря ЗАО «....», **/**/**** на СТО приезжал водитель автомобиля «....» государственный регистрационный знак № Вайберт А.Л. На указанном автомобиле были проведены замены некоторых деталей, которые были приобретены водителем. После ремонта автомобиль «....» был в технически исправном состоянии. (т. 2 л.д. 46-47). Оценивая вышеуказанные показания потерпевших, свидетелей, суд признает их достоверными, поскольку они согласуются между собой, с письменными материалам уголовного дела, а так же и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства. В судебном заседании не установлено о наличии оснований оговаривать потерпевшими, свидетелем подсудимого. Объективно вина подсудимого Вайберта А.Л. в совершении преступления подтверждается: рапортом об обнаружении признаков преступления (т. 1 л.д. 2); телефонными сообщениями **/**/**** о доставлении в.. .. ЦРБ Вайберта А.Л., Св.1, Пт.5 (т. 1 л.д. 7,12,13); справкой по ДТП, согласно которой дорожно-транспортное происшествие произошло **/**/**** около.. .. час... .. мин. на.. .. км автодороги «....» продольный профиль пути уклон, покрытие дороги асфальт, состояние дорожного покрытия сухое, освещение пути дневное, дефекты дорожного покрытия отсутствуют (т. 1 л.д. 16); протоколом осмотра места происшествия, схемой места ДТП от **/**/****, согласно которого место столкновения автомобиля.. .. и автомобиля «....» находится на проезжей части на расстоянии 3,1 м до правого края проезжей части и 84,8 м до передней левой оси автомобиля «....», место столкновения автомобиля «....» и автомобиля «....» находится на проезжей части на расстоянии 8,1 м до правого края проезжей части и 7,9 м до задней левой от автомобиля.. ..; автомобиль «....» государственный регистрационный знак № расположен на проезжей части на расстоянии 6,0 м от левой передней оси и 5,8 м от левой задней оси до правого края проезжей части, и 44.2 м от передней левой оси до километрового знака «16»; автомобиль.. .. государственный регистрационный знак № расположен на правой обочине на расстоянии 3,8 м от задней левой оси и 4,1 м от передней левой оси до правого края проезжей части, и 2,7 м от задней левой оси до передней левой оси автомобиля «....»; автомобиль «....» государственный регистрационный знак № расположен на проезжей части на расстоянии 10,0 м от передней левой оси и 10,0 м от задней левой оси до правого края проезжей части, и 0,7 м до задней правой оси автомобиля «....» от задней левой оси; автомобиль «....» государственный регистрационный знак № расположен на расстоянии 12,0 м от передней правой оси и 13,9 м от задней правой оси до правого края проезжей части; на проезжей части имеются следы торможения от автомобилей «....» и «....», след бокового смещения автомобиля «....»; на проезжей части и левой обочине находится осыпь стекла и пластмассы размером 5,2х18,3 м на расстоянии 7,3 м до правого края проезжей части и 0,9 м до задней правой оси автомобиля «....», осыпь стекла и пластмассы размером 2,5х5,4 м на расстоянии0,1 м от левого края проезжей части и 11,9 м до задней левой оси автомобиля «....»; на месте происшествия обнаружены трупы: Пт.2 **/**/**** г.р., Пт.3 **/**/**** г.р., Пт.4, 1974 г.р., Пт.1, **/**/**** г.р., которые расположены на левой обочине слева от автомобиля «....». В ходе осмотра транспортных средств зафиксированы повреждения на автомобиле «....» государственный регистрационный знак № – полная деформация кузова, разбиты все стекла и оптика; на автомобиле.. .. государственный регистрационный знак № повреждены переднее левое крыло, левые двери, заднее левое крыло, задний бампер; на автомобиле «....» государственный регистрационный знак № повреждены заднее правое крыло, задний бампер, левое заднее крыло, две левые двери, левый стопсигнал, задняя подвеска; на автомобиле «....» государственный регистрационный знак № повреждены крыша, двери, передняя панель, бампер, передняя оптика, стекла кабины. С места происшествия были изъяты: автомобиль «....» государственный регистрационный знак №, автомобиль.. .. государственный регистрационный знак №, автомобиль «....» государственный регистрационный знак №, автомобиль «....» государственный регистрационный знак №, подушка безопасности рулевого колеса, чехол подголовника водительского сидения (т. 1 л.д. 17-21); протоколом осмотра и проверки технического состояния автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, согласно которого зафиксированы повреждения в виде деформации крыши, дверей, передней панели, бампера, разбиты фары, стекла вкруговую (т. 1 л.