О признании незаконными действия администрации МО, о понуждении устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года                         г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Шевченко М.В.,

при секретаре Сизых Е.А.,

с участием представителей заявителей Пи1., Пи2., представителя Администрации .... муниципального образования Па.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1019/11 по заявлению Трускова В.П., Трускова В.П., Хиженкова В.В., Хиженкова В.В., Хиженкова К.В. о признании незаконными действий Администрации .... района, о признании недействительным постановления мэра .... районного муниципального образования о проведении аукциона по право заключения договора аренды земельного участка, о понуждении Администрации .... районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Заявители Трусков В.П., Трусков В.П., Хиженков В.В., Хиженков В.В., Хиженков К.В. обратились в суд, каждый с самостоятельным заявлением, об оспаривании действий органа местного самоуправления.

Определением суда от **/**/**** гражданские дела объединены в одно производство.

С учетом утоненных требований заявители Трусков В.П., Трусков В.П., Хиженков В.В., Хиженков В.В., Хиженков К.В. просили признать незаконными действия Администрации .... .... муниципального образования, выразившиеся в отказах предоставить заявителям земельный участок, находящийся по адресу: .... до границ территории ООО «....», кадастровый номер , оформленные письмами от **/**/**** , ; признать недействительным постановление мэра .... муниципального образования о проведении аукциона по право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: .... до территории ООО «....» от **/**/**** ; обязать Администрацию .... муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем предоставления указанного земельного участка.

    В обоснование уточненных требований заявители указали, что в 2006 году ими, жителями ...., было направлено письмо Главу Администрации .... сельского округа о выделении им акватории рейда для организации стоянки катеров и лодок.

    На сходе граждан .... принято решение о выделении для организации стоянок катеров и лодок земельного участка в районе бывшего пирса от южной оконечности и до границы с территории ООО «....» местным жителям, считать недопустимым выделение этой территории каким-либо другим лицам и организациям.

Решением .... муниципального образования от **/**/**** принято решение о выделении земельного участка в районе бывшего пирса от южной оконечности и до границы с территорией ООО «....» местным жителям для организации стоянок катеров и лодок. Был утвержден список местных жителей на выделение земельного участка, в который вошли они.

Впоследствии ими выполнен комплекс работ по подготовке материалов по составлению схем расположения земельного участка с местоположением на берегу бывшего пирса по оз. Байкал до границы территории ООО «....» в поселке .....

Схема местоположения границ земельного участка согласована с Главой .... муниципального образования, ОАГ Администрации ...., .... филиалом ОАО «....».

**/**/**** земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет. Ему присвоен кадастровый номер , площадь составляет 179932 кв.м. +/-94 кв.м.

Заявителями получено согласование с .... государственным бассейновым управлением водных путей и судоходств об организации стоянки катеров и лодок с использованием береговой полосы в границах землеотвода.

**/**/**** каждый из заявителей обратился в Администрацию .... с заявлением о предоставлении сформированного земельного участка. **/**/**** каждым из заявителей получены ответы КУМИ .... о том, что принято решение о проведении аукциона в отношении земельного участка.

С этим решением заявители не согласны, поскольку при его принятии не учтено решение схода граждан поселка .....

Кроме того, заявители расценивают решения ответы районной Администрации как отказы в предоставлении земельного участка.

В судебное заседание заявители Трусков В.П., Трусков В.П., Хиженков В.В., Хиженков В.В., Хиженков К.В. не явились. Представители заявителей Пи1., Пи2., действующие на основании нотариально удостоверенных доверенностей, уточненные требования поддержали по доводам заявления.

Представитель Администрации .... муниципального образования Па., действующая на основании доверенности от **/**/****, полагала требования заявителей необоснованными, просила в удовлетворении заявления отказать. По мнению представителя, при выставлении земельного участка на торги Администрация .... действовала в пределах полномочий, предоставленных земельным законодательством. Решение о проведении торгов принято в связи с тем, что на земельный участок претендовало несколько граждан, при этом соблюдались принципы прозрачности, открытости и публичности.

Письменные отзывы Администрации .... на заявленные требования приобщены к материалам дела.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по .... в судебное заседание не явился. Ранее представителем Управления Пу., действующим на основании доверенности от **/**/**** представлено заключение, согласно которому Управление не наделено полномочиями по согласованию предоставления земельных участков.

Выслушав мнение представителей заявителей, представителя органа местного самоуправления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что **/**/**** Хиженков В.В. обратился с заявлением в адрес мэра .... о предоставлении ему земельного участка площадью 17993 +/- 94 кв.м. с кадастровым номером , для стоянки лодок и катеров, расположенного в .... до территории ООО «....» (л.д. 21 том 1).

**/**/**** Трусков В.П. обратился с заявлением в адрес мэра .... о предоставлении ему земельного участка площадью 17993 +/- 94 кв.м. с кадастровым номером , для стоянки лодок и катеров, расположенного в .... до территории ООО «....» (л.д.24 том 2).

**/**/**** Хиженков К.В. обратился с заявлением в адрес мэра .... о предоставлении ему земельного участка площадью 17993 +/- 94 кв.м. с кадастровым номером , для стоянки лодок и катеров, расположенного в .... до территории ООО «....» (л.д.21 том 3).

**/**/**** Хиженков В.В. обратился с заявлением в адрес мэра Иркутского .... о предоставлении ему земельного участка площадью 17993 +/- 94 кв.м. с кадастровым номером , для стоянки лодок и катеров, расположенного в .... до территории ООО «....» (л.д.22 том 4).

**/**/**** Трусков В.П. обратился с заявлением в адрес мэра Иркутского .... о предоставлении ему земельного участка площадью 17993 +/- 94 кв.м. с кадастровым номером , для стоянки лодок и катеров, расположенного в .... до территории ООО «....» (л.д.19 том 5).

**/**/**** на указанные заявления председателем КУМИ .... заявителям даны ответы о том, что администрацией .... муниципального образования принято решение о проведении аукциона по испрашиваемому земельному участку. Подписан проект постановления «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: .... до территории ООО «....». После проведения оценки будет определена дата проведения торгов земельного участка.

Полагая, что действия Администрации .... муниципального образования, выразившиеся в отказах предоставить заявителям земельный участок, находящийся по адресу: .... до границ территории ООО «....», кадастровый номер , оформленные письмами от **/**/****, являются незаконными, заявители обратились в суд с требованиями в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании действия органа местного самоуправления незаконными.

В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года № 2 (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 № 2) исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, основанием для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух условий – несоответствие ненормативного акта закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Судом установлено, что каждый из заявителей обращался с заявлением в адрес мэра .... о предоставлении земельного участка для стоянки лодок и катеров.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с указанной нормой закона органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Наличие нескольких заявок жителей .... на предоставление одного и того же земельного участка (без указания права) позволило органу местного управления принять решение о выставлении земельного участка на торги.

На основании постановления от **/**/**** мэром .... принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 17993 кв.м. с кадастровым номером , расположенного на землях населенных пунктов .... муниципального образования по адресу: .... до территории ООО «....» под стоянку катеров и лодок.

Эти действия Администрации .... муниципального образования не противоречат требованиям земельного законодательства.

Соблюдение основополагающих принципов земельного законодательства в данном случае необходимо в связи с местоположением испрашиваемого земельного участка на берегу озера Байкал.

Из материалов дела усматривается, что на сходе граждан поселка .... принято решение о выделении для организации стоянок катеров и лодок земельного участка в районе бывшего пирса от южной оконечности и до границы с территории ООО «....» местным жителям, считать недопустимым выделение этой территории каким-либо другим лицам и организациям.

Решением .... муниципального образования от **/**/**** принято решение о выделении земельного участка в районе бывшего пирса от южной оконечности и до границы с территорией ООО «....» местным жителям для организации стоянок катеров и лодок.

Довод заявителей о том, что действия Администрации .... муниципального образования противоречат решению о предоставлении заявителям, принятое на сходе граждан поселка ...., не может быть принято во внимание, поскольку сход граждан проводится для решения вопросов местного значения в поселении и подлежит обязательному исполнению на территории поселения (статья 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области» .... муниципальное образование наделено статусом сельского поселения.

Решение, принятое на сходе граждан .... муниципального образования, не является обязательным для исполнения на территории .... муниципального образования, наделенного статусом муниципального района.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.

Следовательно, правом управления и распоряжения земельными участками на территории .... муниципального образования обладает исключительно Администрация .... муниципального образования.

Поскольку установлено, что действия и решения Администрации .... муниципального образования не противоречат закону, суд не находит оснований для признания их недействительными.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления … устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод в случае, если признает заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления … обоснованным.

Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей, требование о понуждении Администрации .... муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем предоставления им указанного земельного участка, удовлетворению также не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199, главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Трускова В.П., Трускова В.П., Хиженкова В.В., Хиженкова В.В., Хиженкова В.В.

- о признании незаконными действий Администрации .... муниципального образования, выразившихся в отказах предоставить заявителям земельный участок, находящийся по адресу: .... до границ территории ООО «....», кадастровый номер , оформленные письмами от **/**/****;

    - о признании недействительным постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** о проведении аукциона по право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: .... до территории ООО «....»;

- о понуждении Администрации .... муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем предоставления земельного участка, находящегося по адресу: .... до территории ООО «....», отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья            (подпись)