Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2011 года г.Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.
при секретаре Абрамян М.Е.
с участием представителя заявителя помощника .... межрайонного прокурора Пи.,
представителя заинтересованного лица Администрации .... муниципального образования По.,
представителя Управления Росприроднадзора по .... Пу.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1034/2011 по заявлению
.... межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования, о возложении обязанности на Администрацию .... муниципального образования устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л :
.... межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ, указав, что **/**/**** .... межрайонной прокуратурой по результатам выездной проверки, проведенной совместно со специалистом Службы по охране природы и озера ...., установлено, что на территории .... муниципального образования имеется несанкционированная стихийная свалка площадью 3 га. В отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы. На сварке размещены твердые бытовые отходы, древесные опилки и отходы деревопереработки с пилорамы, строительный мусор, растительные остатки.
Указанные факты подтверждаются заключением специалиста Службы по охране природы и озера .... от **/**/****, фотоматериалом.
В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Данная норма содержится также в ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», в ст.7 Федерального закона №7-ФЗ от 10,01.2002 «Об охране окружающей среды», которой полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Вместе с тем, из результатов проверки следует, что органом местного самоуправления - администрацией Никольского муниципального образования не принято мер к надлежащей организации указанного вопроса.
Изложенное свидетельствует о том, что бездействием администрации Никольского муниципального образования нарушены требования природоохранного законодательства в части обращения с отходами.
Так, в соответствии со ст.51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии со ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст.10 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,
Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат сбору, хранению, транспортировке, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. В данном случае, администрацией .... муниципального образования мер к надлежащему вывозу в специально отведенные для этого места не принято, что ведет к загрязнению окружающей среды.
Бездействием администрации .... муниципального образования нарушены также интересы Российской Федерации, поскольку не соблюдаются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области обращения с отходами. Согласно ст.ст.4,15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Статьей 46 Конституции российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Просит:
Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.
Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, указав, что **/**/**** была проведена повторная выездная проверка, в результате которой установлено, что отходы производства и потребления спецтехникой (бульдозером) свалены в карьер, сверху засыпаны грунтом. Факт вывоза отходов на полигон ТБО не установлен.
Просит:
Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.
Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы, площадью 3 га.
В судебном заседании представитель заявителя помощник .... межрайонного прокурора Пи. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Глава Администрации .... муниципального образования По. заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснил, что Администрация .... МО не бездействует, принимает меры к ликвидации стихийной свалки. Мусор вывозится населением на свалку уже большой период времени, прекратить этот процесс у них пока не получается. Все, что они смогли сейчас сделать, это свалить мусор в карьер и засыпать его грунтом.
Представитель заинтересованного лица Администрации .... муниципального образования Пт., действующая на основании доверенности № от **/**/****, в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве пояснила, что Администрация .... муниципального образования всегда помогает местным администрациям при наличии такой возможности. Администрацией .... муниципального образования в рамках полномочий, предусмотренных ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организована утилизация бытовых и промышленных отходов на полигон ТБО, расположенный на .... тракте. Данный полигон находится в собственности муниципального образования ..... Администрацией .... в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству (письмо от **/**/**** №) на основании обращения администрации ...., разрешен доступ всех сельских поселений .... на указанный полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Вывоз мусора осуществляется на основании договоров, заключаемых местными управляющими компаниями с МУП «....», которое в свою очередь имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использования, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Таким образом, с территории .... МО твердые бытовые отходы подлежат вывозу на полигон ТБО, расположенный на ..... Организация сбора и вывоза твердых отходов лежит на органах местного самоуправления – Администрации .... муниципального образования.
Представитель Управления Росприроднадзора по .... Пу., действующий на основании доверенности № от **/**/****, в порядке заключения пояснил, что отходы производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат сбору, хранению, транспортировке, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. В данном случае администрацией муниципального образования мер к надлежащему вызову в специально отведенные для этого места не принято, что ведет к загрязнению окружающей среды. В связи с чем, требования подлежат удовлетворению.
Представитель Службы по охране природы и озера .... в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, в порядке заключения по делу пояснил, что бездействием администрации .... муниципального образования нарушены интересы РФ и неограниченного круга лиц, поскольку не соблюдается требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области обращения с отходами. Согласно ст.ст.4,15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке заключения по делу помощник .... межрайонного прокурора Пи. суду пояснила, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку бездействием Администрации .... муниципального образования, в части не организации сбора и вывоза твердых бытовых и производственных отходов, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание заключение помощника .... межрайонного прокурора Пи., суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органом местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.78 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Судом установлено, что **/**/**** была проведена выездная проверка, при проведении которой использовалась фото- и видеосъемка. В результате проверки было установлено наличие несанкционированной стихийной свалки на территории .... МО в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы. Площадь свалки составляет приблизительно 3 га. На свалке размещаются твердые бытовые отходы, древесные отходы деревопереработки с пилорамы, строительный мусор, растительные остатки в больших объемах неустановленными лицами. Что подтверждается заключением Службы по охране природы и озера .... от **/**/**** и фотоматериалами /л.д. 8-18/.
**/**/**** Службой по охране природы и озера .... была проведена повторная выездная проверка, в ходе которой установлено, что отходы производства и потребления спецтехникой (бульдозером) свалены в карьер, сверху засыпаны грунтом. Факт вывоза отходов на полигон ТБО не установлен.
В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 18 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.15 ч.1 п.14 указанного закона к вопросам местно значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст.8 ч.ч. 1,2 ФЗ № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из анализа указанных норм, суд приходит к выводу, что осуществление сбора и вывоза мусора с территории муниципальных образований должно производится органами местного самоуправления – Администрациями муниципальных образований. В данном случае ответственность за сбор и вывоз мусора с территории .... муниципального образования несет Администрация .... муниципального образования, тогда как Администрация .... муниципального образования несет ответственность за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, иными словами за подготовку полигона, отвечающего всем необходимым нормам и правилам, для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии со ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст.10 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 ч.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В нарушение указанных норм права Администрация .... муниципального образования не предпринимает достаточных мер для ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы, площадью 3 га. В связи с чем, суд считает, что .... межрайонный прокурор обоснованно обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, когда администрация .... муниципального образования не предпринимает достаточных и действенных мер для ликвидации несанкционированных свалок на территории .... муниципального образования, когда сбор и вывоз бытовых и производственных отходов и мусора является вопросом местного значения, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования; обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы, площадью 3 га.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования .... межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования, о возложении обязанности на Администрацию .... муниципального образования устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки – УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.
Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в отработанном гравийном карьере на окраине .... у пилорамы, площадью 3 га.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в 10 дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
.
Судья: Л.В. Горбачук