д. 61); протоколом осмотра и проверки технического состояния автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, согласно которого зафиксированы повреждения в виде деформации заднего правого крыла, заднего бампера, левого заднего крыла, двух левых дверей, заднего левого фонаря, задней подвески (т. 1 л.д. 62); протоколом осмотра и проверки технического состоянии автомобиля.. .. государственный регистрационный знак №, согласно которого зафиксированы повреждения переднего левого крыла, левой двери, заднего левого крыла, заднего бампера (т. 1 л.д. 63); протоколом осмотра и проверки технического состояния автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, согласно которого зафиксирована полная деформация кузова, всех стекол и фар (т. 1 л.д. 64); справкой.. .. ЦРБ № от **/**/****, согласно которой при поступлении Вайберта Алексея Леонидовича в травматологическое отделение **/**/**** в.. .. час... .. мин. было установлено состояние алкогольного опьянения – содержание алкоголя в крови 0,75 промилле (т. 1 л.д. 78); протоколом дополнительного осмотра места происшествия от **/**/****, объектом которого явилась проезжая часть автодороги «....», в районе.. ..-.... км, по ходу движения транспорта со стороны.. .. в направлении.. .. на.. .. км указанной автодороги установлены дорожные знаки: 3.20 «Обгон запрещен» и 5.24.1 «Конец населенного пункта», приложения 2 ПДД РФ, величина уклона проезжей части составила на расстоянии от 140 м от километрового знака «....» в сторону.. .. и до указанного километрового знака от 62 мм до 44 мм, на расстоянии от километрового знака «....» и на расстоянии 100 м от километрового знака «16» в сторону.. .. от 44 мм до 49 мм (т. 1 л.д. 219-221); протоколом выемки от **/**/****, согласно которого в ЦРБ.. .. изъята медицинская карта на имя Вайберта Алексея Леонидовича, **/**/**** г.р. (т. 1 л.д. 227-228); протоколом выемки, согласно которого **/**/**** в ЦРБ.. .. изъята медицинская карта на имя Пт.5, **/**/**** г.р. (т. 1 л.д. 230-231); протоколами осмотра от **/**/****, согласно которого осмотрены изъятые медицинские карты (т. 1 л.д. 232-234, 236-238); постановлениями о признании и приобщении медицинских карт Вайберта А.Л., Пт.5 к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т. 1 л.д. 235, 239); протоколом осмотра автомобиля.. .. государственный регистрационный знак № от **/**/****, согласно которого повреждения на автомобиле локализованы в левой боковой части кузова, имеют повреждения: левое переднее колесо, левая задняя дверь по всей поверхности, левая передняя дверь по всей поверхности, порог автомобиля с левой стороны, разрушено левое зеркало заднего вида (т. 2 л.д. 49-51); протоколом осмотра автомобиля «....» государственный регистрационный знак № от **/**/****, согласно которого повреждения на автомобиле локализованы в правой передней боковой части кузова, левой передней части кузова, правой нижней передней части и правой задней боковой части кузова, передний бампер в месте крепления отсутствует, повреждена нижняя часть моторного отсека, деформированы узлы и агрегаты передней подвески, правое переднее колесо смещено спереди назад, деформирована закраина обода диска правого переднего колеса, деформированы: капот, правое переднее крыло, правая передняя дверь, правая задняя дверь, правое заднее крыло, крыша, задняя часть кузова, отсутствуют остекление салона, задний бампер, разрушен каркас коробки передач с правой стороны, деформирован бальф, расположенный с правой стороны под коробкой передач, также обнаружены повреждения в районе передней подвески: нарушена фиксация правого переднего колеса на конструктивном месте крепления, правое переднее колесо смещено спереди назад и зажато частями кузова, рассоединение правой стойки стабилизатора с передним стабилизатором поперечной устойчивость, смещены в продольном направлении спереди назад: ступица колеса, нижний рычаг передней подвески, левая передняя полуось, стойка передней подвески с амортизатором. (т. 2 л.д. 54-56); протоколом осмотра автомобиля «....» государственный регистрационный знак № от **/**/****, согласно которого на автомобиле обнаружены повреждения в виде деформации переднего бампера в левой угловой части, левой передней двери, левой задней двери, левого заднего крыла, порога автомобиля в районе задней двери, заднего бампера с левой боковой стороны, левой задней фары, правого заднего крыла (т. 2 л.д. 59-61); протоколом осмотра автомобиля «....» государственный регистрационный знак № от **/**/****, согласно которого на автомобиле повреждения локализованы в передней части кабины, преимущественно с левой стороны (т. 2 л.д. 64-66); постановлениями о признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественных доказательств транспортных средств, изъятых в ходе осмотра места происшествия (т. 2 л.д. 53, 58, 63, 68); постановлением об установлении места совершения дорожно-транспортного происшествия от **/**/****, согласно которого местом совершения ДТП признан.. .. км федеральной дороги «....».. .. «....» (.... тракт).. .. (т. 3 л.д. 1-2). Установленные судом фактические обстоятельства дела также подтверждаются: заключением эксперта № от **/**/****, согласно которого смерть Пт.4 наступила от тупой сочетанной травмы головы, живота, нижних конечностей, с повреждением внутренних органов и развитием массивной кровопотери, при судебно-медицинском исследовании трупа Пт.4 выявлены следующие повреждения: множественные кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут головы, линейный перелом основания черепа, следовое субдуральное кровоизлияние, диффузные и очаговые кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой, кровоизлияние в ткань мозга право височной доли, отек головного мозга; разрыв капсулы и ткани селезенки; переломы бедренных костей в области коленных суставов; ссадины и кровоподтеки лица, туловища, конечностей. Исходя из характера и локализации повреждения причинены в результате ударного воздействия тупых твердых предметов, в относительно короткий промежуток времени, поэтому высказаться о последовательности их нанесения не представляется возможным, местом приложения травмирующих сил явилась передняя поверхность туловища, не исключено причинение телесных повреждений, обнаруженных у Пт.4, находящейся на пассажирском сидении в результате удара выступающими частями салона автомобиля. Повреждения в виде сочетанной травмы головы, живота, нижних конечностей, обнаруженных при исследовании трупа Пт.4, осложнившейся развитием массовой кровопотери, относятся к категории причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоят в прямой причинной связи со смертью. (т. 1 л.д. 110-112) Согласно заключения эксперта № от **/**/**** смерть Пт.3 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, верхних конечностей с развитием в следствие этого травматического шока, при исследовании трупа Пт.3 обнаружены следующие повреждения: закрытая черепно-мозговая травма: рвано-скальпированная рана правой лобно-теменно-затылочной области, ссадины лобной, скуловой и околоушной областей справа, спинки носа и межбровья, подбородка, кровоподтек нижнего века левого глаза, кровоизлияния в мягкие ткани головы правой лобно-височно-теменной области, затылочной области слева, левой теменной области, многофрагментарный оскольчатый перелом костей свода и основания черепа, субдуральные кровоизлияния выпуклых и базальных отделов полушарий, субарахноидальные кровоизлияния выпуклых и междолевых поверхностей лобной доли левого полушария, выпуклой поверхности височной доли правого, кровоизлияния в желудочки головного мозга; закрытая травма груди: кровоподтеки передней поверхности груди справа и слева, ушиб легких с кровоизлияниями и разрывом правого и левого легких, двусторонний гемоторакс справа (100 мл) слева (150 мл); тупая закрытая травма живота: ссадины передней стенки живота, разрыв правой доли печени, гемоперитонеум (200 мл); закрытый поперечный перелом костей правого предплечья, левого плеча с кровоизлияниями в мягкие ткани, ссадины правой и левой верхних конечностей; ссадины и кровоподтеки левой нижней конечности. Комплекс повреждений составляющих тупую сочетанную травму головы, груди, живота, верхних конечностей расценивается как причинивший тяжкий вред здоровью человека по признаку опасности для жизни и сформировался в ограниченный промежуток времени от воздействия твердых тупых предметов как с ограниченной, так и преобладающей травмирующей поверхностью, чем могли быть части и детали салона автомобиля. Смерть Пт.3 состоит в прямой причинной связи с комплексом повреждений составляющих тупую сочетанную травму головы, груди, живота, верхних конечностей (т. 2 л.д. 1-4). Из заключения эксперта № от **/**/**** следует, что смерть Пт.2 наступила от тупой сочетанной травмы головы, шеи, груди, живота, конечностей в виде переломов костей скелета и повреждения внутренних органов, при судебно-медицинском исследовании трупа Пт.2 обнаружены следующие повреждения: з-акрытая тупая травма головы в виде ссадин и кровоподтеков лица, рвано-ушибленной раны правой теменной области, кровоизлияний в кожно-мышечный лоскут головы в правой лобно-теменной области правой теменно-затылочной области, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку полушарий мозга и миндалин мозжечка, кровоизлияния в желудочки головного мозга, ушиба головного мозга; закрытая тупая травма шеи в виде разрывов связок шейного отдела позвоночника с выстоянием зубовидного отростка 2 шейного позвонка в полость спинномозгового канала и сдавлением спинного мозга; закрытая тупая травма груди в виде ссадины и кровопдтека передней поверхности груди, переломов ребер справа и слева, оскольчатого перелома левой ключицы, кровоизлияний в мягкие ткани груди в зоне переломов, разрывов легких, двустороннего гемоторакса (справа 300 мл, слева 400 мл); закрытая тупая травма живота в виде кровоподтека передней брюшной стенки, ссадины правой поясничной области, разрыва передней стенки желудка, множественных разрывов печени, кровоизлияний в брыжейку тонкого кишечника, кровоизлияния в околопочечную клетчатку справа; закрытая тупая травма конечностей в виде ссадин и кровоподтеков конечностей, поверхностных ран правой кисти, перелома правой лучевой кости с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Все указанные повреждения входят в комплекс тупой сочетанной травмы, причинены действием тупых предметов, чем могли быть выступающие части салона автомобиля, причинены незадолго до наступления смерти и применительно к живым лицам относятся к причинившим тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Согласно заключения эксперта № от **/**/**** смерть Пт.1 наступила от тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, левой верхней конечности, при исследовании трупа обнаружены повреждения: тупая сочетанная травма головы, груди, живота, левой верхней конечности; закрытая черепно-мозговая травма: многофрагментарный, многооскольчатый перелом костей свода и основания черепа, неполный травматический отрыв правой ножки от вещества головного мозга, кровоизлияния под оболочки головного мозга, множественные разрывы твердой мозговой оболочки, ссадины и царапины лица, неполный отрыв правой ушной раковины; тупая травма груди: перелом 1,2 ребер слева по среднеключичной линии, перелом левой ключицы, кровоизлияние в околоаортальной клетчатке и заднем средостении, разрыв в междолевом пространстве левого легкого; тупая травма живота: ушиб правой почки, множественные разрывы левой доли печения и селезенки, гемоперитонеум (100 мл жидкой крови); закрытый фрагментарно-оскольчатый винтообразный перелом левой плечевой кости с кровоизлияние в мягкие ткани; ссадины и царапины на правой боковой поверхности шеи, в верхней и средней трети, в области тела правой лопатки, ссадины на наружной поверхности правого плеча, в верхней трети, на наружной поверхности левого плеча, в нижней трети, на задней поверхности левого предплечья, в верхней трети, на наружной поверхности левого плеча, в средней трети, в области левого плечевого сустава, по задней поверхности в области средней трети, на задней поверхности правого предплечья, с переходом на область лучезапястного сустава, у основания 1 и 2 пальцев правой кисти, на наружной поверхности правого бедра, в нижней трети в области правого локтевого сустава по задней поверхности, на тыльной поверхности правой и левой стопы., кровоподтек на наружной поверхности левого плеча, в средней трети. Указанный комплекс повреждений представляет собой единую, многокомпонентную травму в виде комплекса наружных и внутренних, взаимоусугубляющих повреждений в связи с чем, оценивается в совокупности, как причинившая тяжкий вред здоровью опасный для жизни и имеет прямую причинную связь со смертью, причинены указанные повреждения неоднократный воздействием твердого тупого травмирующего предмета, чем могли быть выступающие детали салона автомобиля не задолго до смерти. (т. 2 л.д. 20-22). Из заключения эксперта № от **/**/**** следует, что согласно медицинских документов у Пт.5 имеются телесные повреждения в виде: закрытой черепно-мозговой травмы в форме сотрясения головного мозга, рвано-ушибленных ран мягких тканей левой бровной области и над переносицей, относящейся к разряду телесных повреждений, причинивших легкий вред здоровью по признаку причинивших кратковременное расстройство здоровья сроком до 21 дня; закрытой тупой травмы поясничной области с разрывом левой почки, субкапсульной гематомой левой почки, относящейся к разряду телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; закрытого перелома лучевой кости левого предплечья, относящегося к разряду телесных повреждений, причинивших средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья на срок свыше 21 дня; рваной раны мягких тканей грудной клетки слева, относящейся к разряду телесных повреждений, причинивших кратковременное расстройство здоровья сроком до 21 дня. Телесные повреждения причинены воздействием тупых твердых предметов и могли образоваться при обстоятельствах и в сроки ДТП, как результат соударения областью локализации повреждений о твердые детали и поверхности салона движущегося автомобиля. (т. 2 л.д. 133-134). Согласно заключения эксперта № от **/**/**** у Вайберта А.Л. обнаружены следующие телесные повреждения: открытая черепно-мозговая травма в форме перелома костей свода и основания черепа, ушиба головного мозга легкой степени, рвано-ушибленной раны мягких тканей головы, относящаяся к разряду телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; закрытый перелом левой плечевой кости в нижней трети, относящийся к разряду телесных повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку значительно стойкой утраты общей трудоспособности более чем на одну треть; закрытая тупая травма туловища с переломом передних отделов 2-3-4-5-6 правых ребер, переломов правых поперечных отростков 2 и 3 поясничных позвонков, ссадин спины, относящаяся к разряду телесных повреждений, причинивших средней тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья на сроки свыше 21-го дня. Телесные повреждения причинены воздействием тупых твердых предметов и могли образоваться при обстоятельствах и в сроки ДТП, как результат соударения областью локализации повреждений и твердые детали и поверхности салона движущегося автомобиля. Содержание алкоголя в крови Вайберта А.Л. при поступлении в больницу **/**/**** определено в концентрации 0,75 промилле. (т. 2 л.д. 125-126). Как следует из заключения эксперта № от **/**/**** частичный механизм дорожно-транспортного происшествия: автомобиль «....» государственный регистрационный знак №, двигающийся со стороны.. .. в сторону.. .., правой передней боковой частью контактировал с левой боковой частью автомобиля.. .. государственный регистрационный знак №, который двигался со стороны.. .. в сторону.. ... Продольные оси указанных транспортных средств в момент столкновения относительно друг друга располагались под углом около 0? -5?. Столкновение было попутное, прямое, скользящее. В момент столкновения скорость движения автомобиля «....» превышала скорость движения автомобиля.. ... Далее автомобиль «....» опередил автомобиль.. .. и по траектории зафиксированных следов бокового смещения автомобиль «....» выехал на полосу встречного движения, где левой передней боковой частью контактировал с левой боковой частью автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, который двигался со стороны.. .. в сторону.. ... Продольные оси указанных транспортных средств в момент столкновения относительно друг друга располагались под углом около 155? ±5?. Столкновение было встречное, косое, скользящее. Далее автомобиль «....» разворачиваясь против часовой стрелки, преодолев некоторое расстояние, правой нижней передней частью контактировал с бордюрным камнем в районе левого края проезжей части, а правой задней боковой частью контактировал с передней частью автомобиля «....» государственный регистрационный знак №, который двигался перед столкновением со стороны.. .. в сторону.. .. в процессе торможения, о чем свидетельствуют зафиксированные след торможения автомобиля «....». Продольные оси указанных транспортных средств в момент столкновения относительно друг друга располагались под углом 95? ±5?. Столкновение было встречное, косое, блокирующее, эксцентричное. В результате столкновения на автомобиль «....» стал действовать крутящий момент, который привел его к развороту по часовой стрелке. Далее автомобили заняли конечные положения, зафиксированные в схеме происшествия. В условиях данной должной обстановки, скорость движения автомобиля «....» государственный регистрационный знак № к моменту следообразования составляла более 94,6 км/ч. Фактическая скорость движения автомобиля «....» перед началом следообразования была выше расчетной. Имеющиеся повреждения передней подвески с правой стороны образовались в результате приложения динамической нагрузки, значительно превышающей эксплуатационную, возникновение которой связано с наездом автомобиля на бордюрный камень у левого края проезжей части. Какие-либо неисправности подвески, которые могли образоваться до дорожно-транспортного происшествия и повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля отсутствуют. В данной дорожной ситуации водитель автомобиля «....» государственный регистрационный знак № должен был руководствоваться требованиями знака 3.20 «Обгон запрещен», пунктами 10.1 (часть 1), 11.1 Правил дорожного движения РФ. (т. 2 л.д. 102-118). Заключения экспертов не вызывают у суда сомнений, поскольку являются объективными, научно-обоснованными, выполнены лицами, имеющими необходимые познания и опыт работы, получены настоящие заключения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, являются допустимыми доказательствами, суд признает их достоверными. Доказательства, исследованные в ходе судебного следствия, являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в совокупности достаточными для разрешения настоящего уголовного дела по существу. Суд находит вину подсудимого установленной и доказанной и приходит к твердому убеждению о нарушении подсудимым Вайбертом А.Л. требований п.п. 1.3; 1.5; 2.7 ч.1; 8.1 ч.1; 9.4 ч.1; 9.7; 9.10; 10.1 ч.1; 10.1 ч.2; 10.3 ч.l; 11.1 ч.1; 11.1 ч.3; 22.8 ч.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» Приложения 1 к ПДД РФ, дорожной разметки 1.1. Приложения 2 к ПДД РФ, состоящих в прямой причинной связи с наступившими последствиями и повлекшими по неосторожности смерть Пт.3, Пт.1, Пт.2, Пт.4, а также причинение тяжкого вреда здоровью Пт.5 Вместе с тем, доводы подсудимого Вайберт А.Л., потерпевшей Пт.5 о том, что в момент ДТП Пт.5 находилась на заднем пассажирском сиденье, а также потерпевших Пт.9, Пт.7, согласно которым Пт.5 находилась в салоне автомобиля на переднем пассажирском сиденье, не ставят под сомнения выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления. Материалами дела достоверно установлено, что в момент дорожно-транспортного происшествия автомобилем «....» государственный регистрационный знак № управлял подсудимый Вайберт А.Л., в качестве пассажиров последний перевозил в салоне автомобиля Пт.3, Пт.1, Пт.2, Пт.4, Пт.5 Расположение пассажиров в салоне автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия не влияет на юридическую оценку действий подсудимого, степень его вины в нарушении требований Правил дорожного движения Российской Федерации, дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» Приложения 1 к ПДД РФ, дорожной разметки 1.1. Приложения 2 к ПДД РФ, состоящих в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Действия подсудимого Вайберта А.Л. суд считает необходимым квалифицировать по ч. 6 ст. 264 УК РФ в редакции Федерального закона № 420 - ФЗ от 07.12.2011 г., улучающей положение подсудимого, как нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть более двух лиц. Психическое состояние подсудимого, на учете у психиатра не состоящего, его поведении в судебном заседании, не вызывает у суда сомнений в его полноценности. Кроме того, согласно заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов № от **/**/**** у Вайберта А.Л. ~~~ в период времени, относящийся к инкриминируемому Вайберту А.Л. деянию, он также не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, и в тот период времени Вайберт А.Л. мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию в настоящее время он также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, в принудительном лечении по своему психическому состоянию в настоящее время не нуждается (т. 4 л.д. 258-262). Оценивая заключение экспертов, суд находит его объективным, научно-обоснованным, выполненным квалифицированным специалистами, имеющими необходимые познания и опыт работы, получено заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и поэтому является допустимым доказательством, суд считает его достоверным. Суд признает подсудимого Вайберта А.Л. вменяемым и подлежащим уголовной ответственности за содеянное. В силу положений ч. 2 ст. 61 УК РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, признание вины подсудимым Вайбертом А.Л., раскаяние в содеянном. Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных положениями ст. 63 УК РФ, суд не установил. При назначении подсудимому наказания, определении его вида и размера, суд учитывает принятие подсудимым мер к частичному возмещению ущерба, путем направления потерпевшим почтовых переводов в размере 5000 рублей каждому, вместе с тем, с учетом причиненных потерпевшим морального вреда и материального ущерба в результате совершенного подсудимым преступления, суд не признает данное обстоятельство, в качестве смягчающего, предусмотренного п. «к» ч. 1 ст. 62 УК РФ. Суд, учитывает наличие обстоятельств, смягчающих наказаний, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, вместе с тем, с учетом фактических обстоятельств совершенного Вайбертом А.Л. преступления, степени его общественной опасности, не находит оснований для изменения в соответствии с положениями ч. 6 ст. 15 УК РФ (в редакции Федерального закона № 420-ФЗ от 07.12.2011 г.) категории преступлений на менее тяжкую. При определении вида и размера наказания подсудимому Вайберту А.Л., суд, руководствуясь принципами ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории средней тяжести, данные о личности подсудимого, характеризующегося по месту жительства, прежней работы и учебы положительно, ранее не судимого, молодой возраст последнего и состояние его здоровья, являющегося инвалидом 3 группы, принимает во внимание мнение потерпевших Пт.6, Пт.9, Пт.8, Пт.7, полагавших назначить наказание в виде реального лишения свободы, потерпевшей Пт.5, полагавшей назначить подсудимому наказание без реального лишения свободы, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи, и считает, что для обеспечения достижения целей наказания, восстановления социальной справедливости, исправление подсудимого и предупреждение совершения им новых преступлений возможно при назначении наказания в виде лишения свободы. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, находившегося в момент управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также учитывая, что управление транспортным средством не является источником дохода подсудимого, ранее подсудимый привлекался к административной ответственности в области дорожного движения, суд считает необходимым назначить Вайберту А.Л. дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством. С учетом обстоятельств совершенного преступления, данных о личности подсудимого, а также в целях обеспечения исправления последнего, суд не находит оснований для назначения подсудимому Вайберту А.Л. наказания условно, с применением ст. 73 УК РФ, и не усматривает наличия исключительных обстоятельств, дающих основание к применению положений ст. 64 УК РФ. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ Вайберту А.Л., совершившему преступление по неосторожности, ранее не отбывавшему наказание в виде лишение свободы, наказание следует определить в колонии-поселении. Вместе с тем, с учетом обстоятельств совершенного преступления, данных о личности подсудимого, ранее не судимого, характеризующегося положительно, получившего в результате дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, являющегося инвалидом 3 группы, с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, и отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих наказание, суд не находит оснований для назначения подсудимому отбывание наказания в исправительной колонии общего режима. Суд считает необходимым определить Вайберту А.Л. порядок следования в колонию-поселение самостоятельно, за счет государства, в соответствии с предписанием о направлении к месту отбывания наказания территориального органа уголовно-исполнительной системы, возложив контроль по обеспечению направления осужденного в колонию-поселение на ГУФСИН России по.. ... Срок наказания Вайберту А.Л. исчислять со дня прибытия в колонию-поселение. В срок наказания в виде лишения свободы Вайберту А.Л. зачесть время следования осужденного к месту отбывания наказания. Меру пресечения в отношении Вайберта А.Л. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по вступлении приговора в законную силу следует отменить. Исковые требования потерпевшей Пт.9 о взыскании с подсудимого денежных средств в размере 544 351 руб. 82 коп. в счет компенсации причиненного материального ущерба, связанного с расходами на погребение, поминальный обед, приобретение памятников, обустройство могил, приобретение лекарственных препаратов, подтвержденные представленными и исследованными в судебном заседании документами, полностью признанные подсудимым, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 1064, 1094 ГК РФ, считает необходимым удовлетворить в полном объеме, взыскав причиненный материальный ущерб с подсудимого Вайберта А.Л. Исковые требования о взыскании с подсудимого причиненного материального ущерба, связанного с расходами на оплату услуг адвоката потерпевшей Пт.10 в размере 40 000 рублей, потерпевшей Пт.9 в размере 40 000 рублей, потерпевшими Пт.8, Пт.6 в размере 40 000 рублей, потерпевшим Пт.7 в размере 90 000 рублей, подтвержденные соответствующими документами, признанные подсудимым, суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме. Исковые требования о взыскании с подсудимого морального вреда потерпевшей Пт.10 в размере 1 000 000 рублей, потерпевшей Пт.9 в размере 3 000 000 рублей, потерпевшими Пт.8, Пт.6 в размере 3 000 000 рублей, потерпевшим Пт.7 в размере 2 000 000 рублей, признанные подсудимым частично, в размере установленном судом, суд, согласно положениям ст. ст. 1099-1101 ГК РФ, с учетом причиненных потерпевшим моральных и нравственных страданий, вызванных смертью близких родственников, от полученных в результате дорожно-транспортного происшествия повреждений, принципов справедливости и разумности, материального положения подсудимого Вайберта А.Л., не работающего, имеющего 3 группу инвалидности, получающего пенсию по инвалидности, молодого возраста последнего, его семейного положения, условий жизни его семьи, суд считает необходимым удовлетворить частично, в размере 200 000 рублей потерпевшей Пт.10, в размере 200 000 рублей потерпевшим Пт.8, Пт.6, в размере 200 000 рублей потерпевшему Пт.7, в размере 300 000 рублей потерпевшей Пт.9 Вещественные доказательства после вступления приговора в законную силу: медицинскую карту № на имя Вайберта А.Л., медицинскую карту № на имя Пт.5, находящиеся на хранении в ЦРБ.. .. – оставить по месту хранения; находящиеся на хранении на арестплощадке по адресу:.. .., автомобиль.. .. государственный регистрационный знак № – вернуть собственнику В., автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть собственнику Пт.5, автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть собственнику Т., автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть собственнику Св.1. На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Признать Вайберта А.Л. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 6 УК РФ (в редакции Федерального Закона № 420-ФЗ от 07.12.2011 г.) и назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 года, с отбыванием наказания в колонии-поселения. Осужденному Вайберту А.Л. определить порядок следования в колонию-поселение самостоятельно, в соответствии с предписанием о направлении к месту отбывания наказания территориального органа уголовно-исполнительной системы. Контроль по обеспечению направления осужденного в колонию-поселение возложить на ГУФСИН России по.. ... Срок наказания Вайберту А.Л. исчислять со дня прибытия в колонию-поселение. В срок наказания зачесть время следования осужденного к месту отбывания наказания. Меру пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении, по вступлении приговора в законную силу, - отменить. Взыскать с Вайберта А.Л. в пользу Пт.10 40 000 рублей в счет возмещения материального ущерба, связанного с расходами по оплате услуг адвоката, в счет возмещения морального вреда 200 000 рублей. Взыскать с Вайберта А.Л. в пользу Пт.7 90 000 рублей в счет возмещения материального ущерба, связанного с расходами по оплате услуг адвоката, в счет возмещения морального вреда 200 000 рублей. Взыскать с Вайберта А.Л. в пользу Пт.6, Пт.8 40 000 рублей в счет возмещения материального ущерба, связанного с расходами по оплате услуг адвоката, в счет возмещения морального вреда 200 000 рублей. Взыскать с Вайберта А.Л. в пользу Пт.9 40 000 рублей в счет возмещения материального ущерба, связанного с расходами по оплате услуг адвоката, 544 351 рубль 82 копейки в счет материального ущерба, связанного с расходами на погребение, в счет возмещения морального вреда 300 000 рублей. Вещественные доказательства после вступления приговора в законную силу: медицинскую карту № на имя Вайберта А.Л., медицинскую карту № на имя Пт.5 – хранить в ЦРБ.. ..; автомобиль.. .. государственный регистрационный знак № – вернуть В., автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть Пт.5, автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть Т., автомобиль «....» государственный регистрационный знак № – вернуть Св.1 Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационных жалобы, представления осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Судья: Е.И. Маслова Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 16.04.2012 г. приговор Иркутского районного суда Иркутской области от 07 февраля 2012 г. в отношении Вайберта А.Л. изменен, исключена из приговора ссылка суда на п. «к» ч. 1 ст. 62 УК РФ. Считать Вайберта А.Л. осужденным по ч. 6 ст. 264 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 февраля 2009 года № 20-ФЗ). В остальной части приговор оставлен без изменения.