62- О признании решения районной территориальной избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

**/**/**** года

Иркутский районный суд Иркутской области в составе-

председательствующего судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре **,

с участием пом. Прокурора Иркутского района Мурзиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №** по заявлению Ист. о признании незаконным решения Иркутской районной территориальной избирательной комиссии №** от **/**/****года,о возложении обязанности на ...ную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Ист. в качестве кандидата в депутаты ... по одномандатному избирательному округу №**,

Установил:

**/**/****года ... МО принято решение №**рд о назначении выборов депутатов ... пятого созыва на **/**/**** года.

**/**/****г. в ...ную территориальную избирательную комиссию ( далее ... ТИК) Ист. подал заявление о согласии баллотироваться в депутаты ... 5-го созыва по одномандатному избирательному округу №**.

**/**/**** г.Ист. передал в ТИК подписные листы с подписями избирателей, собранными в его поддержку. Всего комиссией было принята одна папка, в которой содержалось 4 подписных листа с 28 подписями.

Рабочей группой ТИК, созданной ...ной ТИК №** от **/**/****года, была проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей в поддержку Ист., по результатам которой была составлена ведомость от **/**/****г, где зафиксировано, что проверке было подвергнуто 1 папка с четырьмя листами с 28 подписями; рабочая группа установила нарушение, выразившееся в том, что во всех 4-х подписных листах отсутствуют все данные лица, осуществляющего сбор подписей(л.д 51).

Из протокола проверки подписных листов с подписями избирателей ( л.д 52) следует, что рабочая группа в результате проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ... 5-го созыва по одномандатному избирательному округу №** Ист. установила, что из 28 заявленных подписей избирателей были проверены все 28 подписей и все подписи признаны недействительными на основании подп.8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Данное решение Ист. было получено **/**/****года, в 10-15 час.

**/**/****года ...ной ТИК было принято решение №** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты ... по одномандатному избирательному округу №** Ист., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, необходимых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Законом Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области». При принятии решения ТИК руководствовалась п.10 ст.56, п.п.8 п.10 ст.59, пп5 п.3 ст.60 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» и пп «д» п.24 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Ист., не согласившись с решением ТИК в части отказа в регистрации, обратился в суд с жалобой и просит суд признать незаконным решение ...ной ТИК от **/**/****года №** и обязать ...ную ТИК зарегистрировать Ист. в качестве кандидата в депутаты ... по одномандатному избирательному округу №**.

В обоснование заявления указал на то, что **/**/****года им были сданы документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, среди которых были сданы подписные листы с подписями избирателей. При сдаче подписных листов замечаний со стороны члена комиссии, принимавшего у него документы, не было; он уточнил, нужно ли заполнять подписной лист в месте «подписной лист удостоверяю», поскольку он сам как кандидат собирал подписи избирателей. Ему ответили, что достаточно одной его подписи в строке «Кандидат» и документы были приняты.

В связи с тем, что он сам лично собирал подписи избирателей, и собственноручно подписал подписные листы в избирательной комиссии в том месте, где по закону должен расписаться человек, осуществивший сбор подписей избирателей, считает, что принятое ТИК решение нарушает права и законные интересы Ист. по личному участию Ист. в избирательном процессе.

В судебном заседании заявитель Ист., его представитель В. заявление и доводы, изложенные в заявлении, поддержали, и далее Ист. суду пояснил, что документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата он сдавал лично **/**/****года; документы у него принимала член ТИК К., у которой он уточнял, правильно ли заполнены подписные листы, и достаточно ли его одной подписи в строке «кандидат», на что получил утвердительный ответ, что этого достаточно. Считает, что при приеме документов член ТИК должна была его проконсультировать и указать на то, что подписные листы им заполнены не в полном объеме, так как ранее он не участвовал в выборах.

Сам же считает, что отсутствие его подписи в подписном листе, из-за чего было принято решение об отказе в регистрации, является несущественным нарушением закона, так как все его данные записаны в подписном листе и дополнительно повторять данные паспорта, адрес места жительства и т.д…не было необходимости.

Представитель заявитель В. дополнительно пояснил, что со стороны Ист. имела быть место добросовестность заблуждения; учитывая, что выборы проходят в демократическом государстве, территориальная комиссия должна была учесть мнение избирателей и допустить Ист. к участию в выборах.

...ной ТИК Ш. с жалобой Ист. не согласился и суду пояснил, что Ист. является самовыдвиженцем; его регистрация возможна в том числе, при предъявлении подписных листов избирателей, форма которых установлена законодательством. Так как Ист. не заверил подписные листы как то требует ст.56 п.10 Закона Иркутской области « О муниципальных выборах в Иркутской области», ТИК обоснованно приняла решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы. В соответствии со статьями 42, 43 этого же закона Иркутской области в полномочия ТИК не входит консультирование кандидатов.

Заинтересованное лицо Дума Иркутского районного МО представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Думы ( л.д 73).

Выслушав объяснения заявителя, представителя заявителя, Избирательной комиссии, допросив свидетеля, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая мнение пом. Прокурора Мурзиной, полагавшей, что требования заявлены необоснованно, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, Ист. для регистрации были представлены подписные листы, содержащие 28 подписей избирателей ( л.д 54-57).

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом.

В соответствии с подпунктом 8 п.10 ст. 59 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом;

В соответствии с п.10 ст.56 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, избирательный закон исключает какой-либо иной способ заверения подписного листа сборщиком подписей и кандидатом, а нарушение данного правила устанавливает в качестве основания для признания всех содержащихся в таком подписном листе подписей недействительными.

Согласно пп.1 п.1 ст. 58 этого же закона для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в комиссию, определяющую результаты в округе, в том числе, подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей).

Судом бесспорно установлено, что все подписные листы, представленные Ист. для регистрации кандидатом в депутаты, не удостоверены лицом, осуществлявшем сбор подписей.

Так, судом были исследованы подлинные подписные листы, копии которых имеются в материалах гражданского дела на л.д 54-57; всего представлено было 4 подписных листа с 28 подписями.

Каждый подписной лист, форма которого соответствует Закону Иркутской области № 72-оз, подписан кандидатом Ист. **/**/****года; однако, ни один из них не удостоверен.

В судебном заседании Ист. пояснил о том, что каждый подписной лист он заверил как кандидат в соответствующей строке, а заполнять строку, расположенную выше, он не обязан, так как все сведения о нем как о кандидате имеются в этом же подписном листе, но в другом месте.

Суд не может согласиться с такой позицией заявителя по следующим основаниям: законом Иркутской области прямо предусмотрено, что подписной лист должен быть удостоверен ; при этом должны быть отражены все сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей.

В случае, если сбор подписей осуществлялся непосредственно кандидатом, закон не содержит каких-либо оговорок, следовательно, порядок заполнения подписных листов для всех лиц абсолютно одинаков.

Наличие подписи Ист. в строке «кандидат» нельзя расценивать как удостоверение подписного листа, так как законом предусмотрено заполнение обеих строк в подписном листе. Отсутствие подписи лица, заверявшего подписи, является самостоятельным основанием для признания подписей недействительными.

Довод заявителя и представителя о том, что отсутствие этих сведений не является существенным нарушением закона, поскольку Закон прямо не указывает на то, что должны быть заполнены обе строки в том случае, если сбор подписей осуществлен был непосредственно кандидатом, является несостоятельным, поскольку каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме, избирательное законодательство не содержит.

Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушал бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

Не может суд согласиться с доводами заявителя в той части, что при приеме документов у Ист. для регистрации в качестве кандидата в депутаты член ТИК обязан был проконсультировать или указать на имеющиеся недостатки в подписных листах, поскольку такая позиция не соответствует требованиям закона.

Так, полномочия членов избирательных комиссий изложены в ст. ст. 42,43 Закона Иркутской области № 72-оз, и указанные нормы закона не возлагают на членов избирательных комиссий обязанность по консультированию кандидатов.

Установлено, что действия членов ТИК по приему документов от Ист., по их дальнейшей проверке соответствуют положениям Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области».

Так, в соответствии с частью 2 ст. 58 указанного закона при приеме избирательных документов избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме избирательных документов, в том числе подписных листов (если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей), с указанием количества и видов принятых избирательных документов, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов и иных избирательных документов, фамилии и подписью лица, принимавшего избирательные документы. Второй экземпляр подтверждения, подписанный лицом, принимавшим избирательные документы, остается в избирательной комиссии.(в ред. Закона Иркутской области от 14.11.2005 N 81-оз).

Как показала свидетель К., она принимала документы у Ист. для регистрации в качестве кандидата. При приеме документов она не вправе давать оценку подлинности имеющимся в подписных листах подписям или проверять соответствие содержания подписных листов требованиям закона. Ист., сдавая документы, не выяснял у неё, правильно ли оформлены подписные листы.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, так как её показания не противоречат требованиям закона.

Статьей 59 Закона Иркутской области № 72-оз предусмотрено, что проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах, осуществляет комиссия, определяющая результаты в округе, или созданная такой комиссией рабочая группа, а не член комиссии при приеме документов.

Так, согласно статье 59 части 1 указанного закона Иркутской области (в ред. Закона Иркутской области от 14.11.2005 N 81-оз) комиссия, определяющая результаты в округе, проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Выполняя требование части 5 этой же статьи, ТИК отобрала для проверки в порядке жеребьевки подписные листы, в отношении которых будет проведена проверка, о чем был извещен Ист. ( л.д 50). Несоответствие представленных подписных листов требованиям закона было установлено рабочей группой **/**/****года при проверке подписных листов ( л.д 52, 51).

В судебном заседании заявитель пояснил, что его не известили о выявленных недостатках, однако, суд считает, что его и не должны были извещать об этом.

Так, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 2-1 статьи 58 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области" предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований Федерального закона, настоящего Закона к оформлению документов комиссия, определяющая результаты в округе, не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания указанной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) и представленные в соответствии со статьями 52 - 54 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу, что уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Поскольку законодатель не допускает возможность восполнения сведений о лицах, заверивших подписные листы с подписями избирателей, после представления их на регистрацию в избирательную комиссию, действия ТИК по неизвещению кандидата об этих нарушениях суд признает не противоречащими требованиям избирательного законодательства.

Установлено, что, принимая решение о признании всех подписей недействительными, комиссия не учитывала результаты проверки подписей избирателей, выбранных в порядке случайной жеребьевки.

По этим основаниям представитель заявителя считает, что недостоверность подписей не установлена.

Суд считает, что такие действия комиссии не противоречат закону и не могли повлиять на итоговый протокол, поскольку все 28 подписей признаны недействительными по основаниям, прямо предусмотренными избирательным законодательством.

При таких обстоятельствах, когда все представленные кандидатом Ист. подписи избирателей по установленным Законом Иркутской области № 72-оз основаниям признаны недействительными, избирательная комиссия правильно, в соответствии с подпунктом д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.п5 п.3 ст. 60 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» отказала Ист. в его регистрации кандидатом в депутаты.

Оснований для признания указанного решения незаконным суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении заявления Ист. следует отказать в соответствии с частью 2 ст.261 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,259-261 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления Ист. о признании незаконным решения ...ной территориальной избирательной комиссии №** от **/**/****года,о возложении обязанности на ...ную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Ист. в качестве кандидата в депутаты ... по одномандатному избирательному округу №**отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 5 дней с момента его вынесения.

Кассационное представление прокурором может быть подано в эти же сроки.

Судья: