Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2011 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Любимовой И.А. при секретаре Шрайтель А.В.,
с участием представителя истца прокурора .... в защиту неопределенного круга лиц – старшего помощника прокурора .... Мурзиной Н.А., представителя ответчика - администрации .... муниципального образования – Ш., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - администрации .... муниципального образования – И., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования – З., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... - С., представителя Службы по охране природы .... .... – В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428/2011 по иску прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации .... муниципального образования об обязании организовать водоотведение сточных вод в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством,
У С Т А Н О В И Л :
Истец прокурор .... в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к администрации .... муниципального образования. В обоснование уточненных исковых требований указал, что прокуратурой .... проведена проверка по обращению жителей р.п. .... о ненадлежащей организации водоотведения в ...., сливе сточных вод в пойму реки .... В ходе совместных проверок, проведенных с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... **/**/****, **/**/**** установлено, что водоснабжение в .... централизованное, осуществляется от магистрального водоотвода .... ТЭЦ двумя вводами. Канализационный коллектор до очистных сооружений не достроен, сточные воды от 14 благоустроенных жилых домов .... (№), домов улиц ...., .... ...., ...., ...., ОГАУСО «....» собираются по централизованным сетям канализации и сбрасываются без очистки и дезинфекции в пойму ...., то есть сбрасываются сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, что является нарушением п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Согласно информации администрации .... муниципального образования от **/**/****, **/**/****, сточные воды сбрасываются на рельеф до настоящего времени, коллектор не достроен. Услуги по эксплуатации жилого фонда, электро-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения осуществляет по договору с администрацией .... муниципального образования ООО «....».
Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.
Статьей 27 Водного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов относится, в том числе осуществление мер по охране таких водных объектов.
В статье 59 Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» от 15.12.1997 г. № 44-оз установлено, что органы местного самоуправления участвуют в контроле за состоянием окружающей среды.
Организация в границах поселения водоотведения отнесена к вопросам поселения в соответствии с п. 4 ч. l ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства, в том числе при использовании водных объектов. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведёт к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, прокурор полагает, что администрацией .... муниципального образования не исполняются должным образом полномочия по организации водоотведения в поселении, в связи с чем сточные воды от 14 благоустроенных жилых домов в р.п. ...., домов улиц ...., .... ...., ...., ...., ОГАУСО «.... геронтологический центр» собираются по централизованным сетям канализации и сбрасываются без очистки и дезинфекции в пойму ...., чем нарушается природоохранное законодательство и создаётся реальная угроза нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, в том числе жителей ...., поскольку неочищенные воды .... попадают в .... и .....
.... просит обязать администрацию .... муниципального образования организовать водоотведение сточных вод благоустроенных жилых домов .... № домов улиц ...., ...., .... ...., ...., ОГАУСО «.... геронтологический центр» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф.
В судебном заседании старший помощник прокурора .... Мурзина Н.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что ответчиком с 2009 года не предпринималось никаких мер по устранению указанных нарушений, до настоящего момента продолжается сброс сточных вод на рельеф на территории муниципального образования.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации .... муниципального образования – Ш., действующая на основании Устава, заявленные требования не признала и пояснила, что организация водоотведения сточных вод благоустроенных жилых домов р.п. .... в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф, возможна при функционировании канализационного коллектора. Канализационный коллектор в р.п. .... был введён в эксплуатацию в 1981 году. В 1996 году коллектор вышел из строя по причине неисправности насосного оборудования и системы энергоснабжения, в конце 1996 года с целью сохранения был включён в состав объектов собственности администрации .... и является таковым по настоящее время. В собственность администрации .... поселения недействующий канализационный коллектор не передавался. За период с 1996 года собственник не обеспечил ни восстановление канализационного коллектора, ни его сохранности, поэтому осуществлено проектирование реконструкции (строительства) коллектора. Администрация .... муниципального образования, начиная с 2006 года, занимается вопросом открытия финансирования строительства канализационного коллектора в р.п. ...., общая сметная стоимость которого составляет в ценах 2011 года ~~~ тысяч рублей. Такие расходы не могут быть профинансированы из бюджета поселения, поскольку общий объем доходов бюджета .... муниципального образования на 2011 год составляет сумму, в два раза меньшую, чем необходимо для строительства коллектора. За счёт бюджета поселения может быть осуществлено только частичное (долевое) финансирование строительства канализационного коллектора при чётком определении всех источников финансирования. На 2011 год бюджет .... муниципального образования средства на долевое финансирование строительства коллектора не предусматривает. Согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Источники дополнительных поступлений в бюджет отсутствуют, а сокращение бюджетных ассигнований по другим статьям расходов бюджета невозможно. В Правительство .... области ещё в 2007 году была представлена вся проектная документация по строительству коллектора, сданы бюджетные заявки на финансирование строительства на период 2011-2015 г.г. Одновременно инициировалось открытие финансирования строительства до 2011 года. Имеется обширная переписка по данному вопросу, обращения в государственные органы, органы местного самоуправления ...., в прокуратуру .... по вопросу неблагоприятного санитарного состояния в районе, имеются протоколы совещаний по данному вопросу уровня Правительства .... области, администрации ...., организаций, расположенных на территории поселения и могущих стать дольщиками финансирования. В связи с изложенным, поскольку возложение обязанности по организации водоотведения сточных вод жилых домов ...., ОГАУСО «.... геронтологический центр» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф, предполагает функционирование в р.п..... канализационного коллектора, просит отказать в удовлетворении заявленных требования прокурора .....
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ООО «....» - в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - администрации .... - И., действующая по доверенности от **/**/**** с объёмом полномочий, предусмотренных ст. 53-54 ГПК РФ, возражала против удовлетворения заявленных требований истца. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. В соответствии со ст.ст.2, 3 Закона Иркутской области от 16.12.2004 г. № 94-оз «О статусе и границах муниципальных образований ....» .... муниципальное образование наделено статусом городского поселения, ....ное муниципальное образование наделено статусом муниципального района. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями. В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ от **/**/**** «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Реализация вопросов местного значения осуществляется в соответствии с бюджетным планированием. На территории .... муниципального образования проживает множество субъектов, требующих обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведения. Все субъекты, проживающие на территории .... муниципального образования, имеют равные права на разрешение вопросов местного значения. Между тем, бюджетных средств недостаточно для одновременного разрешения всех вопросов местного значения. Полагает, что порядок, сроки и очередность исполнения полномочий по решению тех или иных вопросов местного значения отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселения. Ни одна норма действующего законодательства не предусматривает приоритетного по отношению к другим лицам права на разрешение вопросов местного значения из средств бюджета, минуя процедуру формирования и утверждения бюджета. Требование об исполнении конкретного вопроса местного значения является вмешательством в бюджетный процесс и полномочия органов местного самоуправления. Полагает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, а именно .... муниципальное образование и неопределённый круг лиц, в защиту интересов которого выступает истец, не состоят в договорных и иных обязательствах, ответчик кредитором по отношению к данным лицам не является, в связи с чем нормы, регулирующие исполнение обязательств в натуре, к возникшим правоотношениям неприменимы. В данном случае требование об обязании администрации решить вопрос местного значения может быть удовлетворено только в случае, если судом будет признано незаконным бездействие органа местного самоуправление, выраженное в неорганизации водоотведения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - администрации .... - в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав участников процесса, заключения представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... С., представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования З., представителя Службы по охране природы .... В., полагавшими заявленный иск законным и обоснованным, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 94-оз "О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области" .... муниципальное образование наделено статусом городского поселения.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Как следует из п. 4 ст. 6 Устава .... муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (л.д. 31).
В соответствии с п.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления .... № от **/**/**** и акта приема-передачи от 1997 года в муниципальную собственность района приняты магистральные канализационные сети в ...., находящиеся на балансе АОЗТ «....», которые переданы на баланс Многоотраслевого муниципального предприятия коммунального хозяйства (л.д.125, 126). Согласно реестру передаваемых в муниципальную собственность .... объектов коммунального хозяйства, на баланс .... района были переданы: внеплощадочная напорная канализация протяженностью 4, 9 км, 1978 год ввода (г.в.); самотечная канализация, протяженностью 6 км., 1989 г.в.; канализационный коллектор протяженностью 5, 1 км, 1989 г.в.; канализационная насосная станция (КНС-5), 1989 г.в. (л.д.127).
Судом установлено, что на основании договора безвозмездного пользования № от **/**/**** .... передала Администрации .... муниципального образования в безвозмездное пользование имущество, являющееся муниципальной собственностью ...., необходимое для реализации полномочий по решению вопросов местного значения поселения (л.д.61-62, 72). Согласно перечня передаваемого имущества ответчику было передано имущество, в том числе, жилые .... (90 кв., год ввода – 1982), 2 (90 кв., год ввода – 1984), 3 (60 кв., год ввода – 1982), 4 (60 кв., год ввода – 1983), 5 (60 кв., год ввода – 1983), 6 (60 кв., год ввода – 1984), 24 (95 кв., год ввода – 1986), 25 (90 кв., год ввода – 1983), 26 (60 кв., год ввода – 1984), 27 (60 кв., год ввода – 1984), 34 (60 кв., год ввода – 1989), 35 (60 кв., год ввода – 1989), 36 (60 кв., год ввода – 1982), 37 (60 кв., год ввода – 1995), находящиеся в р.п.....; КНС-5, в том числе здание, в р.п..... (год ввода – 1989), балансовой стоимостью ~~~ руб.; внеплощадочная напорная канализация, протяженностью 4, 9 км, год ввода – 1978; канализационный коллектор р.п....., год ввода – 1989 г., балансовой стоимостью ~~~ руб.; самотечная канализация 6 км. р.п....., год ввода – 1989 г., балансовой стоимостью ~~~ рублей.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что в настоящее время водоотведение сточных вод от жилых домов по ...., ...., ...., ...., .... .... организовано по самотечному коллектору, далее сточные воды поступают на разрушенную канализационно-насосную станцию (КНС), расположенную в 20-30 м. от ...., от которой сточные воды собираются на КНС-1 р.п....., расположенную в створе жилых домов № и 20 по .... КНС-1 также поступают стоки от 14 благоустроенных жилых домов р.п. .... №, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25, 26, 27, 34, 35, 36, 37, а также ОГАУСО «.... геронтологический центр». Собранные сточные воды изливаются на рельеф местности в районе разрушенной КНС-1 и КНС и попадают в реку ...., что подтверждается заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... от **/**/**** (л.д.194).
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются материалами дела. Из сообщения Главы администрации .... муниципального образования от **/**/**** № следует, что санитарная обстановка в р.п. .... находится в неблагоприятном состоянии, сточные воды без очистки сливаются на грунт, поступая в ...., создавая антисанитарное состояние в её пойме и ниже по течению. Канализационный коллектор в р.п. .... был введён в эксплуатацию в 1981 году, в 1996 году коллектор вышел из строя по причине неисправности насосного оборудования. .... было принято решение о принятии недействующего коллектора в муниципальную собственность с целью его сохранения (л.д. 7).
Как следует из информации главы .... муниципального образования от **/**/****, сточные воды р.п..... до настоящего времени сбрасываются на рельеф. По вопросу строительства канализационного коллектора в р.п. .... с февраля по июль 2010 г. проведено 5 рабочих совещаний (л.д.7, об.).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 8 названного Закона закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положения пункта 1 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" обязывают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с п.4.1.1 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 года, в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается: сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые, в том числе содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания.
Согласно п.4.1.2. указанных Правил не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:
- в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- в черте населенных пунктов;
- в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;
- в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;
- в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.
В силу п. 3.1 «СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1998 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Согласно акту № от **/**/****, составленному Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в ходе проверки было установлено, что водоснабжение в р.п. .... централизованное, осуществляется от центрального водопровода .... ТЭЦ. В связи с тем, что канализационный коллектор до очистных сооружений не достроен, сточные воды от 14 благоустроенных жилых домов р.п. .... собираются по централизованным сетям канализации и сбрасываются без очистки и дезинфекции в пойму ...., то есть сбрасываются сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, что является нарушением п.4.1.1. "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 г. (л.д. 9).
Из заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по .... от **/**/**** судом установлено, что водоотведение сточных вод жилых домов по ...., ...., ...., ...., .... в р.п. .... организовано по самотечному коллектору, сточные воды поступают на КНС (разрушенная), расположенную в 20-30 м. от ...., от которой сточные воды собираются на КНС-1 р.п....., расположенную в створе жилых домов № и № по ул...... На КНС-1 также поступают стоки от 14 благоустроенных жилых домов р.п. .... № а также ОГАУСО «.... геронтологический центр». Собранные сточные воды изливаются на рельеф местности в районе разрушенной КНС-1 и КНС и попадают в реку ...., что является нарушением п.3.1. «СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1998 г. № 4690-88, п.4.1.2. "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 года (л.д.194).
Факт того, что сточные воды, собираемые пос....., поступающие от жилых благоустроенных домов №, ОГАУСО «.... геронтологический центр», а также жилых домов по ...., ...., ...., ...., .... в р.п. .... без очистки сбрасываются на рельеф местности р.п..... в связи с отсутствием канализационного коллектора, после чего самотеком поступают в ...., не оспаривался ответчиком в судебном заседании.
Указанные обстоятельства подтверждаются также постановлением государственного инспектора .... по охране природы, государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов №-в о прекращении дела об административном правонарушении от **/**/****, в соответствии с которым при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «....» было установлено, что водоотведение сточных вод зданий соцкультбыта ООО «....», осуществляющим организацию в границах .... муниципального образования электро-, тепло-, водоснабжения на основании договора поручения № от **/**/****, производится посредством канализационного коллектора. Сброс сточных вод осуществляется в пределах жилого поселка. Выпуск расположен в р.п..... в центральной части. Расстояние от места сброса до водного объекта около 300 м. Хозяйственно-фекальные стоки по трубам из жилых домов поступают по системе канализации без предварительной очистки за счет естественного уклона рельефа по открытой поверхности в воды реки ..... В связи с тем, что сброс осуществляется длительное время, сточными водами образован канал, по которому стоки напрямую поступают в водный объект. В районе сброса сточных вод из канализационного коллектора расположено здание неработающей перекачивающей канализационной станции. Канализационные сети .... МО находятся в исправном состоянии, но сточные воды, собираемые поселком ...., сбрасываются с КНС-1 на рельеф в виду отсутствия канализационного коллектора. Очистные сооружения в р.п..... отсутствуют. Сточные воды без очистки из канализационных коллекторов сбрасываются на рельеф местности, являющейся водосборной поверхностью реки ...., затем сточные воды самотеком поступают в эту же реку, что может повлечь загрязнение (засорение) и (или) истощение .... в р.п..... (л.д.108-111). Суд считает возможным принять данное постановление в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении по факту нарушения требований к охране водных объектов в р.п. .... которое может повлечь их загрязнение, полностью согласуются с установленными по рассматриваемому гражданскому делу, а изложенные в нем обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Таким образом, анализ установленных по делу обстоятельств позволяет суду придти к выводу, что водоотведение сточных вод жилых домов по ...., ...., ...., ...., .... в р.п. ...., жилых домов №, ОГАУСО «.... геронтологический центр», осуществляемое с нарушением правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, т.е. нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, что свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанностей, возложенных Федеральным законом от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", при разрешении возложенных на него на основании закона вопросов местного значения. При таких обстоятельствах требования прокурора .... об обязании ответчика организовать водоотведение жилых домов и ОГАУСО «.... геронтологический центр» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф, суд находит обоснованными, поскольку разрешение вопроса местного значения по организации водоотведения должно осуществляться с обязательным исполнением обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В материалах дела отсутствуют доказательства, объективно свидетельствующие о невозможности устранить нарушения действующего законодательства, а именно организовать водоотведение сточных вод жилых домов и ОГАУСО «.... геронтологический центр» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф.
Довод ответчика о невозможности организации водоотведения сточных вод в соответствии с требованиями закона в связи с недостаточностью средств бюджета для строительства канализационного коллектора судом принят быть не может в связи с тем, что реализация полномочия по организации водоотведения с соблюдением требований действующего законодательства, не нарушая права и законные интересы других лиц, возложена на ответчика законом, следовательно, недостаточность средств для сама по себе не является надлежащим основанием для освобождения ответчика от разрешения относящихся к его полномочиям вопросов в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом исходя из смысла норм права, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления, следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация водоотведения, что свидетельствует о том, что водоотведение как таковое не осуществляется органами местного самоуправления, а организовывается ими.
С позицией представителя администрации .... о ненадлежащем способе защиты права в виде присуждения к исполнению обязательства в натуре, избранном истцом, суд согласиться не может, поскольку в соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности (а не обязательства) в натуре. При этом, из анализа действующих правовых норм следует, что понятия «обязанности» и «обязательства» не идентичны друг другу. Разрешая заявленные требования с точки зрения их обоснованности, суд пришел к выводу, что обязанность ответчика по организации водоотведения с соблюдением требований действующего законодательства вытекает из положений Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которая ответчиком в настоящее время не исполнена.
Таким образом, исходя из анализа установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются законными, обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации .... муниципального образования удовлетворить.
Обязать администрацию .... муниципального образования организовать водоотведение сточных вод благоустроенных жилых домов р.п. .... №, домов улиц ...., ...., ...., ...., ...., ОГАУСО «.... геронтологический центр» в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, не допуская сброса сточных вод на рельеф.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Иркутский районный суд Иркутской области с момента изготовления мотивированного текста решения.
.
Судья Иркутского районного суда
Иркутской области И.А. Любимова