О внеочередном порядке предоставления жилого имущества



Р Е Ш Е НИ Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года                                                                                         г.Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.

при секретаре Абрамян М.Е.,

истца Ивановой О.А., представителя Ивановой О.А. – Пи.,

представителя ответчика Администрации .... муниципального образования По.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525/11 по иску

ИВАНОВОЙ О.А. к Администрации .... муниципального образования о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Иванова О.А. обратилась в суд с иском к .... муниципального образования, указав, что она была воспитана бабушкой П., которая являлась опекуном до **/**/**** года. По состоянию здоровья ее бабушка отказалась от опекунства. **/**/**** глава района постановила утвердить опекуном С., которая является ее тетей. Закончив .... среднюю школу, она поступила в .... колледж права и предпринимательства. После окончания заведения поступила в .... институт на коммерческой основе. В настоящее время она на государственном обеспечении не находится, жилого помещения никакого не имеет, общежитием не обеспечена. Ее мать М. в **/**/**** году ушла из дома, ее место нахождение неизвестно. Иркутский районный суд Иркутской области **/**/**** принял решение об объявлении ее умершей. Она не имеет закрепленного за ней жилого помещения. В настоящее время она включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации .... муниципального образования. По состоянию на **/**/**** номер ее очереди 20, постановление от **/**/****, что подтверждается письмом отдела учета и предоставления жилья от **/**/****

Просит:

Обязать Администрацию .... муниципального образования предоставить Ивановой О.А. во внеочередном порядке жилое помещение в ...., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям .... не менее 33 кв.м.

В рассмотрения дела произведена замена ответчика на надлежащего - Администрацию .... муниципального образования, в связи с чем, истица уточнила свои исковые требования и просит:

Обязать Администрацию .... муниципального образования предоставить Ивановой О.А. во внеочередном порядке жилое помещение на территории .... муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям .... не менее 33 кв.м.

В судебном заседании истица Иванова О.А. на иске настаивает, пояснила, что **/**/**** года она обратилась в администрацию .... муниципального образования с заявлением о постановке ее на учет в качества лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилом помещение, собрала все необходимые документы и вместе с работником Администрации .... МО Топтун направила их в Администрацию .... в отдел образования Т.. Впоследствии она несколько раз обращалась к Т., которая ей сообщала, что все документы в порядке, нужно только ждать. **/**/**** она обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения непосредственно в администрацию .... муниципального образования, ее поставили включили в реестр детей-сирот, однако до настоящего времени жилого помещения ей не предоставили. Жилого помещения у нее нет.

Представитель истицы Пи. на иске настаивает, пояснила, что Иванова О.А. является лицом, оставшемся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении. В соответствии с Законодательством РФ Администрация .... муниципального образования должна обеспечить ее жилым помещением. Указанную обязанность Администрация .... муниципального образования не исполняет.

Представитель ответчика администрации .... муниципального образования По., действующая на основании доверенности от **/**/**** в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, в их удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что в соответствии с п. 3 «Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.11.2010г. № 317- мпр организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52 ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области». Таким образом, администрация .... муниципального образования наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений на территории ..... Пункт 4 указанного Положения предусматривает, что решение о предоставлении, что решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам принимается уполномоченным органом местно самоуправления на основании заявления таких лиц с необходимым пакетом документов. Иванова О.А. обратилась в администрацию .... с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения **/**/****, рассмотрев которое администрация приняла решение о постановке Ивановой О.А. на учет. На орган местного самоуправления также возложена обязанность по формированию списка детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Указанный список формируется по дате поступления заявления и документов.

На сегодняшний день Иванова О.А. не является первым в списке очередников на предоставления жилья. Принятие решения о предоставлении жилого помещения Ивановой О.А. без учета имеющегося списка будет означать ущемление прав других детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения ранее Ивановой О.А. Администрация ...., не отрицая обязанности по предоставлению жилья, возможности предоставить жилье всем сиротам сразу не имеет.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что иск Ивановой О.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Министерства социального развития, опеки и попечительства .... в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что законом Иркутской области № 50 установлена дополнительная гарантия права на жилое помещение для детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения.

Предоставление указанной гарантии осуществляется детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия, ст.2. В силу ч.1 ст.3 Закона области № 127-03 учет граждан, в том числе детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области. Базовый Закон области № 50-03 предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в черте соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Согласно статье 4 Закона области № 50-03 жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади предоставляемого жилого помещения может быть увеличен или уменьшен не более чем на 5 квадратных метров. В целях реализации установленной Законом области № 50-03 дополнительной гарантии для детей-сирот на территории области принят Закон области № 52-03. Указанный Закон с учетом требований главы 4 ФЗ от октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает передачу осуществления областных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, согласно приложению к данному Закону.

    Таким образом, в соответствии с Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-03 «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления. Переданные органам местного самоуправления государственные полномочия включают в себя: ведение общего реестра детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие заявлений и необходимых документов на обеспечение жилыми помещениями от детей-сирот из числа детей-сирот, состоящих на учете; формирование списка детей-сирот, обратившихся за обеспечением жилыми помещениями; -принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений либо об отказе в их предоставлении; расходование выделенных субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот путем размещения муниципальных заказов. Вопросы непосредственной организации работы по реализации государственных полномочий на территории соответствующих муниципальных образований области регулируются в муниципальных правовых актах, возможность принятия которых предусмотрена статьей 3 Закона ИО № 52-03. Правовым актом органа местного самоуправления определяется порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений по месту их учета либо с согласия детей-сирот в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона области 52-03 финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного «управления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и предаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций, Закон Иркутской области от 21.12.2010 133-03 "Об областном бюджете на 2011 год".

Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 №, 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приобретаемое таким образом имущество должно поступать в собственность Муниципальных образований Иркутской области, в составе имущества которых предусмотрено наличие жилищного фонда в соответствии с ФЗ 131-ФЗ. При рассмотрении дела просят учесть, что в соответствии с Действующим законодательством, на министерство не возложены государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей. При этом, согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 26.08.2010г. № 210-пп "Об уполномоченном исполнительном органе I государственной власти Иркутской области", Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Иркутской области: осуществляет ведение областного реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории Иркутской области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; устанавливает форму областного реестра и порядок его ведения; определяет организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов.

    Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Правительства .... в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства, в письменном отзыве указал, что меры социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма предусматриваются как федеральным, так и областным законодательством в виде основных и дополнительных гарантий указанной категории граждан на жилое помещение. Основная гарантия права детей-сирот на жилое помещение в соответствии с ЖК РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечивается органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств соответствующих местных бюджетов. Мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренная Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 50-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», является дополнительной мерой социальной поддержки и предоставляется указанной категории граждан вне зависимости от реализации органами местного самоуправления собственных полномочий. Как усматривается из искового заявления, Иванова О.А. претендует на предоставление ей дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной Законом № 50-03. Законом № 50-03 установлен порядок обеспечения в Иркутской области детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Согласно указанному Закона № 50-03, жилые помещения по договорам социального найма в Иркутской области предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по заявлению, поданному в уполномоченный орган (части 3, 10 статьи 4). К заявлению прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых содержится в части 4 статьи 4 Закона № 50-03. Из части 5 статьи 4 Закона № 50-03 следует, что жилые помещения по договорам социального найма данной категории граждан предоставляются на основании решения уполномоченного органа.

Таким образом, в соответствии с Законом № 50-03 основанием для предоставления сироте жилого помещения по договору социального найма является соблюдение им заявительного порядка обращения за предоставлением жилого помещения и принятие уполномоченным органом соответствующего положительного решения. Указанный заявительный порядок Ивановой О.А. не соблюден, следовательно, и жилое помещение по договору социального найма в рамках Закона № 50-03 и Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-03 «О наделении органов местного самоуправления властными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (далее - Закон № 52-03) ей представлено быть не может.

Факт постановки Ивановой О.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является достаточным основанием для предоставления ей дополнительной гарантии права жилое помещение по договору социального найма, установленной областным законодательством. Кроме того, в соответствии с Законом № 52-03 областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области наделены муниципальные районы и городские округа. Уриковское муниципальное образование является сельским поселением, областными государственными полномочиями Законом № 52-03 не наделено.

Правовой статус Правительства .... установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом .....

В соответствии со статьей 9 Устава .... Правительство .... является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти ...., входящим в систему органов государственной власти .....

В силу статьи 64 Устава .... в состав .... по должности входят: Губернатор Иркутской области, первые заместители Председателя Правительства ...., заместители Губернатора ...., заместители Председателя Правительства ...., министры .....

Полномочия Правительства .... в сфере бюджетного законодательства определены в статье 3 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 года № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области». Согласно указанному Закону Иркутской области к полномочиям Правительства .... относится, в том числе, обеспечение составления для внесения Губернатором .... в Законодательное Собрание .... проекта областного бюджета.

Правительство .... в рамках полномочий исполнило обязанность по обеспечению составления для внесения Губернатором .... в Законодательное Собрание .... соответствующего закона .... об областном бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего субвенции местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Выслушав объяснения сторон, их представителей, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Иванова О.А. родилась **/**/****, матерью является М., отцом И., отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери /л.д.13/. Согласно решению Иркутского районного суда от **/**/**** М. была признана умершей /л.д.9 А/, из содержания решения следует, что М. пропала в **/**/**** года. С **/**/**** по **/**/**** опекуном Ивановой О.А. являлась О. /л.д.11/, с **/**/**** на основании постановления .... .1 от **/**/**** опекуном истицы была назначена С. /л.д.12/

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159 ФЗ дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.2 ч.1 ст.57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

**/**/**** Иванова О.А. на основании Постановления Главы Администрации .... за была поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья.

Согласно справке Администрации .... муниципального образования Иванова О.А. стоит на очереди на внеочередное получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очередность /л.д. 9/.

В соответствии с п.3 «Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.11.2010 года № 317 – мпр организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52 ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

В силу требований закона Иркутской области от 29.06.2010 года № 52-ОЗ .... муниципальное образование наделено полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в .....

**/**/**** Иванова О.А. обратилась в Администрацию .... муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Согласно выписке из реестра детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, Иванова О.А. состоит в указанном реестре, по .... под номером 20.

В силу требований п.10 ст.4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

В соответствии со ст.4 п.п.11,12 Закона Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиями соответствующего населенного пункта.

При таких обстоятельствах, когда Администрация .... муниципального образования наделена полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, когда Иванова О.А. имеет право на получение жилого помещения не ниже установленных социальных норм вне очереди, что не оспаривается ответчиком - Администрацией .... муниципального образования, суд считает, что исковые требования Ивановой О.А. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика Администрации .... муниципального образования о том, что Иванова О.А. не является первой на очереди на предоставление жилого помещения, и жилое помещение будет предоставлено в порядке очереди по мере поступления денежных средств, не может быть принято во внимание при рассмотрении заявленных исковых требований, поскольку право Ивановой О.А. на внеочередное получение жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является безусловным, и не может ставиться в зависимость от наступления каких-либо событий, в том числе в зависимость от обеспечения жильем других очередников.

С учетом согласия Ивановой О.А. на получение жилого помещения на территории .... муниципального образования, суд считает необходимым обязать Администрацию .... муниципального образования предоставить Ивановой О.А. во внеочередном порядке жилое помещение на территории .... муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям .... не менее 33 кв.м.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ИВАНОВОЙ О.А. к .... муниципального образования о предоставлении жилого помещения – УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать администрацию .... муниципального образования предоставить жилое помещение Ивановой О.А., **/**/**** года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение на территории .... муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям .... не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

.

    Судья                                    Л.В. Горбачук