О взыскании заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 сентября 2011 года                                 г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Сорокиной Т.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1358/2011 по иску Жукова Р.Б. к Муниципальному общеобразовательному учреждению .... муниципального образования «.... средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

    Жуков Р.Б., обращаясь в суд с иском к МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа», в обоснование указал, что работает в МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» рабочим по обслуживанию зданий 3 разряда. Ставка заработной платы по 3 разряду Единой тарифной сетки составляет ~~~ рублей 80 копейки.

    С 01.01.2009 года минимальный размер оплаты труда, установленный Правительством РФ на всей территории РФ, составляет 4 330 рублей. Работодатель с апреля 2010 года и по июнь 2011 года незаконно начислял и выплачивал ему заработную плату не в полном объеме – в размере, менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

    С учетом положений ст.ст. 129, 133, 146 ч.2 ТК РФ, постановления главы администрации Иркутского района от 28.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС № 794 от 24.09.1989 г. «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», полагает, что работодатель при начислении заработной платы должен был начислять при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении норм труда следующие выплаты: оклад, доплату до МРОТ до 4330 руб. (до мая 2011 года включительно) и 4611, 00 руб. (с 01 июня 2011 года), а только затем начислять районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в южных районах Иркутской области.

    Таким образом, за период с **/**/**** по **/**/**** работодателем незаконно недоначислена и невыплачена заработная плата. За период с **/**/**** по **/**/**** недоначисленная сумма заработной платы составила ~~~, 60 руб.    Просит взыскать с ответчика МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с **/**/**** по **/**/**** в размере ~~~, 60 руб.

    В судебное заседание истец Жуков Р.Б. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    В судебном заседании представитель истца Пи., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» По. в судебном заседании иск не признал, поддержал письменный отзыв, в котором указывает, что Жукову Р.Б. оплата труда осуществляется в соответствии со штатным расписанием МОУ .... «.... СОШ» и трудовым договором по 3 разряду единой тарифной сетки ~~~, 80 руб. Ежемесячно проводилась доплата до МРОТ.

Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования Па., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что доплата, производимая для увеличения заработной платы до уровня МРОТ, по своему характеру является доплатой ко всей уже начисленной заработной плате в целях соответствия размеры зарплаты уровню МРОТ, следовательно, на эту сумму не подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка. Требование истца о начислении компенсационных выплат на заработную плату, выровненную до уровня МРОТ, фактически обязывает работодателя выдерживать уровень оклада с уровнем МРОТ. Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» была признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок, окладов, а также базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Следовательно, с 01 сентября 2007 г. работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ.

    Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

    Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ).

    В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

    В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Частью третьей статьи 133 ТК РФ (в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

На основании Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

    Как следует из ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный ст.146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (ст.147 ТК РФ), особые климатические условия (ст.148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

    В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Совета РФ от 19.02.1993 г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с Постановлением главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" для городов и районов юга Иркутской области установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 (30%).

Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

    Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей РФ. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае, исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работавших в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий работы.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные ст.ст.60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности, выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным ст.ст.146-148 ТК РФ.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и 30% надбавки к заработной плате должен составлять не менее ~~~ рублей (~~~+30%+30%).

Согласно Уставу МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, являющееся муниципальной собственностью, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, а также другие реквизиты юридического лица со своим наименованием. Учредителем МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» является .... районное муниципальное образование.

    В соответствии с трудовым договором от **/**/****, заключенным между МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» и Жуковым Р.Б., последний был принят ответчиком на работу, ему установлен должностной оклад из расчета установленной тарифной ставки 3 разряда в размере ~~~, 80 руб., районный коэффициент 30%, надбавка за работу в южных районах Иркутской области 30%, иные надбавки на основании приказа директора из надтарифного фонда.

    При исследовании судом справки начисленной истцу заработной платы за спорный период (апрель – июнь 2011 г.) установлено, что установленный законом порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

    Так, в апрель – июнь 2011 года истцом полностью отработана норма рабочего времени, что подтверждается справкой Управления образования администрации .... муниципального образования. При этом заработная плата начислена истице с применением районного коэффициента и северной надбавки исходя из отработанных нормачасов и ставки в размере 1744, 80 рубля, без повышения размера тарифной ставки до ~~~ рублей, чем нарушены права истицы на оплату труда в полном размере.

    Недоначисленная заработная плата согласно расчету составляет: за апрель 2011 г. – ~~~ рублей, мая 2011 г. – ~~~ рублей, июнь 2011 г. – ~~~, 60 руб.

    Доводы представителей МОУ .... «.... средняя общеобразовательная школа» и администрации .... не влияют на выводы суда, поскольку они сводятся к иному толкованию действующего законодательства. Включение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в состав МРОТ, о чем имеется ссылка в письменных отзывах, упраздняет гарантию повышенной оплаты труда лицам, работающим в регионах с неблагоприятными климатическими условиями и противоречит закону.

        В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

    Исковые требования Жукова Р.Б. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за последующие периоды – апрель, май, июнь 2011 г. на общую сумму ~~~, 60 рублей предъявлены в суд в пределах установленного законом срока, и подлежат удовлетворению.

        В соответствии со ст. 89 ГПК РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Жукова Р.Б. удовлетворить.

    Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения .... муниципального образования «.... средняя общеобразовательная школа» в пользу Жукова Р.Б. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с **/**/**** по **/**/**** в размере ~~~, 60 руб. (~~~ рубля шестьдесят копеек).

    Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения .... муниципального образования «.... средняя общеобразовательная школа» в доход государства государственную пошлину в размере ~~~ руб. 50 коп. (~~~).

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение 10 дней.

    Судья: