159- О признании права на регистраци. по месту жительства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2010 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре Зуевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1187/10 по иску Мартемьяновой А.И., Мартемьянова Ю.А., Подкопаевой Е.И. к Администрации ... муниципального образования о признании права на регистрацию по месту жительства, о регистрации по месту жительства,

установил:

Мартемьянова А.И., являясь собственником земельного участка №** с кадастровым номером ... по ул. ... в Садоводческом потребительском кооперативе «...» ..., площадью 600 кв.м. и строения, расположенного на этом земельном участке, и члены её семьи Мартемьянов Ю.А. и Подкопаева Е.И. обратились в суд с исковыми требованиями о признании права на регистрацию по указанному месту жительства и обязать администрацию ... МО зарегистрировать каждого из них по указанному выше адресу, так как расположенный в СПК «...» дом является для них единственным постоянным местом жительства, в котором они проживают постоянно.

В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что требования соответствуют Правилам регистрации по месту пребывания и по месту жительства; отказ администрации ... МО в регистрации не соответствует Жилищного кодексу РФ, Закону «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ» ; другого постоянного места жительства у них не имеется.

В судебном заседании истец Мартемьянов Ю.А. исковые требования поддержал и суду пояснил, что дом, в котором проживает он с членами своей семьи, является единственным их местом жительства, иного жилого помещения ни он, ни члены его не имеют. Дом и земельный участок были приобретены специально для постоянного проживания, для этого они продали жилой дом, расположенный по адресу- ... «а». На момент совершения сделки дом был достроен, они занимались только внутренней отделкой; в доме проживают с июля 2007года, дом полностью благоустроенный - в доме горячая и холодная вода, душ, 3 туалета; с момента приобретения дома и по настоящее время техническое состояние дома не изменилось. при заключении договора купли- продажи прежний собственник передал им проект, по которому было осуществлено строительство дома; согласно проекту -на участке расположен жилой дом. В указанном доме они проживают постоянно-и зимой, и летом. **/**/**** г. у жены было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу- СПК «...», ....

Истцы Мартемьянова А.И., Подкопаева Е.И. в судебное заседание не явились; согласно заявлениям просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчик администрация ... муниципального образования в судебное заседание не явилась; ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено; ранее суду был представлен отзыв, из которого следует, что администрация с исковыми требования не согласна в связи с тем, что дом расположен на землях сельскохозяйственного назначения, закон прямо запрещает регистрацию по месту жительства на таком земельном участке.

3-е лицо не заявляющее самостоятельные исковые требования УФМС России по ... в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом; об отложении судебного заседания суд не просили; ранее суду был представлен отзыв, что регистрация граждан должна быть произведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 713 от **/**/**** г. об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Выслушав объяснения истца Мартемьянова Ю.А., изучив и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ, в частности п.2 ст.1, предусмотрено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Указанный Федеральный закон предусматривает возникновение права на регистрацию проживания в жилом доме независимо от назначения земельного участка, на котором расположен жилой дом, и от его целевого использования. Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения и их целевое использование в рамках данного Закона, из которых сформированы садовые земельные участки, не предопределяют запрет возведения на них жилых домов с правом регистрации проживания в них.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П «По делу о проверке Конституционности абзаца второго ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, что норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Как достоверно установлено судом, Мартемьянова А.И. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу ..., СПК «...», ... ; участок предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства ( л.д 7).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Мартемьянова А.И. является собственником жилого дома, расположенного на указанном земельном участке ( л.д 8).

В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для постоянного проживания.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК РФ, положений Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства избирается гражданами по своему усмотрению. Совершеннолетний гражданин России может реализовать это право, а вот ребенок, не достигший 14-летнего возраста, такой возможности не имеет.

Для реализации гражданином РФ его прав и свобод он обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятыми Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, предусмотрено, что Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Статьей 20 ч.1 Гражданского кодекса РФ определено, что Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Истцы, обращаясь в суд с требованиями о регистрации по месту жительства, указали, что дом по адресу- СПК «...», ..., является единственным местом жительства.

Доказательств обратного ответчик суду не представил.

Таким образом, с учетом требований, содержащихся в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, гл.18 части 1 ГК РФ, раздела 2 ЖК РФ, предусматривающих, что регистрация граждан является административно-правовым актом, определяющим место жительства или место пребывания гражданина, истцы должны быть зарегистрированы по месту постоянного жительства, т.е СПК «...», ....

Отказ администрации в регистрации по месту жительства по мнению суда, влечет нарушение прав истцов, так как наличие регистрации прежде всего связано с осуществлением прав гражданина по месту его регистрации, жительства (например, подача искового заявления в суд, реализация избирательных прав и т.д.). Смена регистрации гражданина не может быть признана основанием для возникновения, ограничения или прекращения права собственности на жилое помещение.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью, в то время как согласно Закону "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и административно - территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для введения особого, а именно разрешительного учета граждан, который по своему характеру и содержанию отличается от уведомительной регистрации. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства Российской Федерации, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан.

Таким образом, отказ администрации ... МО в регистрации истцам по месту жительства в СПК «...», вызванный тем, что дом расположен на землях сельскохозяйственного назначения, является незаконным, поскольку прямого запрета на регистрацию в жилых домах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в пределах садоводческих кооперативов законодатель не содержит.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" абзац второй ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, был признан не соответствующим Конституции РФ.

Действительно, в названном Постановлении Конституционный Суд связывает возможность регистрации граждан на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, однако, в таком случае права истцов ущемлены по сравнению с теми лицами, кто является собственниками дачных земельных участков, поскольку в отношении дачных земельных участков таких ограничений не содержится.

Учитывая, что жилой дом, расположенный в СПК «...», ..., №**, является для истцов постоянным местом жительства, Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не содержит ограничений для регистрации граждан на землях, расположенных в пределах садоводческих, некоммерческих объединениях граждан, при этом, действующее законодательство не имеет ограничений для граждан по выбору места жительства и не связывает регистрацию граждан с проживанием в населенных пунктах, либо за их пределами, суд считает, что требования Мартемьяновой А.И., Мартемьянова Ю.А., Подкопаевой Е.И. должны быть удовлетворены, так как иной возможности защитить свои нарушенные права у них не имеется. С учетом сложившейся правовой неопределенности о возможности регистрации лиц в жилых домах, расположенных на садовых земельных участках за пределами границ населенных пунктов, и учитывая, что установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона, суд считает, что истцы обоснованно обратились в суд.

Согласно п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления, в связи с чем обязанность по регистрации истцов должна быть возложена на администрацию ... МО.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Мартемьяновой А.И., Мартемьянова Ю.А., Подкопаевой Е.И. удовлетворить-признать за Мартемьяновой А.И., Мартемьяновым Ю.А., Подкопаевой Е.И. право на регистрацию по месту жительства в жилом доме по адресу..., СПК «...», ..., №**; обязать администрацию ... МО зарегистрировать Мартемьянову А.И., Мартемьянова Ю.А., Подкопаеву Е.И. по месту жительства в жилом доме по адресу..., СПК «...», ..., №**.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: