О признании незаконым бездействия администрации Карлукского МО по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории МО



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2011 года                                                                    г.Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.

при секретаре Абрамян М.Е.

с участием представителя заявителя помощника .... межрайонного прокурора Пи.,

представителя заинтересованного лица Главы Администрации .... муниципального образования По.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1035/11 по заявлению

    .... межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации .... муниципального образования, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л :

.... межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, указав, что **/**/**** .... межрайонной прокуратурой по результатам выездной проверки, проведенной совместно со специалистом Службы по охране природы и озера ...., установлено, что на территории .... муниципального образования на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце .... имеется несанкционированная свалка, площадью 5 га, где размещены твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников, другой мусор.

Указанные факты подтверждаются заключением специалиста Службы по охране природы и озера .... от **/**/****, фотоматериалом.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Данная норма содержится также в ч.1 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», в ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ от 10,01.2002г. «Об охране окружающей среды», которой установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Вместе с тем, из результатов проверки следует, что органом местного самоуправления - администрацией .... муниципального образования не принято мер к надлежащей организации указанного вопроса. Изложенное свидетельствует о том, что бездействием администрации .... муниципального образования нарушены требования природоохранного законодательства в части обращения с отходами.

Так, в соответствии со ст.51 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.3 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии со ст.13 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст.10 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим ФЗ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.11 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Отходы производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат сбору, хранению, транспортировке, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. В данном случае, администрацией .... муниципального образования мер к надлежащему вывозу в специально отведенные для этого места не принято, что ведет к загрязнению окружающей среды.

Бездействием администрации .... муниципального образования нарушены также интересы Российской Федерации, поскольку не соблюдаются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области обращения с отходами. Согласно ст.ст.4, 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, имеющие верховенство на всей территории РФ.

В силу ч.1 ст.77 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Статьей 46 Конституции российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст.78 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит:

Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.

Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце .....

В процессе рассмотрения дела прокурор, в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнил заявленные требования.

Просит:

Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.

Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце ...., площадью около 5 га, где размещены твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников и другой мусор.

В судебном заседании представитель заявителя помощник .... межрайонного прокурора Пи. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Глава Администрации .... муниципального образования По., в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, в их удовлетворении просил отказать, суду пояснил, что Администрация .... муниципального образования не бездействует. Она постоянно ведет работы по вывозу мусора. Но мусора очень много, его складировали около 50 лет. Причем не только жители .... муниципального образования складируют мусор, но также и жители ..... Администрация не отказывается от того, что в их полномочия входит сбор и вывоз мусора, но единовременно ликвидировать свалку не могут, у них недостаточно средств.

Представитель заинтересованного лица Администрации .... муниципального образования Пт., действующая на основании доверенности от **/**/****в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление пояснила, что Администрация .... муниципального образования всегда помогает местным администрациям при наличии возможности. В рамках полномочий, предусмотренных ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организована утилизация бытовых и промышленных отходов на полигон ТБО, расположенный на .... тракте. Данный полигон находится в собственности муниципального образования ..... Администрацией .... в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству (письмо от **/**/**** ) на основании обращения администрации ...., разрешен доступ всех сельских поселений .... на указанный полигон для захоронения твердых бытовых отходов. Вывоз мусора осуществляется на основании договоров, заключаемых местными управляющими компаниями с МУП «....», которое в свою очередь имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использования, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. С территории .... МО твердые бытовые отходы подлежат вывозу на полигон ТБО, расположенный на ..... Организация сбора и вывоза твердых отходов лежит на органах местного самоуправления – Администрации .... муниципального образования.

Представитель Управления Росприроднадзора по .... в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по ...., в порядке заключения ранее пояснил, что отходы производства и потребления в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат сбору, хранению, транспортировке, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. В данном случае администрацией муниципального образования мер к надлежащему вызову в специально отведенные для этого места не принято, что ведет к загрязнению окружающей среды, требования поддерживает.

Представитель Службы по охране природы и озера .... в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, в порядке заключения по делу ранее пояснил, что бездействием администрации Карлукского муниципального образования нарушены интересы РФ и неограниченного круга лиц, поскольку не соблюдается требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области обращения с отходами. Согласно ст.ст. 4,15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, имеющие верховенство на всей территории РФ. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В порядке заключения по делу помощник .... межрайонного прокурора Пи. суду пояснил, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку бездействием Администрации .... муниципального образования, в части не организации сбора и вывоза твердых бытовых и производственных отходов, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Выслушав объяснения участников процесса, принимая во внимание заключение помощника .... межрайонного прокурора Пи., изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органом местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.78 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Судом установлено, что **/**/**** была проведена выездная проверка, при проведении которой использовалась фото- и видеосъемка. В результате проверки было установлено наличие несанкционированной свалки на территории .... Мо расположена на расстоянии 500 метров севернее населенного пункта .... в конце ул. ..... Площадь свалки составляет около 5 га. Неустановленными лицами периодически сваливаются твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников в больших объемах. Что подтверждается заключением службы по охране природы и озера .... от **/**/**** и фотоматериалом /л.д.8-12/.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.18 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.15 ч. 1 п. 14 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.8 ч.ч.1,2 ФЗ № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из анализа указанных норм, суд приходит к выводу, что осуществление сбора и вывоза мусора с территории муниципальных образований должно производится органами местного самоуправления – Администрациями муниципальных образований. В данном случае ответственность за сбор и вывоз мусора с территории .... муниципального образования несет Администрация .... муниципального образования, тогда как Администрация .... муниципального образования несет ответственность за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, иными словами за подготовку полигона, отвечающего всем необходимым нормам и правилам, для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.51 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.3 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии со ст.13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст.10 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 ч.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В нарушение указанных норм права Администрация .... муниципального образования не предпринимает достаточных мер для ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце ...., площадью 5 га, где размещены твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников и другой мусор.

В связи с чем, суд считает, что .... межрайонный прокурор обоснованно обратился в суд с заявленными требованиями.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, когда администрация .... муниципального образования не предпринимает достаточных и действенных мер для ликвидации несанкционированных свалок на территории .... муниципального образования, когда сбор и вывоз бытовых и производственных отходов и мусора является вопросом местного значения, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования; обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце ...., площадью 5 га, где размещены твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников и другой мусор.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования .... межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации .... муниципального образования, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки – УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать незаконным бездействие администрации .... муниципального образования по исполнению обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования.

Обязать администрацию .... муниципального образования устранить в полном объеме нарушения законодательства путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 500 м. севернее населенного пункта .... в конце ...., площадью около 5 га, где размещены твердые бытовые отходы, отработанные шины, растительные остатки, обрезки деревьев и кустарников и другой мусор.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в 10 дневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

.

Судья:                                                                               Л.В. Горбачук