РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2011 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Рукавишникове П.П.,
с участием представителя ответчика По.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1610/11 по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... к Союзу садоводческих некоммерческих объединений граждан .... о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по .... обратилось в суд с исковым заявлением к Союзу садоводческих некоммерческих объединений граждан .... о ликвидации Союза с его исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование исковых требований истец указал, что **/**/**** Межрайонной инспекцией МНС России № по .... зарегистрирован Союз садоводческих некоммерческих объединений граждан .... (далее – Союз) за основным государственным регистрационным номером №; место нахождения организации: ...., что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц от **/**/****; руководителем организации является По., зарегистрированная по адресу: ...., что подтверждается сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по .... от **/**/****. **/**/**** в соответствии с п.п. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон № 7-ФЗ) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по .... (далее-
Управление) в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ Союз не представил в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006, 2007, 2008, 2009 годы по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. На основании этого, **/**/**** Управлением Союзу вынесено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений в срок до **/**/****. Нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по .... № от **/**/**** налоговая и бухгалтерская отчетность Союзом с момента постановки на налоговый учет не предоставлялась. Кроме того, **/**/**** в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона № 7-ФЗ Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ Союз не представил в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2010 год по формам и в сроки, установленные 6 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — не позднее **/**/****. Таким образом, организация неоднократно, с 2006 года до настоящего времени, не исполняла обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, что в соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации. В соответствии со ст. 21 Закона № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для его ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, следовательно, ликвидация организации влечёт исключение юридического лица – некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершённой с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. На основании изложенных обстоятельств Управление, действующее в целях защиты государственных интересов, просит ликвидировать Союз и исключить его из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, представил ходатайство от **/**/**** о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо – УФНС России по .... в судебное заседание не явилось, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом обстоятельств дела суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель ответчика – председатель Союза По. исковые требования не признала в полном объёме и суду пояснила, что Союз действует с 2003года; отчитался за 2010 год, но в электронном виде; по её просьбе справку об этом не выдали в налоговой, так как сказали, что по электронной почте можно это проверить; за предыдущие годы она также отчиталась в ходе рассмотрения дела; ранее этого не делала, так как в налоговой инспекции ей пояснили, что никаких отчетов представлять не нужно в связи с тем, что в организацию никаких денежных средств не поступает. Сейчас ей готовят отчет за 2011 год, чтобы отчитаться в Налоговой инспекции; в налоговую инспекцию готова будет отчитаться примерно через 10 дней. Союз действует, садоводы нуждаются в его существовании и деятельности- Союз оказывает консультационные услуги садоводствам бесплатно в офисе, который предоставлен по договоренности бесплатно; о своих услугах Союз подаёт объявления через газету; в настоящее время вся необходимая отчетность за периоды с 2006 по 2010 годы Управлению представлена. Она никогда предупреждения не получала.
Суд, выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе Союз садоводческих некоммерческих объединений граждан ...., нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судом установлено, что Союз, действительно, не представлял своевременно отчетность по установленной форме. Однако на момент судебного заседания представителем ответчика представлены копии документов, подтверждающих исполнение обязанности по предоставлению в уполномоченный орган отчетности по установленной форме за периоды с 2006 по 2010 годы.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о выполнении ответчиком установленной законом обязанности по предоставлению уполномоченному органу необходимой отчётности, отсутствие негативных последствий вследствие неисполнения ответчиком обязанности, предусмотренной п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, а также пояснения ответчика о том, что Союз в настоящее время является действующей некоммерческой организацией, оказывающей, в соответствии с Уставом, помощь членам садоводческих некоммерческих объединений граждан в сфере ведения садоводства, суд полагает необходимым оставить исковые требования о ликвидации Союза садоводческих некоммерческих объединений граждан .... без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области о ликвидации Союза садоводческих некоммерческих объединений граждан Иркутского района и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Н.В. Лозневая