РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2011 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шевченко М.В., при секретаре Сизых Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора .... Семеновой Е.Н., представителя Администрации .... муниципального образования М.В., Главного государственного инспектора .... по пожарному надзору Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1474/2011 по иску прокурора .... в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации .... муниципального образования об обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории .... муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор .... обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации .... муниципального образования о понуждении устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории .... муниципального образования, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой .... проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в .... муниципальном образовании, в состав которого входят: ....
Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В нарушение вышеназванных требований законодательства о пожарной безопасности, а также Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) администрацией .... муниципального образования, согласно Акту проверки от **/**/**** №, выявлены следующие нарушения, в том числе подлежащие устранению в срок до **/**/**** (предписание № от **/**/****), а именно:
- территории всех населенных пунктов .... муниципального образования не обозначены знаками (указателями) пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 90), а также не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114);
- территории населенных пунктов - .... не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ППБ 01-03 п. 21);
- водонапорные башни в ...., ...., .... не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03 п. 95);
- не произведен ремонт пожарного водоема МУК КСЦ .... муниципального образования в .... (ППБ 01-03 п. 94).
По факту ненадлежащего противопожарного водоснабжения в .... прокуратурой района в адрес главы .... муниципального образования **/**/**** внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора .... Семенова Е.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика .... муниципального образования М.В. исковые требования признал частично и указал, что водонапорные башни оборудованы устройствами для заправки пожарных автомобилей, устройства в исправном состоянии, вода в емкостях имеется; водонапорная башня по ...., в .... в неисправном состоянии из-за выхода из строя глубинного насоса; территории всех населенных пунктов Большереченского муниципального образования не обозначены знаками (указателями) пожарной безопасности, а также обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Представитель Отдела надзорной деятельности по .... Р.Г. пояснил, что использование локальной системы оповещения в целях выполнения п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно оповещение населения о пожаре не допускается. Из всех перечисленных нарушений требований пожарной безопасности Администрацией .... муниципального образования добровольно исполнено требование прокурора: водонапорные башни в ...., ...., .... приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года, оставшиеся исковые требования не исполнены.
Нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей .... муниципального образования, так и случайно оказавшихся граждан на территории .... муниципального образования, в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, основными функциями которого являются в том числе разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В судебном заседании установлено, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора .... по пожарному надзору № от **/**/**** проведены проверка на территории, в зданиях и сооружениях .... речка, ...., ...., ..... По результатам проверки в адрес Администрации .... муниципального образования **/**/**** внесено представление об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.10-11). Срок для устранения нарушений предоставлен – до **/**/****.
**/**/**** указанное представление вручено для исполнения Главой Администрации .... муниципального образования Ю.Р.
Из представления следует, что в случае несогласия с указанными нарушениями обязательных требований пожарной безопасности и (или) сроками их устранения физические лица и юридические лица в трехмесячный срок вправе обжаловать представление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов, должностных лиц.
Предписание Главного специалиста ОНД по .... от **/**/**** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности Администрацией .... муниципального образования не оспорено.
Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от **/**/**** № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
**/**/**** на основании Распоряжения Главного государственного инспектора .... по пожарному надзору Р.Г. № 106 от **/**/**** проведена проверка в отношении .... муниципального образования выявлены факты неисполнения предписания от **/**/****. По результатам проверки составлен акт от **/**/**** № 106 (л.д.7-9), из которого следует, что Администрацией .... муниципального образования не устранены следующие нарушения:
- территории населенных пунктов - .... не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ППБ 01-03 п. 21);
- территории всех населенных пунктов .... муниципального образования не обозначены знаками (указателями) пожарной безопасности (ППБ 01-03 п. 90), а также не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114);
- водонапорные башни в р....., ...., .... не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (ППБ 01-03 п. 95);
- не произведен ремонт пожарного водоема МУК КСЦ .... муниципального образования в р..... (ППБ 01-03 п. 94).
Невыполнение Администрацией .... муниципального образования требований противопожарной безопасности и явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что ответчиком добровольно исполнено требование о пожарной безопасности в .... муниципальном образовании о приспособлении водонапорных башен в ...., ...., ...., для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
Эти обстоятельства подтверждаются актом проверки водонапорных башен на предмет оборудования устройством для заправки пожарных машин от **/**/**** за №.
В судебном заседании Главный государственный инспектор .... по пожарному надзору Р.Г. пояснил, что по указанному нарушению претензий к Администрации .... муниципального образования не имеется.
В настоящее время ответчиком не исполнены требования о пожарной безопасности:
- об установке в населенных пунктах – ...., .... .... муниципального образования средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также знаков (указателей) пожарной безопасности;
- об обеспечении территории населенных пунктов - .... источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров;
- о проведении ремонта пожарного водоема МУК КСЦ .... муниципального образования в .....
Суд считает необходимым требования прокурора в этой части удовлетворить.
Довод представителя ответчика о том, что в качестве звуковой сигнализации на случай пожара в .... может быть использована звуковая сигнализация ЗАО «....» и, следовательно, нет необходимости устанавливать другую звуковую сигнализацию, является несостоятельным.
Объект надзора ЗАО «....» в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» относится к опасному производственному объекту и внесен в перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории .....
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, необходимо устройство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
Нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплен перечень задач в области гражданской обороны (статья 2), в частности, оповещение населения об опасностях, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, использование данной локальной системы оповещения в целях выполнения требований пункта 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно оповещение населения о пожаре, не допускается.
Представителем Администрации .... муниципального образования заявлен довод о том, что нет необходимости обеспечивать .... источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, поскольку в указанных населенных пунктах численность жителей составляет менее 50 человек и застройка зданий – не более 2 этажей.
В обоснование указанного довода представителем ответчика представлены справка Отдела государственной статистики в .... от **/**/**** № о численности населения Большереченского муниципального образования по состоянию на 2010 год. Из справки усматривается, что численность населения .... составляет 21 человек, в .... -9, в .... – 6.
Из акта комиссии от **/**/**** следует, что этажность жилых домов, социальных, административных и промышленных зданий в этих населенных пунктах не превышает 2 этажей.
Согласно пункту 2 примечаний к разделу 4 «Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению» Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 178, допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение в населенных пунктах с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Суд соглашается с доводами представителя истца Семеновой Е.Н. и Главного государственного инспектора .... по пожарному надзору Р.Г. о том, что эта норма свода правил указывает на возможность не применения противопожарного водоснабжения, однако с учетом нахождения вблизи указанных населенных пунктов садоводств, лесных массивов, обеспечение .... источниками наружного противопожарного водоснабжения является необходимой мерой. Кроме того, пункты 12,14, 16 предписания от **/**/****, указывающие на эти нарушения, Администрацией .... муниципального образования не обжалованы.
Нарушения требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как жителей .... муниципального образования, так и случайно оказавшихся граждан на территории .... муниципального образования, в случае возникновения пожара.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора .... удовлетворить частично.
Обязать администрацию .... муниципального образования устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории Большереченского муниципального образования, а именно:
- в населенных пунктах - ...., .... .... муниципального образования установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а также знаки (указатели) пожарной безопасности;
- обеспечить территорию .... источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров;
- произвести ремонт пожарного водоема МУК КСЦ .... муниципального образования, расположенного по адресу: р......
В удовлетворении исковых требований об обязанности Администрации .... муниципального образования приспособить водонапорные башни в ...., ...., ...., для отбора воды пожарной техникой в любое время года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись)