Об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 года                                                                                г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Шевченко М.В.,

при секретаре Сизых Е.А.,

с участием истца Белозерцева В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1052/2011 года по иску Белозерцева В.А. к Администрации .... муниципального образования об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Белозерцев В.А. обратился в суд с исковым заявлением Администрации .... муниципального образования об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ....

В обоснование исковых требований указал, что его деду И. на основании договора купли-продажи от **/**/**** принадлежал на праве собственности жилой дом. После смерти И., умершего **/**/**** жилым домом стала пользоваться его супруга Б., которая в дальнейшем умерла в 1955 году. После смерти родителей его мать М. стала пользоваться наследственным имуществом, однако, в силу неграмотности не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но считала, что приняла наследство фактически, т.к. пользовалась домом, проживала в нем, оплачивала все необходимые налоги и сборы.

После смерти своей матери М., умершей **/**/****, истец не обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, однако, принял его фактически, в доме проживает брат Белозерцев В.А., но все расходы по содержанию несет истец, т.к. брат отказался от принятия своей доли в наследстве. В настоящее время истец просит суд признать право собственности на жилой дом, поскольку до настоящего времени свидетельство на прав собственности не выдано и не может быть выдано в связи с пропуском срока принятия наследства.

В судебном заседании истец Белозерцев В.А. исковые требования поддержала по доводам заявления, просил удовлетворить, указав, что брат как наследник первой очереди отказался от принятия наследства в его пользу, других наследников нет.

Представитель ответчика Администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представлено.

Третье лицо на стороне истца без самостоятельных исковых требований Белозерцев В.А. исковые требования признал и пояснил, что он отказывается от принятия своей доли в наследстве в пользу своего брата Белозерцева В.А., самостоятельные исковые требования предъявлять не будет.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

При рассмотрении настоящего иска установлены следующие обстоятельства.

И. на основании договора купли-продажи от **/**/**** приобрел жилой дом, жилой площадью 19.8 кв.м., расположенный в ...., на земельном участке мерою 680 кв.м. у Ш. Указанный договор зарегистрирован в .... Райкомхозе за от **/**/****.

И. умер **/**/****, что подтверждается свидетельством о смерти от **/**/**** .... .

М. являлась родной дочерью И. и Б., что подтверждается свидетельством о рождении.

М. умерла **/**/****, что подтверждается свидетельством о смерти .... от **/**/****.

Сыновьями М. являются Белозерцев В.А. и Б., подтверждается свидетельствами о рождении.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный в р.п. .... по .... следует, что общая площадь жилого дома 20,7 кв.м., в том числе жилая 14, 0 кв.м.,

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Рассматривая требования по существу, суд учитывает объяснения истца, который пояснил, что после смерти матери он проживает в доме, обрабатывает земельный участок, ухаживает за землей и домом, оплачивает земельные налоги, электроэнергию, настоящее время пользуется земельным участком; сестры отказались от принятия наследства.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель обоснованно обратился в суд с заявлением.

Будучи наследником первой очереди в силу ст. 532 ГК РСФСР, истец принял наследство путем фактического вступления во владение наследственным имуществом в соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РСФСР, поскольку на день смерти матери М. проживала и была зарегистрирована в жилом доме, несла бремя его содержания, что подтверждается справками с места жительства, квитанциями об уплате за электроэнергию, земельного налога и платежей по обязательному страхованию строения, и продолжает пользоваться всеми предметами домашнего обихода и обстановки, оставшимися от родителей.

В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно части 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с частью 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Согласно статье 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Следовательно, право собственности на жилой дом, должно было быть зарегистрировано в Едином государственном реестре, и такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что вытекает из положений части 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При таких обстоятельствах, когда истец является единственным наследником, принявшим наследство после смерти М. в виде жилого дома, а иных наследников, претендующих на наследство, нет; когда получение свидетельства о праве на наследство на жилой дом невозможно во внесудебном порядке, суд считает необходимым исковые требования Белозерцева В.А. удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белозерцева В.А. удовлетворить.

Установить факт принятия наследства Белозерцевым В.А. в виде жилого дома, расположенного по адресу: .... общей площадью 20.7 кв.м., в том числе жилой 14.0 кв.м., оставшийся после смерти М., умершей **/**/****.

Признать за Белозерцевым В.А. прав собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...., общей площадью 20.7 кв.м., в том числе жилой - 14.0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья (подпись)