Об обязании МОУ ДОД ИРМО `Малоголоустенская детская школа искусств` получить лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельство о госудаоственной аккредитации.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года          г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.,

при секретаре Абрамян М.Е.,

с участием старшего помощника прокурора .... Семеновой Е.Н.,

представителя ответчика МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» По.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1645/11 по иску

ПРОКУРОРА .... в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» об обязанности получить лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Иркутского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц несовершеннолетних с иском к МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств», указав, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств». В ходе проведенной проверки установлено, что МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» осуществляет свою деятельность без лицензии. Срок действия лицензии в указанном муниципальном образовательном учреждении истек **/**/****, свидетельство о государственной аккредитации отсутствует.

Статья 43 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на образование, образование является одним из основных неотъемлимых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей.

В силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности», ч. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», п.13 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пунктом 14* Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» предусмотрено, что учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со ч. 17 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании, п. 14 * Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.

Таким образом, в результате своевременного неполучения лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации нарушаются права несовершеннолетних, которые обучаются в МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» в настоящее время и могут получать образование в данном учреждении в будущем; на образование, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Определить круг лиц, чьи права нарушаются и могут быть нарушены в результате осуществления образовательной деятельности в отсутствие лицензии на образовательную деятельность и привлечь их к участию в процессе в качестве истцов невозможно, так как ежегодно количество лиц, поступивших в МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» для обучения изменяется, определить лиц, желающих обучаться в МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» в будущем так же не представляется возможным.

Просит:

Обязать МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» получить лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации.

В судебном заседании старший помощник прокурора .... Семенова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика директор МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» По. исковые требования признала, последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему были разъяснены и понятны. Суду пояснила, что в течение всего **/**/**** года ведутся ремонтные работы в здании школы. Школа располагается в старом здании, которое находится в аварийном состоянии. Новое здание школы еще не построено. Все возможные меры к скорейшему проведению ремонта они прилагают. После осуществление ремонта здание будет передано им в оперативное управление.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Администрации .... районного муниципального образования в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что для получения лицензии на образования в МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» осуществляются следующие мероприятия: проведена геодезия земельного участка, на территории которого расположена МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств»; подготавливаются документы для перевода данного земельного участка в земли населенного пункта; в течение 2011 г. ведутся необходимые ремонтные работы, после чего здание будет передано в оперативное пользование.

Таким образом, понуждение образовательного учреждения получить лицензию в судебном порядке не требуется. Лицензия будет получена добровольно.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Управления образования Администрации .... района в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания были уведомлен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, которое не противоречит закону, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Согласно ст.12 ч.4 п. 8 Закона РФ «Об образовании» к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей.В соответствии со ст.26 ч.2 Закона РФ «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и др., согласно ст. 17 указанного закона при осуществлении образовательной деятельности необходимо наличие лицензии.

Согласно ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В соответствии с п.5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Пунктом 14* Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» предусмотрено, что учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со ч. 17 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании, п. 14 * Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.

Судом установлено, что в нарушение приведенных правовых норм Закона МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств», руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляют образовательную деятельность, не имея необходимой лицензии на ведение образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации.

Фактическое осуществление ответчиком образовательной деятельности без лицензии и свидетельства о государственной аккредитации подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Лицензия от **/**/**** была выдана МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» сроком до **/**/****, и в настоящее время недействительна, свидетельство о государственной аккредитации вообще отсутствует.

Невыполнение требований Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» директором как должностным лицом влечет за собой нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц на образование.

При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению требование прокурора .... об обязанности МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» получить лицензию на ведение образовательной деятельности, и свидетельство о государственной аккредитации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ПРОКУРОРА Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МОУ ДОД ИРМО «Малоголоустненская детская школа искусств» об обязанности получить лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей .... муниципального образования «Малоголоустненская детская школа искусств» получить лицензию на ведение образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение 10 дней с момента вынесения окончательного текста решения.

.

Судья                                    Л.В. Горбачук