768- Об утверждении проекта границ земельного участка, о снятии с кадастрового учета земельного участка, о признании права на приватизацию земельного участка, ...



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск 11 апреля 2011 года

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

судьи Лозневой Н.В.,

при секретаре Фатовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-19/11 по иску Малиновского А.В. к Администрации .... района, Комитету по управлению муниципальным имуществом, Администрации .... района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ...., Федеральному агентству по Управлению государственным имуществом о признании недействительными Постановления Администрации .... района № от **/**/**** об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: ....; Постановления Администрации .... района № от **/**/**** о предоставлении в собственность Ф. земельного участка, расположенного по адресу: .... ....; о возложении обязанности на ФГУ «....» по .... снять с кадастрового учета земельный участок по адресу: ....», кадастровый номер №; о прекращении права собственности Ф. на земельный участок по адресу: .... кадастровый номер №; о признании права на приватизацию земельного участка свинокомплекса площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану от **/**/****; о возложении обязанности на Администрацию .... районного муниципального образования утвердить схему расположения земельного участка; принять решение о предоставлении земельного участка в собственность; подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м., заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м.

Установил:

Малиновский А.В. обратился в суд с иском к администрации .... о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: ...., площадью 21613 кв.м., используемый под свинокомплекс, о признании права собственности на указанный земельный участок.

Впоследствии Малиновский А.В. уточнил исковые требования, указав в качестве ответчиков администрацию ...., Комитет по управлению муниципальным имуществом ...., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по .... и просил признать недействительным:

- постановление администрации .... № от **/**/**** об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: .....

- постановление администрации .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность П. земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер №,

- постановление администрации .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность К. земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер №,

- постановление администрации .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность Ф. земельного участка, расположенного по адресу: .... «а», кадастровый номер №;

обязать ФГУ «....» по .... снять с кадастрового учета земельные участки по адресу:

- .....

- ...., кадастровый номер №.

- ...., кадастровый номер №.

- .... кадастровый номер №;

признать за ним право на приватизацию земельного участка свинокомплекса площадью 22808 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану от **/**/**** с проектными координатами:

Haзв.

Х

У

угла

(м)

(м)

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

обязать .... муниципального образования в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу передать мне в собственность для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок в границах представленного плана от **/**/**** с проектными координатами:

Haзв.

Х

У

угла

(м)

(м)

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

В обоснование исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: свинокомплекс на 250 голов, назначение: нежилое, 1-этажный, обще площадью 577,6 кв.м., на основании договора купли-продажи от **/**/****, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права собственности от **/**/**** № ...., расположенный по адресу: ...., инв. № и глубинная скважина, назначение: сооружение, инв. №, расположенная по адресу: ...., на основании договора купли-продажи от **/**/****, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права № .... от **/**/****.

Земельный участок площадью 3 га, на котором расположен свинокопмлекс и глубинная скважина был предоставлен под строительство свинокомплекса по договору аренды, заключенному **/**/**** между арендодателем Учхоз «....» .... и арендатором производственным объединением «....» Министерства Промышленности Строительных Материалов РСФСР.

Строительство свинокомплекса осуществлено по генеральному договору подряда от **/**/****. Приказом № от **/**/**** назначена государственная приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию свинарника.

Право собственности на указанный свинокомплекс перешло к 3АО «....» в порядке приватизации государственного имущества по договору купли-продажи государственного предприятия сданного в аренду с правом выкупа от **/**/****.

Объект недвижимости - глубинная скважина создан в составе имущества свинокомплекса на этом же земельном участке и принадлежал на праве собственности ЗАО «....» в порядке приватизации государственного имущества. 3АО «....» произвело отчуждение указанного имущественного комплекса супругам С., А. в следующем порядке:

**/**/**** был заключен договор купли-продажи скважины, зарегистрирован в БТИ **/**/****.

**/**/**** был заключен договор купли-продажи помещений котельной и свинарника, зарегистрирован **/**/****.

Указанный имущественный комплекс приобретен им по договору купли-продажи от **/**/**** (свинокомплекс); договору купли-продажи от **/**/**** (глубинная скважина).

**/**/**** он обратился в администрацию .... в порядке ст. 36 3К РФ с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка с приложением проекта границ. **/**/**** им получен ответ о том, что испрашиваемый земельный участок принадлежит ...., распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (.... ).

Вместе с тем, ни ...., ни .... не могут конкретно указать границы земельного участка, отнесенного к федеральной собственности, никаких документов не предъявляют. За счет испрашиваемого земельного участка .... предоставила два участка гражданину Р. под индивидуальное жилищное строительство, которым начато строительство.

Администрация .... района сформировала за счет испрашиваемого земельного участка несколько участков. Их формирование и предоставление гражданам бесплатно является незаконным, нарушает его охраняемые законом права и интересы.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ от 01 июня 1970 года, действовавшего на момент заключения договора аренды земельного участка под строительство свинокомплекса, земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Временное пользование землей оформляется договорами или удостоверениями на право временного пользования. Таким образом, договор аренды земельного участка между двумя государственными предприятиями заключен в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.

В связи с выкупом АОЗТ «....» переданного в аренду имущественного комплекса государственного предприятия - .... кирпичного завода по договору к ЗАО «....» перешло право собственности на свинокомплекс по правилам ст. 37 ЗК РСФСР 1990 г.. ст. 52 ч.3 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

При отчуждении ЗАО «....» свинокомплекса **/**/**** и скважины **/**/**** к приобретателям имущества перешло право пользования земельным участком в том же объеме и на тех же условиях в соответствии с правилами ст. 37 ЗК РФ, ст. 552 ГК РФ.

При приобретении указанного имущества **/**/**** к нему перешло право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме по правилам ч.3 ст. 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ 2001 г. - при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием. строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В соответствии с ч.2 ст. 35 3К РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса, согласно которому - для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Иркутской области от 10 декабря 2003r.N 63-03 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

- животноводства - 1 га на одну условную голову (численность каждого вида скота и птицы в перерасчете на крупный рогатый скот определяется в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону). Коэффициент перерасчета на содержание свиней составляет 0,3. Соответственно минимальный размер предоставления на 1 условную голову составляет 0,3 га. Предельный максимальный размер предоставления составляет 5,0 га на одну условную голову. С применением коэффициента 0,3 составляет 1,5 га на одну голову.

Испрашиваемый земельный участок имеет площадь менее установленного минимального размера предоставления.

В соответствии с п.7 пп.2 ст. 36 3К РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии со СТ. 36 3К РФ, введенного в действие 30 октября 2001 года, он имеет исключительное право на приватизацию указанного земельного участка.

Границы земельного участка определены на местности в виде ограждения и отражает фактическое землепользование.

Принятые ненормативные акты не соответствуют закону или иным правовым актам, а именно нарушают:

- требования ст.ст. 33, 35, 36 ЗК РФ, предусматривающих его право на закрепление земельного участка в собственность;

- требования ст. 552 ГК РФ, предусматривающей переход права пользования земельным участком при переходе права собственности на здание, строение. Нарушают п. 7.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями от 10 апреля 2008 г.), которым установлен размер санитарно защитной зоны 300 м для объектов III класса - свинофермы до 4 тыс. голов;

- п. 5.1. СанПин в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки. Предоставленные третьим лицам земельные участки под индивидуальное жилищное строительство находятся в санитарно-защитной зоне свинокомплекса и размещены с нарушением санитарно-защитной зоны глубинной скважины. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и 1.2., которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Кроме этого, не согласованы границы земельных участков со ним. Обязанность согласования границ образуемых участков с заинтересованными лицами предусмотрена действующим законодательством. В соответствии с п.п. 8.1., 8.2., 9.1 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996 г.) собственники, владельцы и пользователи размежовываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения (приложение 3.3) вручаются под расписку (приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2-х экземплярах. Один экземпляр из которых подшивается в межевое дело. Установление границ земельного участка производит на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке (п.9.1.).

В соответствии со ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ФЗ-221 от 24.07.07 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица).

В нарушение требований закона, он не извещался о предстоящем межевании, его согласие получено не было.

Испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Он не имеет возможности поставить земельный участок на кадастровый учет в связи с возникшим спором о праве и отказом Администрации .... района в утверждении проекта границ.

Описание границ (план границ с геодезическими данными; каталог координат границ земельного участка) имеется в землеустроительном деле. Площадь земельного участка согласно плана и проектного каталога координат составляет 22808 кв.м..

В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого объектами недвижимости. Исключительный характер права означает, что никто кроме собственника объекта недвижимости не имеет права на приватизацию земельного участка.

В судебном заседании истец Малиновский А.В. отказался от искового требования о признании недействительным постановления администрации .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность К. земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер №, о снятии с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер №.

В указанной части производство по делу прекращено согласно определению.

В дальнейшем истцом предъявлено уточненное исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ. С учетом искового заявления в последней редакции Малиновский А.В. просит суд -признать недействительными постановление .... № от **/**/**** «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу-....; Постановление .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность Ф. земельного участка, расположенного по адресу: .... кадастровый номер №; Постановление № от **/**/**** «О предоставлении в собственность П. земельного участка, расположенного по адресу- ...., кадастровый №; применить Последствия недействительности Постановления .... № от **/**/****, № от **/**/**** в виде прекращения права собственности Ф. на земельный участок, расположенный по адресу: .... «а» кадастровый номер №;и прекращения права собственности П. на земельный участок, расположенный по адресу- ...., кадастровый №; в виде снятия с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: .... кадастровый номер №; и земельного участка, расположенного по адресу- ...., кадастровый №;

признать за ним исключительное право на приватизацию путем выкупа в установленном законом порядке земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану с проектными координатами:

Номер точки

Координаты

X

Y

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

И обязать Администрацию .... районного муниципального образования

- утвердить схему расположения земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану.

- принять решение о предоставлении земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленного плана с проектными координатами в собственность Малиновского А.В..

-подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленного плана.

-заключить с ним договор купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану.

В судебном заседании, **/**/**** истец Малиновский А.В. и его представитель Пи. отказались от исковых требований о признании недействительным Постановления администрации .... № от **/**/**** «О предоставлении в собственность П. земельного участка, расположенного по адресу- ...., кадастровый №; о применении последствий недействительности Постановления .... № от **/**/**** в виде прекращения права собственности П.. на земельный участок, расположенный по адресу- ...., кадастровый №; в виде снятия с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый №.

В связи с отказом от исковых требований производство по делу в указанной части прекращено согласно определению.

В остальной части Малиновский А.В. и его представитель Пи. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнили площадь и координаты земельного участка с учетом отказа от исковых требований в отношении П.. С учетом отказа от исковых требований в отношении П., площадь участка, на который Малиновский претендует, составляет 21150 кв.м.

Представитель администрации .... Па. исковые требования не признал, пояснил, что формирование земельных участков по .... проведено в соответствии с действующим Федеральным законам «О государственном земельном кадастре недвижимости»- проведены геодезические работы, описание границ, утвержден проект границ постановлением мэра ..... Площадь испрашиваемого земельного участка гораздо больше той, которая согласно абз. 2 п.7 ст. 36 ЗК РФ необходима для эксплуатации объекта. Объекты имущественным комплексом в соответствии со ст. 132 ГК РФ не являются; земельный участок не используется, расположенная на нем скважина не работает, свинокомплекс разрушен, не функционирует. Применение норм закона .... «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» предполагает предоставление земельного участка гражданину в собственность для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства, это предполагает, что Малиновский должен быть зарегистрирован в качестве главы КФХ.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом ( ....) Пи. исковые требования Малиновского А.В. не признал и суду пояснил, что земельный участок, на который претендует, является федеральной собственностью, предоставлен был .... на праве постоянного ( бессрочного) пользования. Право федеральной собственности на участок не зарегистрировано, но участок от этого не перестал быть федеральной собственностью. Земельный участок площадью 3 га, на котором расположены указанные объекты был предоставлен Учхозом .... в аренду ПО «....» по договору от **/**/****. Указанный договор нельзя признать заключенным, поскольку в нем отсутствуют индивидуально-определенные признаки предмета аренды, из текста договора невозможно определить местонахождение земельного участка площадью 3 га, земельный участок был предоставлен для целей животноводства, а не для строительства. Согласно законодательству, действующему на момент приватизации ПО «....», земельные участки не подлежали приватизации и оставались в государственной собственности. Доказательств правомерности и законности использования земельного участка для целей строительства и животноводства как ЗАО «....», так и иных собственников объектов недвижимого имущества в материалы дела истцом не представлено.

Ответчик ФГУ «....» по .... в судебное заседание не явилось; ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено; согласно ранее представленному письменному отзыву просили в удовлетворении заявленного требования Малиновского А.В.о снятии земельных участков с кадастрового учета отказать. В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Земельный участок с кадастровым номером № постановлен на кадастровый учет **/**/**** на основании необходимых в соответствии с действующим ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документов, оформленных в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством, а именно заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от **/**/**** № и Описания земельного участка от **/**/****, а также на основании Решения Территориального управления Роснедвижимости по .... об осуществлении кадастрового учета от **/**/**** №.

В соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 года № 35, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

В представленных в орган кадастрового учета документах для проведения государственного кадастрового учета указанных земельных участков не усматривалось оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.

Снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образование из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. На основании изложенного, ФГУ «....» по .... полагает, решения Территориального отдела по .... Управления Роснедвижимости по иркутской области об осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков являются законными.

Третьи лица Ф., Р. в судебное заседание не явились.

Судом были предприняты все меры к надлежащему извещению третьих лиц по указанным в материалах дела извещениям;

С учетом обстоятельств дела суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие указанных 3-х лиц.

Третье лицо -Управление Росреестра по .... в судебное заседание не явилось ; согласно заявлению просили дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления.

Третье лицо Федеральное государственное образовательное учреждение .... в судебное заседание не явилась; ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. Согласно ранее представленному письменному отзыву на исковое заявление заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок по адресу: ...., на который истец признает свои права является федеральной собственностью и принадлежит ФГОУ ВПО «....» на праве постоянного бессрочного пользования на основании распоряжения главы администрации .... .... от **/**/****. В соответствии с п. 1 cт. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. ФГОУ ВПО .... является федеральным учреждением, созданным Министерством сельского хозяйства, таким образом, собственником земельного участка является Российская Федерация. ФГОУ ВПО «....» и собственник земельных участков - Российская Федерация не отказывались от права на участки и каким-либо иным образом не распоряжались ими. Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 2. ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность. другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Следовательно, .... могла распорядиться земельным участком только в случае если владела им. Собственником указанного участка является Российская Федерация, и только Российская Федерация могла передавать участок.

Выслушав истца и его представителя, представителей явившихся ответчиков, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования Малиновского А.В. подлежат частичному удовлетворению.

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.92 № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и собственного Устава.

Согласно пункту 3 названного Указа этой Академии переданы в собственностьосновные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии .... и ее научных учреждений, а также собственное и государственное имущество .... и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации. Вновь созданной Академии переданы в бессрочное, бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии .... и их научным учреждениям.

Верховный Совет Российской Федерации постановлением от 28.05.92 № 2861-1 «О развитии сельскохозяйственной науки в Российской Федерации» распространил действие этого Указа Президента на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, другие министерства и ведомства АПК в части предоставления им права собственности на основные фонды и другое государственное имущество, находящееся в пользовании научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, опытно-производственных и учебно-опытных хозяйств, конструкторских бюро, экспериментальных и других предприятий.

Во исполнение указанного постановления от **/**/**** № земли учхоза «....» на основании распоряжения от **/**/**** № «О передаче земель ....» и Приказа Главного управления .... от **/**/**** № «О передаче земель учебного хозяйства «.... Институту, правопреемником которого является ФГОУ ВПО «....».

Право бессрочного (постоянного) пользования .... подтверждается свидетельством от **/**/**** №, выданным ..... Согласно свидетельству на праве постоянного (бессрочного) пользования .... (правопредшественник ФГОУ ВПО «....») был предоставлен земельный участок площадью 1 126 га (в том числе 716 га сельхозугодий, 174 га пашни, 426 га сенокосов, 116 га пастбищ, 410 га прочих угодий)- л.д 119, 2 т.

Земельный участок был поставлен на кадастровый учет на основании инвентаризационной описи, утвержденной руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по .... от **/**/****. Земельный участок был внесен в ГЗК, участку был присвоен номер №. Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации возникло в силу статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2006).

Статьей 3.1 предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; иные предусмотренные федеральными законами предусмотренные федеральными законами земли.

Учитывая, что ФГОУ ВПО «....» является некоммерческой организацией, учреждением, созданным федеральным органом государственной власти - Министерством сельского хозяйства РФ, земельный участок, в силу федерального закона является разграниченным, отнесен к федеральной собственности как земельный участок, предоставленный государственному учреждению, созданному федеральным органом государственной власти.

Установлено, что земельный участок, в отношении которого утвержден проект границ Постановлением администрации .... № от **/**/****, и участок с кадастровым №, расположенный по адресу- .... входят в границы участка, ранее предоставленному .... на праве постоянного (бессрочного) пользования, а потому являются федеральной собственностью.

Отсутствие зарегистрированного права федеральной собственности не свидетельствует о том, что участки перестали быть федеральной собственностью, так как участки являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона- ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Постановлением .... № от **/**/****, в собственность Ф. предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: .... кадастровый номер №- л.д 51, 1 т.

В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10 и 11 настоящего кодекса.

Статья 9 ЗК РФ устанавливает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью).

Учитывая п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г., а также ст. 9 Земельного Кодекса РФ, ст. 209 Гражданского кодекса РФ, суд считает, что администрация .... не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером ...., следовательно, Постановление администрации .... № от **/**/**** необходимо признать недействительным в силу его ничтожности, так как собственник земельного участка не принимал решения об отчуждении земельного участка в пользу Ф.

По этим же основаниям необходимо признать недействительным постановление .... № от **/**/**** «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу- .....

Кроме того, судом установлено, что земельный участок площадью 2000 кв.м. по адресу: .... кадастровый номер №, предоставлен бесплатно в собственность Ф..О. как лицу, состоящему на очереди на улучшение жилищных условий. Предоставление земельного участка произведено на основании подложных документов. На очереди на улучшение жилищных условий она не стояла. Ф. не является субъектом, обладающим правом на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст.12 ГК РФ.

В судебном заседании нашло свое подтверждение оба условия, при наличии которых акт органа местного самоуправления должен быть признан недействительным- несоответствие закону и нарушение прав истца.

Нарушение прав истца заключается в том, что лишает его возможности оформить возникшее у него в силу закона право на земельный участок площадью 21150 кв.м., так как участок с кадастровым № располагается таким образом, что лишает истца права беспрепятственного проезда к участку и частично занимает участок, на который претендует истец.

Так, в соответствии с заключением судебной землеустроительной комплексной экспертизы, земельный участок с кадастровым № полностью перекрывает единственный организованный въезд на испрашиваемый земельный участок, который относительно расположения основных магистралей и внутренних благоустроенных дорог ...., является наиболее логичным для дальнейшей эксплуатации и развития свиноводческого производства.

Размещение указанного земельного участка нарушает санитарно-защитную зону свиноводческой фермы по нескольким параметрам существующих строительных норм: санитарно-защитная зона 50 м. скважина питьевой воды (СНиП 11-89-80 п2.12, 3.19) ; зеленая зона (ВНТП 2096 п.4.14 и СНиП 11-89-80 п.3.73)- ( л.д 10, 3 т.).

Судом установлено, что земельный участок площадью 3,0 га, на котором расположен Свинокопмлекс и глубинная скважина был предоставлен под строительство свинокомплекса по договору аренды, заключенному **/**/**** между арендодателем Учхоз «....» .... и арендатором производственным объединением «....» Министерства Промышленности Строительных Материалов РСФСР.

Строительство свинокомплекса осуществлено по генеральному договору подряда от **/**/****- л.д 17, 1 т.

Приказом № от **/**/**** назначена государственная приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию свинарника- л.д 147, 4т.

Право собственности на указанный свинокомплекс перешло к ЗАО «....» в порядке приватизации государственного имущества по договору купли-продажи государственного предприятия сданного в аренду с правом выкупа от **/**/****. -л.д 154-155, 4т.

Объект недвижимости - глубинная скважина создан в составе имущества свинокомплекса на этом же земельном участке и принадлежал на праве собственности ЗАО «....» в порядке приватизации государственного имущества.

ЗАО «....» произвело отчуждение указанного имущественного комплекса супругам С., А. в соответствии с договором купли-продажи скважины от **/**/****, зарегистрированного в БТИ .... **/**/****, и договора купли-продажи помещений котельной и свинарника **/**/**** года, зарегистрированного **/**/****.- л.д 8-46, 3 т., 47-93, 3т.

Указанные объекты недвижимости приобретены истцом по договору купли-продажи от **/**/**** (свинокомплекс) и по договору купли-продажи от **/**/**** ( глубинная скважина)- года.- л.д 8-46, 3 т., 47-93, 3т.

Поскольку земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет на основании ничтожного постановления № от **/**/****, изданного администрацией ...., и в дальнейшем это же постановление послужило основанием для регистрации права собственности Ф. на указанный земельный участок, в настоящее время необходимо прекратить право собственности Ф. на земельный участок с кадастровым № в соответствии с п.1 ст. 17 Закона о регистрации, и снять его с кадастрового учета.

Настоящее решение будет являться основанием для Управления Росреестра по .... для погашения записи в ЕГРП о праве собственности Ф. на земельный участок с кадастровым №.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном земельном кадастре) установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Статьей 11.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости"(с изменениями от 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, 21, 27 декабря 2009 г.) предусмотрено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 11.2 ч.1 этого же ФЗ № 221-ФЗ, Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами ( ч.2).

Из смысла и содержания указанных норм вышеуказанного Федерального Закона следует, что индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета.

Следовательно, до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.

Земельный участок площадью 21150 кв.м., на который претендует истец, на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем, исковые требования о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м. не могут быть удовлетворены.

Кроме того, суд считает, что по указанным требованиям администрация .... МО является ненадлежащим ответчиком, поскольку, как указано выше, участок является федеральной собственностью, тогда как требования к собственнику земельного участка не предъявлены.

По требованиям о возложении обязанности на .... муниципального образования утвердить схему расположения земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ....; принять решение о предоставлении земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану с проектными координатами в собственность Малиновского А.В., подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно представленному плану администрация .... является ненадлежащим ответчиком по основаниям, указанным выше, ходатайств о замене ответчика не заявлено, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Малиновский А.В. в этой части необходимо отказать.

Вместе с тем, суд считает, что требования Малиновского А.В. о признании за ним исключительного права на приватизацию путем выкупа в установленном законом порядке спорного земельного участка площадью 21150 кв.м. подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Границы и площадь спорного земельного участка, занятого объектами глубинной скважиной и свинокомплексом, и необходимая для использования свинокомплекса, определены заключением судебной землеустроительной комплексной экспертизы- л.д 19, 3 т. Оснований сомневаться в представленном заключении не имеется, так как к заключению представлен генплан развития полноценного свиноводческого производства.

С учетом системного толкования совокупности указанных норм Малиновский А.В. вправе требовать переоформления перешедшего к нему права пользования земельным участком путем его выкупа с сохранением целевого назначения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Оснований для отказа в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка, на котором расположены объекты, находящиеся в собственности Малиновского А.В, суду не приведено.

Сам факт наличия объектов недвижимости на спорном земельном участке предполагает его неразрывную связь с землей и наделяет собственника недвижимости правом пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Таким образом, получая право пользования земельным участком, истец становится заинтересованным лицом в том, чтобы воспользоваться предоставленным ему правом.

С учетом положений ст. 35 п.1 ЗК РФ, ст. 271 п2, 552 п.3 ГК РФ, суд полагает, что в силу указанных выше законов правоустанавливающим документом на землю необходимо рассматривать договор купли-продажи объектов недвижимости - глубинной скважины и свинокомплекса, расположенных на рассматриваемом земельном участке.

Довод ответчика и 3-го лица о том, что в настоящее время объекты находятся в аварийном состоянии и не эксплуатируются, не влияет на выводы суда.

В соответствии с договором строительного подряда № от **/**/****, подрядчик ООО «....» взял на себя обязательство осуществить ремонтно-строительные работы на территории Свинокомплекса согласно дефектной ведомости- л.д 156-169, 4т.

Согласно протоколу судебного осмотра от **/**/****, работы по восстановлению комплекса были начаты- л.д 116-118, 3т.

Согласно справке-заключению, паспорту буровой скважины на воду- имеющаяся на спорном участке скважина является действующей; по химическому составу вода на момент бурения характеризовалась как гидрокарбонатная магниево-натриево-кальциевая с минерализацией 0,45 г/л и общей жесткостью 4,3 мг.экв./л, что в пределах нормы для хозяйственно-питьевого использования. При эксплуатации должны соблюдаться определенные условия- л.д 211-215, 1 т.

**/**/****между ними было заключено дополнительное соглашение №, согласно которому работы приостановлены до **/**/****- л.д 134, 4т.

В судебном заседании Малиновский А.В. уточнил, что работы приостановлены в связи с возникшим спором в отношении земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Малиновского А.В. о признании за ним права на приватизацию земельного участка площадью 21150 кв.м. обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Решил:

Исковые требования Малиновского А.В. удовлетворить частично- признать недействительными

Постановление .... № от **/**/**** об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: ....;

постановление администрации .... № от **/**/**** о предоставлении в собственность Ф. земельного участка, расположенного по адресу: .... кадастровый номер №;

возложить обязанность на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по .... снять с кадастрового учета земельный участок: - по адресу: .... кадастровый номер №;

прекратить право собственности Ф. на земельный участок по адресу: .... кадастровый номер №;

признать за Малиновским А.В. право на приватизацию земельного участка свинокомплекса площадью 21150 кв.м., расположенного по адресу: ...., согласно координатам:

Номер точки

Координаты

X

Y

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

~~~

В удовлетворении исковых требований Малиновскому А.В. о возложении обязанности на Администрацию .... районного муниципального образования утвердить схему расположения земельного участка; о принятии решения о предоставлении земельного участка площадью 21150 кв.м. в собственность Малиновскому А.В., подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м., заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 21150 кв.м. -отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного текста решения.

.

Судья: