491- О запрете деятельсности по эксплуатации земельного участка путем сноса самовольых строений



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2010 г.

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Романовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-548/10 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «....» о запрете деятельности по эксплуатации земельного участка, освобождении земельного участка путем сноса самовольных строений, восстановлении плодородного почвенного слоя,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Байкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «....» в интересах Российской Федерации, в обоснование указал, что прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по. ... проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства со стороны ООО «....» при эксплуатации земельного участка площадью 4 га., расположенного в №** квартале Прибайкальского лесничества урочище «....» с кадастровым номером. ..., предоставленного ФГУ «....» обществу на праве аренды для организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха).

В ходе проверки установлено, что ООО «....» в целях организации туристической и рекреационной деятельности на территории ФГУ «....» начато строительство туристической базы, расположенной на землях особо охраняемых природных территорий и объектов, на земельном участке площадью 4,0 га. с кадастровым №. .... Согласно акту Росприроднадзора №. ... от **/**/**** на занимаемом земельном участке размещено два дома из круглого леса размером 6х6 м. на деревянных столбах. В качестве правоустанавливающего документа на используемый земельный участок ООО «....» представлен договор аренды №, заключенный с ФГУ «....» от **/**/**** на основании Постановления Правительства «Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий, сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма» № от **/**/****

Согласно Акту приема-передачи земельного участка от **/**/****, общая площадь передаваемого земельного участка ООО «....» составляет 40000 кв.м. Вместе с тем, указанный договор в нарушение п. 10 указанного Постановления Правительства РФ в Федеральной службе по надзору за природопользованием зарегистрирован не был.

В связи с принятием Постановления Правительства РФ № 47 от 26.01.2007 г. Постановление Правительства № 926 от 03.08.1996 г. признано утратившим силу. Согласно ст. 17 ФЗ «ОБ особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ, Постановлению Правительства РФ № 47 от 26.01.2007 г. «О подготовке и заключении договора аренды национального парка» в целях организации рекреационной деятельности на территории национальных парков земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права №. ... от **/**/**** земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий, расположенные на территории. ... Прибайкальского лесничества ФГУ «....» являются собственностью Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 специально уполномоченным федеральным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества на территории. ..., является территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом. ....

Из объяснений генерального директора ООО «....» Л. следует, что договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером. ... с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по. ... в настоящее время не заключен, однако участок осваивается.

Таким образом, земельный участок ООО «....» используется в настоящее время в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю. В результате самовольного занятия и использования земельного участка ответчиком грубо нарушены права Российской Федерации в части использования и распоряжения объектами федеральной собственности. Нарушение интересов Российской Федерации также заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками на основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. А также нарушаются требования федерального законодательства в части использования ограниченного в обороте земельного участка, занятого находящимся в федеральной собственности национальным парком.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 60,62,64,76 Земельного Кодекса РФ, с учетом уточнений просит:

запретить ООО «....» деятельность по эксплуатации земельного участка, площадью 4,0 га с кадастровым номером. ..., расположенного на территории ФГУ «....», в №** квартале Прибайкальского лесничества, урочище «....»;

обязать ООО «....» освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок, расположенный на территории ФГУ «....», в №** квартале Прибайкальского лесничества, урочище «....» площадью 4,0 га с кадастровым номером. ... путем сноса самовольно возведенных строений: двух домов из круглого леса размером 6х6 м. на деревянных столбах;

обязать ответчика привести самовольно занятый земельный участок в состояние, имевшее место до осуществления на нем хозяйственной деятельности путем восстановления почвенного слоя.

В судебном заседании заместитель Западно-Байкальского межрайонного прокурора Швецов А.А. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала.

Представитель ответчика ООО «....» по доверенности В. в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что на основании лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, протокола конкурсной комиссии от **/**/****, между ФГУ «....» и ООО «....» **/**/**** был заключен договор аренды земельного участка для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха) общей площадью 40000 кв.м. из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером. ..., расположенный на территории ФГУ «....», в №** квартале Прибайкальского лесничества, урочище «....». **/**/**** участок был фактически передан арендодателем арендатору, подписан акт передачи. **/**/**** договор аренды удостоверен нотариусом Иркутского нотариального округа Н.

Обязанность по регистрации договора аренды, в государственном органе, в ведении которого находится национальный парк, лежала на ФГУ «....». ООО «....» не уклонялось от действий по государственной регистрации договора аренды, более того, неоднократно предлагало исполнить обязанности по регистрации договора, однако по неизвестным причинам ФГУ ПНП не выполнило своей обязанности по регистрации договора. После утверждения постановлением Правительства РФ от **/**/**** № Правил подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, подготовка проекта и заключение договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в котором в настоящее время рассматривается обращение ответчика. Также ООО «....» обратилось в Арбитражный суд. ... с исковым заявлением о признании договора аренды земельного участка от **/**/**** заключенным. Никакой вины ответчика в отсутствии регистрации договора аренды нет, ООО «....» регулярно уплачивало арендную плату, договор аренды никем не оспорен, фактически исполняется. Постановление Правительства РФ от 26 января 2007 г.; 47, в силу ст. 422 ГК РФ, не отменяет ранее заключенный договор аренды, и он признается юридически действительным. Участок используется по назначению, проводятся работы по подготовке к рекреационной деятельности, не возводя капитальных строений, на участке размещены временные сооружения, деятельность осуществляется в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по. ... по доверенности К., Управления Росприроднадзора по. ... по доверенности И. заявленные требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица ФГУ «....» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», организация рекреационной деятельности на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков. В целях организации рекреационной деятельности земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, выданной ООО «....» **/**/****, протокола конкурсной комиссии от **/**/****, между ФГУ «....» и ООО «....» **/**/**** был заключен договор аренды земельного участка для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха) общей площадью 40000 кв.м. из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером. ..., расположенного по адресу:. ..., №** квартал Прибайкальского лесничества, урочище «....». Согласно акту приема-передачи **/**/**** участок был фактически передан арендодателем арендатору.

Постановлением Правительства РФ от **/**/**** №, действовавшим на момент заключения договора аренды земельного участка № от **/**/****, утверждено «Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха».

Указанный договор аренды земельного участка № от **/**/**** в нарушение п. 10 указанного Постановления Правительства РФ в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (п. 3 Положения о государственном учреждении «....» в редакции приказа МПР России от **/**/**** №) зарегистрирован не был.

В ходе проверки, проведенной с 08 по **/**/**** Управлением Росприроднадзора по. ... в отношении ООО «....» установлено, что в целях организации туристической и рекреационной деятельности на территории ФГУ «....» начато строительство туристической базы, расположенной на землях особо охраняемых природных территорий и объектов, на земельном участке площадью 4,0 га. с кадастровым №..... Согласно акту Росприроднадзора № ОЗВ-092-в от **/**/**** на занимаемом земельном участке произведено строительство двух домов размером 6х6 м. в деревянном исполнении из круглого леса на деревянных столбах. Договор аренды земельного участка № от **/**/****, заключенный с ФГУ «....» на момент проверки не прошел регистрацию в Главном управлении федеральной регистрационной службе по. .... Строительство сооружений ведется в нарушение ст. 13 Земельного Кодекса РФ, ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» без оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов.

В связи с принятием Постановления Правительства РФ № 47 от 26.01.2007 г. Постановление Правительства № 926 от 03.08.1996 г. признано утратившим силу. Согласно ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ, Постановлению Правительства РФ № 47 от 26.01.2007 г. «О подготовке и заключении договора аренды национального парка» в целях организации рекреационной деятельности на территории национальных парков земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст.ст. 25,26,29 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, и оформляется соответствующими документами, подлежащих государственной регистрации.

В силу части 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права №. ... от **/**/**** земельные участки из земель особо охраняемых природных территорий, расположенные на территории. ... Прибайкальского лесничества ФГУ «....» являются собственностью Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от **/**/**** № специально уполномоченным федеральным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества на территории. ..., является территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом. ....

Из пояснений генерального директора ООО «....» Л., представителя В., данных в судебных заседаниях, следует, что договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером. ... с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по. ... в настоящее время не заключен, однако участок осваивается.

Таким образом, судом установлено, что земельный участок используется ООО «....» в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю, что является нарушением части 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в силу которой на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В результате незаконного использования и распоряжения объектами федеральной собственности, ответчиком нарушены права Российской Федерации, являющейся собственником имущества, а также нарушаются требования федерального законодательства в части использования ограниченного в обороте земельного участка, занятого находящимся в федеральной собственности национальным парком.

По указанным выше основаниям доводы представителя ответчика, приведенные в судебном заседании, не могут быть приняты судом.

Возведенные ответчиком на участке объекты являются самовольными и в соответствии со ст. 62, 76 Земельного Кодекса РФ подлежат сносу. Ведение хозяйственной деятельности на участке в отсутствие правоустанавливающих документов на него в силу ст. 1065 ГК РФ подлежит запрещению.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, почвы, поверхностные и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.ст. 60,64 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит защите посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу указанных норм закона исковые требования о восстановлении земельного участка путем восстановления нарушенного плодородного почвенного слоя также подлежат удовлетворению. Учитывая, что проект рекультивации нарушенных земель на территории участка, предоставленного в аренду, не разработан, то следует исходить из необходимости проведения восстановительных мероприятий, позволяющих привести участок в прежнее состояние, существовавшее до осуществления на нем хозяйственной деятельности, в виде освобождения и очистки участка, а также выравнивания площадок, занятых ранее постройками, обеспечения возможности естественного восстановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Запретить ООО «....» деятельность по эксплуатации земельного участка, площадью 4,0 га с кадастровым номером. ..., расположенного на территории ФГУ «....», в №** квартале Прибайкальского лесничества, урочище «....»;

обязать ООО «....» освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок, расположенный на территории ФГУ «....», в №** квартале Прибайкальского лесничества, урочище «....» площадью 4,0 га с кадастровым номером. ... путем сноса самовольно возведенных строений: двух домов из круглого леса размером 6х6 м. на деревянных столбах;

обязать ответчика ООО «....» привести самовольно занятый земельный участок в состояние, имевшее место до осуществления на нем хозяйственной деятельности путем восстановления почвенного слоя.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья: