Об обязании МОУ ИРМО `Оекская детская музыкальная школа` получить лицензию на ведение образовательной деятельности.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года          г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.,

при секретаре Абрамян М.Е.,

с участием старшего помощника прокурора .... Семеновой Е.Н.,

представителя ответчика МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» По.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1646/11 по иску

ПРОКУРОРА .... в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» об обязанности получить лицензию на ведение образовательной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор .... обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц несовершеннолетних с иском к МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа», указав, что прокуратурой .... проведена проверка исполнения законодательства об образовании в МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа». В ходе проведенной проверки установлено, что МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» осуществляет свою деятельность без лицензии. Срок действия лицензии в указанном муниципальном образовательном учреждении истек **/**/****.

В связи с этим право на ведение образовательной деятельности и льготы у МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» отсутствуют.

Статья 43 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого гражданина на образование, образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей.

В силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности», ч. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», п. 13 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Таким образом, в результате своевременного неполучения лицензии на осуществление образовательной деятельности нарушаются права несовершеннолетних, которые обучаются в МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» в настоящее время и могут получать образование в данном учреждении в будущем; на образование, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Определить круг лиц, чьи права нарушаются и могут быть нарушены в результате осуществления образовательной деятельности в отсутствие лицензии на образовательную деятельность и привлечь их к участию в процессе в качестве истцов невозможно, так как ежегодно количество лиц, поступивших в МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» для обучения изменяется, определить лиц, желающих обучаться в МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» в будущем так же не представляется возможным.

Просит:

- Обязать МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» получить лицензию на ведение образовательной деятельности.

В судебном заседании старший помощник прокурора .... Семенова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика директор МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» По. исковые требования признал, последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему были разъяснены и понятны. Суду пояснил, что документы на земельный участок у них уже оформлены. Они находятся на стадии подачи документов для получения соответствующих заключений в контролирующих органах. У них была проведена вода, и есть проблема в том, что нужно сделать еще один туалет по санитарным нормам, поскольку должен быть отдельный туалет для взрослых и отдельный туалет для детей.

Представитель 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Администрации .... районного муниципального образования в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что для получения лицензии на образования в МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» осуществляются следующие мероприятия: **/**/**** были внесены изменения в Устав (изменен почтовый адрес, в связи с уточнением нумерации жилых домов и изменено название Устава вместо МОУ ДОД .... «Оекская ДМШ» - МОУ ДОД ИРМО «Оекская ДМШ»); в **/**/**** г. было издано распоряжение КУМИ .... о закреплении на праве оперативного управления за МОУ ДОД ИРМО «Оекская ДМШ» нежилое помещение и продлен коллективный договор оперативного управления сроком на два года до **/**/****; **/**/**** выдано положительное заключение от пожарного надзора; в течение **/**/**** г. ведутся необходимые работы: косметический ремонт, приобретение различного рода товаров, устраняются замечания Роспотребнадзора, подготавливается документация о поставке на кадастрово-земельный учет. Таким образом, понуждение образовательного учреждения получить лицензию в судебном порядке не требуется. Лицензия будет получена добровольно.

Представители 3-его лица на стороне ответчика без самостоятельных исковых требований Управления образования Администрации .... района в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, которое не противоречит закону, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Согласно ст. 12 ч. 4 п. 8 Закона РФ «Об образовании» к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей.

В соответствии со ст.26 ч.2 Закона РФ «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и др., согласно ст.17 указанного закона при осуществлении образовательной деятельности необходимо наличие лицензии.

Согласно ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Судом установлено, что в нарушение приведенных правовых норм Закона МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа», руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляют образовательную деятельность, не имея необходимой лицензии на ведение образовательной деятельности.

Фактическое осуществление ответчиком образовательной деятельности без лицензии подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Лицензия от **/**/**** была выдана Закона МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» сроком до **/**/****, и в настоящее время недействительна.

Невыполнение требований Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» директором как должностным лицом влечет за собой нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц на образование.

При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению требование прокурора .... об обязанности МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» получить лицензию на ведение образовательной деятельности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ПРОКУРОРА .... в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МОУ ДОД ИРМО «Оекская детская музыкальная школа» об обязанности получить лицензию на ведение образовательной деятельности - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей .... муниципального образования «Оекская детская музыкальная школа» получить лицензию на ведение образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение 10 дней с момента вынесения окончательного текста решения.

.

Судья                                    Л.В. Горбачук