499- О признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Шевченко М.В.,

при секретаре Сизых Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1093/10 по заявлению Грязнева М.А. о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом ....,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований представитель Грязнева М.А. - С. указал, что решением Комитета по управлению муниципальным имуществом .... от **/**/**** Грязневу М.А. отказано в предоставлении земельного участка. Указанно решение нарушает его право на получение земельного участка в собственность для улучшения жилищных условий, в то время как Грязнев М.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в комитете по управлению ....ом администрации .... с **/**/****, являясь при этом инвалидом ~~~ по общему заболеванию. Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом .... необоснованно ссылается на предоставление дополнительных документов, как то планово-картографический материал, отображающий местоположение испрашиваемого земельного участка. Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом .... является незаконным, поскольку в решении .... от **/**/**** № «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории ....» не указано на необходимость предоставления справки, подтверждающей право на бесплатное предоставление земельного участка.

С учетом уточненных требований представитель заявителя С. просит суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом .... от **/**/**** о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 2000 кв.м. в ....; признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом .... по возложению обязанности на заявителя по предоставлению дополнительных документов (планово-картографического материала (ситуационный план), документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка; обязать Комитета по управлению муниципальным имуществом .... в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить в собственность земельный участок площадью 2000 кв.м. в .... для индивидуального жилищного строительства.

В судебное заседание заявитель Грязнев М.А. не явился, конверты вернулись с отметкой «истек срок хранения».

Представитель Администрации .... района и Комитета по управлению муниципальным имуществом .... (далее - КУМИ ....) Х. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку заявление Грязнева М.А. КУМИ .... не было рассмотрено по существу. В ответе на заявление Грязнева М.А. от **/**/**** не говорится о об отказе в предоставлении ему земельного участка. Требования Грязнева М.А. об обязании КУМИ .... в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить бесплатно в собственность земельный участок площадью 2000 кв.м. в .... для индивидуального жилищного строительства не подлежат удовлетворению. В пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Аналогичную норму содержит Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.01.2001 (пункт 10 статьи 3). КУМИ .... органом местного самоуправления не является.

Кроме того, заявителем не доказано, что письмом КУМИ .... от **/**/**** нарушены его гражданские права и интересы.

Представитель .... муниципального образования в судебное заседание не вился. Согласно письменному отзыву главы Молодежного муниципального образования просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, сообщил об отсутствии свободных земельных участков на территории муниципального образования.

Выслушав мнение представителя органа местного самоуправления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в **/**/**** Грязнев М.А. обратился с заявлением в адрес мэра .... о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка общей площадью 2000 кв.м. под индивидуальное жилищное строительство в МО «....», как инвалиду ~~~ и нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

На указанное заявление председателем КУМИ .... Д. **/**/**** подготовлен ответ за №, согласно которому заявителю предложено дополнительно представить справку из Управления ФРС по .... о наличии либо отсутствии зарегистрированного права собственности на земельные участки; планово- картографический материал, отображающий местоположение испрашиваемого земельного участка (схема расположения или ситуационный план, или пр.), полученный в отделе архитектуры и градостроительства администрации ...., либо в администрации поселения, на территории которой испрашиваемый земельный участок, либо в других органах. Кроме того, заявителю предложено представить документы и справки, подтверждающие право на бесплатное предоставление земельного участка, полученные им не ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.

Полагая, что действия КУМИ .... по истребованию дополнительных документов, оформленные в виде решения от **/**/****, не соответствуют требованиям закона и нарушают права Грязнева М.А. на улучшение жилищных условий, заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании решения и действий КУМИ .... от **/**/**** незаконными.

В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 № 2) исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух условий - несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Правила прохождения документов при оформлении прав гражданами и юридическими лицами на земельные участки, расположенные на территории ...., находящиеся в муниципальной собственности района, предусмотрены Положением о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории ...., утвержденным Решением Думы .... районного муниципального образования от **/**/**** №.

Решением .... муниципального образования от **/**/**** №/рд внесены изменения и дополнения в Решение .... муниципального образования от **/**/**** №, в частности в главу 3, регламентирующую порядок предоставления земельных участков для строительства объектов без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно подразделу 3.6. указанной главы заявитель, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, обязан подать в КУМИ .... заявление о предоставлении земельного участка, оформленное на имя мэра ...., в котором указывается цель использования, его местоположение (адрес), предполагаемый размер земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок, и дополнительно приложить планово-картографический материал, отображающий местоположение испрашиваемого земельного участка (схему расположения, или ситуационный план, или пр.), полученный в отделе архитектуры и градостроительства администрации ...., либо в администрации поселения, на территории которой испрашивается земельный участок, либо в других органах.

Решением .... районного суда от **/**/****, вступившим в законную силу, пункт 1.12. решения .... муниципального образования от **/**/**** №/рд «О внесении изменений в «Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории ....», утвержденное решением .... от **/**/**** №/рд в части следующего содержания: «а также дополнить абзац текстом следующего содержания: «с приложением планово-картографического материала, отображающего местоположение испрашиваемого земельного участка (схема расположения или ситуационный план или пр.), полученный в отделе архитектуры и градостроительства администрации ...., либо в администрации поселения, на территории которой испрашивается земельный участок, либо в других органах, признан противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и недействующим с момента принятия.

В силу 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, предложение председателя КУМИ .... в письме от **/**/**** № дополнительно предоставить Грязневу М.А. планово- картографический материал, отображающий местоположение испрашиваемого земельного участка (схема расположения или ситуационный план, или пр.), полученный в отделе архитектуры и градостроительства администрации ...., либо в администрации поселения, на территории которой испрашиваемый земельный участок, либо в других органах, является незаконным, поскольку не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.

Также суд не может согласиться с обоснованностью предложения предоставить справку из Управления Федеральной регистрационной службы по .... о наличии либо отсутствии зарегистрированного права собственности на земельные участки, поскольку такая обязанность подразделом 3.6. главы 3 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории .... при подаче заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность на заявителя не возложена.

Соглашается суд с доводами заявителя о необоснованном истребовании у него справок и документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление земельного участка, полученные им не ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.

В соответствии с Законом Иркутской области от 12 марта 2009 года №8-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставляются однократно инвалидам, имеющим II, III степень ограничения способности к трудовой деятельности, в установленном порядке состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 3.6.2. подраздела 3.6. Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории .... гражданам, в установленном порядке состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (справка, подтверждающая постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, скрепленная печатью) и относящимся к категории инвалидов, имеющих II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности необходимо предоставить документ, подтверждающий степень ограничения способности к трудовой деятельности, выданный федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Согласно подпункту 3.6.3. Положения документы и справки, подтверждающие право на бесплатное предоставление земельного участка, должны быть получены заявителем не ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство.

Из представленной суду копии заявления от **/**/**** о предоставлении в собственность земельного участка усматривается, что в качестве приложения к заявлению Грязнев М.А. представил копию справки о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, копию справки МСЭ.

Так, согласно справке серия .... №, выданной **/**/**** ФГУ медико-социальной экспертизы, Грязнев М.А., **/**/**** года рождения, проживающий в ...., имеет ~~~ по общему заболеванию, ~~~ степень ограничения способности к трудовой деятельности. ~~~ установлена бессрочно.

Согласно справке председателя КЭК .... психоневрологического диспансера от **/**/**** № Грязнев М.А подходит под действие постановления Правительства Российской Федерации № 817 от 21 декабря 2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь».

Поскольку инвалидность Грязневу М.А. установлена бессрочно, предложение КУМИ района предоставить заявителю справку, подтверждающей степень ограничения способности к трудовой деятельности, полученную имне ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, суд не может признать обоснованным.

Справка Комитета по управлению ....ом .... № о том, что Грязнев М.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с **/**/**** в общей очереди №, льготной очереди № датирована **/**/****.

В заявлении Грязнев М.А. указал, что документы и справки, подтверждающие его право на бесплатное предоставление земельного участка, в том числе справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, он собирал к первичному обращению к мэру .... **/**/**** о предоставлении в собственность земельного участка.

В материалы дела представлена копия ответа председателя КУМИ .... от **/**/**** № на заявление Грязнева М.А. № от **/**/**** о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Грязневу М.А. было предложено обратиться в .... муниципальное образование для получения ходатайства главы муниципального образования на предоставление земельного участка.

**/**/**** Грязнев М.А. с этими же документами обратился повторно в адрес мэра .....

На момент первоначального обращения **/**/**** с заявлением к мэру района срок изготовления справок не превышал одного месяца. Однако, начиная с **/**/****, заявления Грязнева М.А. по существу так и не были рассмотрены.

Из заявления Грязнева М.А. об оспаривании одновременно решения КУМИ района и действий КУМИ района усматривается, что по существу им оспаривается одно и то же - возложение на него обязанности по предоставлению дополнительных документов, оформленное в виде письма председателя КУМИ от **/**/****.

Понятия «решение органа местного самоуправления» и «действия органа местного самоуправления» даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 № 2.

Согласно пункту 1 Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 № 2 к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории ...., утвержденного решение .... от **/**/**** №, КУМИ .... является специальным уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.

Из подраздела 3.6. раздела 3 Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории .... усматривается, что КУМИ .... предоставлено право принимать и регистрировать поданные на имя мэра района заявления и документы, готовить проекты постановлений мэра района о предоставлении земельного участка т.д.

По мнению суда, возложение КУМИ .... на заявителя Грязнева М.А. обязанности по предоставлению дополнительных документов, выраженное в форме письма, является действием КУМИ администрации .....

Согласно пункту 4 раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории .... по результатам рассмотрения заявлений и документов мэр .... вправе принять решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления.

Письмо председателя КУМИ .... от **/**/**** решением органа местного самоуправления не является, поскольку не содержит отказ в предоставлении земельного участка; не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для Грязнева М.А.

При таких обстоятельствах находит незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом .... по возложению обязанности на заявителя по предоставлению дополнительных документов (планово-картографического материала (ситуационный план); документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, полученных заявителем не ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, поскольку такие требования не соответствуют закону.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления … устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод в случае, если признает заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления … обоснованным.

Требование заявителя о возложении на КУМИ .... обязанности предоставить Грязневу М.А. в собственность земельный участок бесплатно для индивидуального жилищного строительства является преждевременным, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления по существу не рассмотрен. Кроме того, возложение обязанности по предоставлению земельного участка на КУМИ района не основано на законе, поскольку решение об удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка принимается мэром .... (пункту 4 раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории ....).

На основании изложенного суд полагает необходимым возложить на КУМИ .... обязанность - рассмотреть заявление Грязнева М.А. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство в .... по существу в течение 14 дней со дня вступления решении суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление Грязнева М.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом .... по возложению обязанности на заявителя по предоставлению дополнительных документов: планово-картографического материала (ситуационного плана); документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, полученных заявителем не ранее одного месяца до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.

В удовлетворении требования Грязнева М.А. о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом .... от **/**/**** о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 2000 кв.м. в .... отказать.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом .... в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление Грязнева М.А. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м. в .... для индивидуального жилищного строительства.

Решение суда может быть обжаловано, опротестовано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме .

Судья