О ликвидации, об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц



Решение. Именем Российской Федерации.

    3 октября 2011 г.

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе-

    судьи Лозневой Н.В.,

     при секретаре Рукавишникове П.П.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1387/11 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... области к Фонду поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» о ликвидации, об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по .... области обратилось в суд с исковыми требованиями к Фонду поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» о ликвидации, об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований Управление указало,что **/**/**** Управлением Федеральной налоговой службы по .... зарегистрирован Фонд поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» (далее - фонд) за основным государственным регистрационным номером .

Место нахождения фонда: , .... что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от **/**/****; руководителем фонда является В., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от **/**/****. Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по .... от **/**/****, В. был зарегистрирован по месту пребывания до **/**/**** по адресу: ...., ...., в настоящее время зарегистрированным на территории .... области не значится.

?

В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд в течение трех дней не, проинформировал Управление Министерства юстиции Российской Федерации по .... (далее - Управление) об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не представил в Управление обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (сведения об адресе руководителя фонда).

**/**/**** в соответствии с п.п. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управлением в ходе изучения материалов учетного дела фонда установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фонд не представил в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за **/**/****, **/**/****, **/**/**** годы по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В связи с этим, **/**/**** Управлением фонду вынесено письменное предупреждение об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в срок до **/**/****. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения фонда: , .... вернулось в Управление с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу», что подтверждается почтовым конвертом . Нарушения законодательства до настоящего времени не устранены.

В нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд в течение трех дней не проинформировал Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не представил в Управление обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (сведения об адресе фонда).

**/**/**** в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управлением в ходе изучения материалов учетного дела фонда установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд не представил в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за **/**/**** год по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - не позднее **/**/****.

Фонд неоднократно, с **/**/**** года до настоящего времени, не исполнял обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п.п. 3, 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 2 ст. 18, п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации фонда.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Поскольку нарушения, выявленные в деятельности фонда, являются основанием для его ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 86-Г08-7 в части указания на то, что ликвидация является основанием для одновременного принятия судом решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ).

    В судебное заседание представители истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... области не явились, согласно заявлению просили дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления.

    Ответчик Фонд поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» в судебное заседание не явился; направленное в адрес ответчика уведомление ответчиком не получено.

    Учитывая, что другого адреса ответчика суду не представлено, суд считает, что предприняты все меры к извещению ответчика, а потому имеются основания для рассмотрения дела по существу в отсутствии ответчика.

    3-е лицо не заявляющее самостоятельных исковых требований Управление ФНС России по .... области согласно заявлению просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

    Изучив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Установлено, что Фонд поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» был зарегистрирован **/**/**** Управлением Федеральной налоговой службы по .... зарегистрирован) за основным государственным регистрационным номером .

Место нахождения фонда: .... что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от **/**/****; руководителем фонда является В., что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от **/**/****.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из представленных суду доказательств следует, что Фонд неоднократно, с **/**/**** года до настоящего времени, не исполняет обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п.п. 3, 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»- не представил в Управление обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (сведения об адресе руководителя фонда); не представил в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за **/**/****, **/**/****, **/**/**** годы по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; не проинформировал Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не представил в Управление обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (сведения об адресе фонда).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (вместе с "Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее **/**/**** года, следующего за отчетным.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ отчет о деятельности некоммерческой организации за **/**/**** годы по утвержденной форме должен был быть представлен в орган государственной регистрации не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Организацией отчетность по установленной форме в Управление не представляется с **/**/**** года.

Как следует из представленных суду документов, Главным управлением Министерства юстиции РФ по .... области в адрес постоянно действующего руководящего органа организации, было направлено предупреждение об устранении нарушений. Нарушение до настоящего времени не устранено.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Указанные обстоятельства в соответствии с п. 2 ст. 18, п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» явились основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации фонда, и являются основанием для принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований.

Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае ИФНС России по ....) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений, в связи с чем, требования об исключении Фонда поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... области удовлетворить- Фонд поддержки лиц отбывших наказание в местах лишения свободы «....» ликвидировать и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

    Судья: Н.В.Лозневая.