РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2011 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи судья Шевченко М.В.,
при секретаре Сизых Е.А.,
с участием представителя истца Пи., представителя ответчика По.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-897/11 по иску Администрации .... муниципального образования к Глызину П.Г. о сносе самовольно возведенной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация .... муниципального образования обратилась в суд с иском к Глызину П.Г. о понуждении снести самовольные постройки - жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные на земельном участке пот адресу: ...., за счет собственных средств.
В обоснование исковых требований истец указал, что **/**/**** муниципальным инспектором по использованию и охране земель, ведущим специалистом земельного отдела администрации .... муниципального образования проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном ..... Проверкой установлено, что данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. На участке располагаются жилой дом и хозяйственные постройки, принадлежащие на праве собственности Глызину П.Г.
14 апреля 201 года Глызину П.Г. вручено Предписание № от **/**/****, в котором предложено в срок до **/**/**** снести самовольные постройки. По истечении установленного срока и до настоящего времени строения не снесены.
В нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Глызиным П.Г. возведен жилой дом на земельном участке, не предоставленном для целее строительства и без получения разрешения на строительство.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Ответчик использует земельный участок с нарушением его разрешенного использования, а именно - под строительство индивидуального жилого дома. Следовательно, жилой дом и хозяйственные постройки подлежат сносу в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Пи. исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Ответчик Глызин П.Г. в судебное заседание не явился. Его интересы представлял По., действующий на основании доверенности от **/**/****. Исковые требования он не признал, письменные возражения на исковые требования приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица – Администрации .... районного муниципального образования в судебное заседание не явился. Согласно ранее представленному письменному отзыву просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Против удовлетворения исковых требований истца не возражали.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Думы .... муниципального образования № от **/**/**** утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории .... муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2.1. указанного Положения муниципальный контроль на территории .... муниципального образования осуществляется земельным отделом администрации .... муниципального образования.
Согласно пункту 1.2. Положения муниципальный земельный контроль направлен на обеспечение соблюдения, в том числе, гражданами законодательства Российской Федерации, Иркутской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления .... муниципального образования в области земельных отношений, требований по охране и использованию земель на территории .... муниципального образования, выявление и предупреждение правонарушений в области землепользования.
**/**/**** инспектором по использованию и охране земель администрации .... муниципального образования проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном южнее ...., площадью 1900 кв.м., находящегося в собственности Глызина П.Г. Проверкой установлено, что земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. На участке возведен жилой дом, гараж, надворные постройки. В связи с выявлением нарушений земельного законодательства Глызину П.Г. внесено предписание о сносе указанных построек в срок до **/**/****. Поскольку до настоящего времени предписание Глызиным П.Г. не исполнено, Администрация .... образования обратилась с настоящим иском в суд.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вид разрешенного использования земельного участка избирается правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, находящийся в настоящее время на праве собственности у Глызина П.Г., был выделен из земель коллективно-долевой собственности ТОО «....» (Постановление Мэра .... района «О передаче в собственность и предоставлении в пользование земель ТОО «....» № от **/**/****). Вид разрешенного использования этих земель – для сельскохозяйственного производства, установлен органом местного самоуправления. Землями коллективно-долевой собственности являются пашни, сенокосы, пастбища.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до **/**/****, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 -10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Ссылка представителя ответчика По. на Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при разрешении настоящего спора не состоятельна, поскольку указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Требования к зонированию территории, определенные главой III Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Действие указанного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями (статья 1 Федерального закона).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Глызин П.Г. использует находящийся у него в собственности земельный участок не для сельскохозяйственного производства, а под индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Судом установлено, что жилой дом и надворные постройки возведены Глызиным П.Г. на земельном участке, не отведенном для этих целей. Доказательств того, что на строительство построек получены разрешения в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суду не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование истца о сносе самовольно возведенных строений подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации .... муниципального образования к Глызину П.Г. удовлетворить.
Обязать Глызина П.Г. снести жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: ...., возведенные на земельном участке с кадастровым номером №, за счет собственных средств.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья