Решение.
Именем Российской Федерации.
24 января 2012 года
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи: Лозневой Н.В.,
при секретаре: Рукавишникове П.П.,
с участием :
представителя заявителя Пи.,
представителя Администрации .... районного муниципального образования Па.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-207/2012 по заявлению Аполинской Г.И. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату; о возложении обязанности принять решение по предоставлению земельного участка в собственность за плату,
установил:
Аполинская Г.И. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ и просит суд признать незаконным отказ администрации .... муниципального образования в предоставлении земельного участка, площадью 2000 кв.м. по адресу: ...., кадастровый. номер №,в собственность, за плату, для строительства индивидуального жилого дома, изложенный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом .... муниципального образования от **/**/**** №; обязать администрацию .... муниципального образования, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении земельного участка, площадью 2000 кв.м., по адресу: .... номер №, в собственность, за плату, для строительства индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований Аполинская Г.И. указала, что она относится в соответствии с п. 11 ст. 13, п.9 ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
**/**/**** она обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом .... муниципального образования с заявлением о предоставлении в соответствии с положениями п. 11 ст. 13, п. 9, ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанного выше. К заявлению были приложены необходимые документы.
**/**/**** Комитетом было выдано письмо от **/**/**** № за подписью и.о. председателя Комитета Пк. с сообщением о том, что предоставление земельного участка осуществляется за плату, на торгах. А порядок предоставления регулируется ст. 38 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков...».
Аполинская Г.И. считает, что данный отказ нарушает права Заявителя, гарантируемые ему ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которой она имеет право на внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов., отказ является незаконным, создает препятствия в реализации конституционных гражданских прав.
В судебное заседание Аполинская Г.И. не явилась; согласно заявлению просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель заявителя Пи. заявленные требования поддержал и суду дополнительно пояснил, что Аполинская хочет получить в собственность земельный участок; понимает, что в соответствии с Федеральным законом №, ст. 17, она может получить участок только за плату, но не с аукциона, так как торги в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не проводятся. Участок, на который Аполинская претендует, является свободным. Ранее заявитель не воспользовалась имеющимся у неё правом на получение земельного участка, ей необходим земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Представитель администрации .... Муниципального образования Па. с заявленными требованиями не согласилась и суду пояснила, что она не оспаривает, что заявителю законом гарантировано внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов, так как Аполинской предъявлено удостоверение № от **/**/**** о том, что она является лицом, добровольно выехавшим из зоны отселения и из зоны проживания в 1986 году и в последующие годы, что подтверждает её права на получение льготы, предусмотренной п.9. ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 - внеочередное получение земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38:1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Таким образом, законом предусмотрена возможность предоставления земельного участка в собственность без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на аукционе.
Внеочередной порядок предоставления земельных участков в собственность за плату законодательно не урегулирован.
При таких обстоятельствах, администрация была вправе отказать в предоставлении земельного участка заявителю со ссылкой на ст.38 ЗК РФ.
При этом, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении участка не вправе руководствоваться "Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008), поскольку такой акт не является обязательным к применению при осуществлении органами местного самоуправления, возложенных на него полномочий.
Следует учесть, что предоставлению участка предшествует процедура постановки его государственный кадастровый учет. Спорный участок не поставлен на кадастровый учет, а следовательно не является объектом земельных правоотношений.
с
Выслушав объяснения представителя заявителя-Пи., представителя администрации .... Па., изучив и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные требования необходимо удовлетворить, так как вследствие отказа в первоочередном предоставлении земельного участка в собственность за плату, без торгов, права Заявителя, гарантированные ему ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются нарушенными.
Установлено, что Аполинская Г.И., является лицом, имеющим право в соответствии с п. 9 ст. 17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на внеочередное получение земельного участка и приобретение строительных материалов для строительства индивидуального жилого дома.
Желая реализовать свое право на внеочередное получение земельного участка, Аполинская Г.И. **/**/**** обратилась в администрацию ....
**/**/**** ею получен ответ на свое заявление, из которого следует, что Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату (на торгах). Порядок предоставления земельных участков за плату регулируется cт. 38 Земельного Кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся государственной или муниципальной собственности земельных участков и права на заключение договоров аренды таких земельных участков". В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами торги по продаже земельного участка будут открытыми по составу участников, в связи с чем, при условии соблюдения установленных законодательством требований, Аполинская Г.И. имеет право стать участником торгов. Бесплатно могут предоставляться земельные участки в собственность граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. В настоящее время на территории .... действует закон от **/**/**** №оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», в котором установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка.
Вместе с тем, указав заявителю, что она может получить в собственность участок только на торгах, КУМИ .... не учтены требования, содержащиеся в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ», которые аналогичны ст. 17 п.9 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые предоставляют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводствам Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Таким образом, инвалиды в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства платно и без проведения торгов в собственность или аренду.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.
При таких обстоятельствах, отказ администрации .... МЛ в первоочередном предоставлении заявителю земельного участка в собственность за плату, без торгов, является незаконным, нарушающим права заявителя и создающим препятствия в реализации конституционных гражданских прав.
Содержащийся в отказе КУМИ .... довод об условиях предоставления участка в собственность бесплатно не может быть взят во внимание, так как Аполинская Г.И. не требует предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно.
Действительно, наличие у Аполиной Г.И. права на первоочередное получение земельного участка не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по её требованию любой произвольно выбранный ею земельный участок.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства, возложены на администрацию .... МО.
Заявляя отказ в удовлетворении заявленных требований, администрацией не представлено доказательств, что Аполинская Г.И. не может получить в собственность земельный участок площадью 2000 кв.м., указанный заявителем, за плату без проведения торгов, тогда как заявителем представлены доказательства, что указанный земельный участок является свободным, расположен на землях населенных пунктов.
То обстоятельство, что земельный участок в настоящее время не прошел государственный кадастровый учет, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку удовлетворение заявленных требований не исключает применения порядка, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в связи с чем, указанный в ст. 29 ЗК РФ порядок формирования земельного участка должен быть соблюден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
Заявленные требования Аполинской Г.И. удовлетворить- признать незаконным отказ администрации .... муниципального образования в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу- ...., площадью 2000 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома;
Обязать администрацию .... муниципального образования в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 2000 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу- .....
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд.
Судья: Н.В.Лозневая.