Решение.
Именем Российской Федерации.
21 февраля 2012 г. г.Иркутск.
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
судьи Лозневой Н.В.,
при секретаре Рукавишникове П.П.,
с участием:
представителя истца Пи5.,
представителя ответчика администрации .... района Пар.,
представителей ответчика администрации г..... Паг1., Паг2.,
представителей 3-го лица не заявляющего самостоятельных исковых требований ООО «....» Пи6., Пт1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-215/12 по иску прокурора ...., действующего в интересах жителей ...., к администрации .... муниципального образования, администрации .... о признании незаконным бездействия администрации .... муниципального образования, о возложении обязанности на администрацию .... муниципального образования провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, передать жилой дом муниципальному образованию «....», о возложении обязанности на администрацию .... принять жилой дом,
установил:
Прокурор .... района г. .... обратился в суд .... в порядке ст. 45 ГПК РФ, с исковыми требованиями в интересах жителей дома № ...., к администрации .... районного муниципального образования, администрации г. .... и просит суд :
-признать незаконным бездействие Администрации .... районного муниципального образования, не исполнивших обязанность, предусмотренную ст. 161 ЖК РФ по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого дома, расположенного по адресу: ....;
-обязать Администрацию .... районного муниципального образования провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого дома, расположенного по адресу: ....;
-признать незаконным бездействие Администрации .... районного муниципального образования, не исполнившей требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче жилого дома, расположенного по адресу: .... муниципальному образованию «№»;
-обязать Администрацию .... районного муниципального образования исполнить требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче жилого дома, расположенного по адресу: .... муниципальному образованию «....»;
-обязать Администрацию .... принять жилой дом, расположенный по адресу: .....
В обоснование исковых требований Истец указал, что по факту обращения жителей дома .... была проведена проверка по факту ненадлежащего содержания общего имущества дома.
В ходе проверки было установлено, что указанный дом находится на балансе Администрации .... районного муниципального образования. Из 8-ми квартир,
в которых проживают граждане: 6 квартир находится в собственности физических лиц, 2- относятся к имуществу .... районного муниципального образования.
Содержание дома находится в неудовлетворительном состоянии, сроки подключения к теплоснабжению в соответствии с постановлением мэра .... М. от **/**/**** № «О начале отопительного сезона 2011-2012гг.» сорваны.
Элеваторный узел, расположенный в подвале .... и снабжающий теплом жилой дом по адресу: .... не относится к общему имуществу многоквартирного дома № .... элеваторный узел не значится так же и в реестре имущества ОАО «....». Элеваторный узел находится в аварийном состоянии., На протяжении нескольких лет жители дома по .... самовольно с начала отопительного сезона подавали тепло в свой дом и отключали тепло по окончанию отопительного сезона, не подготавливая и не предъявляя тепловую установку (элеваторный узел) в теплоснабжающую организацию.
**/**/**** произошла авария на участке тепловых сетей в районе домов, расположенных по адресу: ..... Указанный тепловой пункт был затоплен, имелась наледь на окнах жилых помещений, в квартирах -повышенная влажность воздуха. Дом, расположенный по адресу: ...., находится в управлении ОАО «.... ....».
В нарушение ст.ст. 161, 163 Жилищного кодекса РФ, требований ФЗ от 06.10.2003г N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", способ управления домом, расположенным по адресу: ...., не выбран, постоянная готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, никем не обеспечивается, влечет отрицательные последствия.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к местам общего пользования относятся помещения в жилом доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе инженерные коммуникации (системы), предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома. При этом инженерными системами согласно п. 12,13 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 (далее Положение), относится электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция. Кроме того, согласно п. 13 указанного Положения инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Согласно п.3 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселений
относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Обязанность органов местного самоуправления по содержанию общего имущества многоквартирного дома, относящегося к муниципальной собственности, вытекает из содержания ст. 19, 30 ЖК РФ, а также ст. 210 ГК РФ. Частью 3 ст. 158 ЖК РФ установлено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Данная норма конкретизирует положения ст. 210 ГК РФ. Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме. При этом управляющая компания в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за соблюдение действующего законодательства при обслуживании и управлении домом.
Неисполнение обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, непринятие мер по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества, отсутствие отопления, горячего водоснабжения, неисправность системы водоотведения, электроснабжения нарушает права жильцов дома на жилище, на охрану здоровья (ст. 40,41 Конституции РФ), ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в указанном жилом доме, в период отопительного сезона, когда температура наружного воздуха опускается ниже - 30 градусов, когда граждане в связи с отсутствием отопления вынуждены использовать электрообогреватели для отопления жилых помещений, что может привести в связи с ненадлежащим состоянием системы электроснабжения к возникновению пожара.
По информации .... районного муниципального образования, ремонтные работы на аварийном участке не велись по причине отсутствия договорных отношений с организацией, осуществляющей ремонтные работы, а так же отсутствия финансирования со стороны собственника имущества. Поскольку дом .... находится на балансе .... муниципального образования, управление данным домом не осуществляется, меры к устранению аварии
не предпринимались длительное время в связи с Отсутствием договорных отношений с организацией - подрядчика. Непринятие мер со стороны собственника помещения, направленных на устранение негативных последствий аварийной ситуации в холодное время года, существенно нарушило права граждан, как граждан, проживающих на первом этаже 8-го подъезда .... (нанесен урон имуществу граждан), так и жителей ...., лишив тепла в холодное время на длительное время, чем нарушено право на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, которые должны предоставляться согласно ст. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 г., бесперебойно.
По данному факту прокурором района **/**/**** внесено представление мэру .... муниципального образования об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления прокурора .... жителям .... разъяснен порядок выбора управляющей компании. **/**/**** состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. На общем собрании собственников принято решение выбрать в качестве управляющей организации ООО «....» и заключить с ней договор управления МКД, включая выполнение работ по содержанию и ремонту по содержанию и ремонту общего имущества МКД и по предоставлению коммунальных услуг. Однако, до настоящего времени управляющая компания не выбрана, ООО «....» отказалась от управления данным домом, обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей компании в соответствии со ст. 160 ЖК Администрацией .... районного муниципального образования не исполнена.
В нарушение норм ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закона Иркутской области от 16 мая 2008 г. N 14-03 "О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества" жилой дом, расположенный по адресу: .... в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Администрацией .... районного муниципального образования не передано муниципалитету- муниципальному образованию ..... Устранение нарушений норм указанного законодательства обеспечит восстановление прав жителей .... на предоставление соответствующих коммунальных услуг тепло-, водоснабжения, водоотведения надлежащего качества, где они проживают.
Отсутствие отопления, горячего водоснабжения, неисправность системы водоотведения влечет развитие грибка, плесени, сырости в местах общего пользования (коридорах, общих туалетных комнатах) в связи с чем, грибок и плесень появляются и в жилых помещениях, кроме того, неисправное состояние инженерных систем влечет появление насекомых, блох, комаров, грызунов. Неисправность системы электроснабжения может привести в случае замыкания или большой нагрузки на электропроводку в период холодов к возникновению пожара. При таких условиях может ухудшиться состояние здоровья как жителей ...., нарушаются права указанных лиц на жилище, охрану здоровья.
Согласно определению .... районного суда .... от **/**/**** настоящее дело передано по подсудности в Иркутский районный суд Иркутской области.
В ходе рассмотрения дела в Иркутском районном суде к участию в деле привлечено ООО «....» в качестве 3 –го лица не заявляющего самостоятельных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца Пи5. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, однако, устно пояснила, что требования в отношении жилого дома № по .... заявлены необоснованно, так как муниципальному образованию «....» должны быть переданы 2 квартиры, находящиеся в собственности администрации ...., поскольку остальные квартиры находятся в собственности физических лиц.
Представитель ответчика администрации .... районного МО Пар. исковые требования не признала и суду пояснила, что **/**/**** собственниками помещений в жилом доме № .... проведено собрание. Согласно протоколу общего собрания № от **/**/**** собственниками принято решение:
выбрать в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией; выбрать в качестве управляющей компании управляющую организацию ООО «....» с последующим заключением договора, включая выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с ч.4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При наличии решения собственников жилых помещений дома № по .... ( протокол № от **/**/****) которое не реализовано, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по истечении года с момента принятия такого решения.
Таким образом, конкурс может быть проведен не ранее мая 2012 года, проведение конкурса ранее указанного срока будет противоречить ст. 161 ЖК РФ.
Считает, что ч.4 ст. 161 ЖК РФ не обязывает проводить открытый конкурс органом местного самоуправления, в собственности которого находится жилой дом. Конкурс должен проводить орган местного самоуправления, т.е. орган, к чьей территориальной принадлежности относится данный дом (администрация ....). Администрацией ведется работа по передаче имущества в собственность муниципального образования «....».
В абзаце 4 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно абз.12 ч.11.1 ст. 154 упомянутого Закона орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность, (абз.9 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В силу абз.11 ч.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Перечень имущества, подлежащего передаче, формируется в соответствии с порядком, предусмотренном Законом Иркутской области от 16.05.2008 N 14-оз "О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества"
**/**/**** КУМИ .... обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации .... с просьбой принять имущество (в том числе кв.№ по ....) из муниципальной собственности .... в муниципальную собственность .....
**/**/**** Комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации .... дан ответ, в котором Комитет сообщает, что для передачи имущества необходимо:
Согласовать с администрацией города .... перечень имущества, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность ....;
Направить согласованный перечень имущества в уполномоченный орган государственной власти .... для принятия правового акта о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между .... муниципальным образованием и ....;
После принятия данного правового акта направить передаточный акт в администрацию .... для утверждения.
При этом, для согласования с администрацией .... перечня имущества, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность ...., необходимо представить в КУМИиПР следующие документы на каждую неприватизированную квартиру (№):
выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче имущество, выданную не ранее чем за один месяц до ее предоставления;
технический и кадастровый паспорт;
справку о балансовой и остаточной стоимости.
Во исполнение указанного письма администрацией проведена следующая работа: изготовлен кадастровый паспорт на квартиру № по ....; **/**/**** в Управление Росреестра по .... сданы документы на государственную регистрацию права собственности .... муниципального образования на № ....; **/**/**** право собственности на квартиру № зарегистрировано Управлением Росреестра по ...., что подтверждается свидетельством о регистрации права от **/**/**** №; **/**/**** получен кадастровый паспорт на квартиру №; **/**/**** в Управление Росреестра по .... сданы документы на регистрацию права собственности .... муниципального образования на № по ....
В настоящее время председатель КУМИ .... направил письмо зам.председателя КУМИиПР уведомление о принятии жилых домов в муниципальную собственность .....
Представители ответчика администрации .... Паг1., Паг2. исковые требования не признали, пояснив, что прокурор .... необоснованно предъявил требования об обязании передать спорный многоквартирный жилой дом муниципальному образованию «город ....», поскольку у администрации .... муниципального образования нет права распоряжаться имуществом, находящимся в собственности физических лиц (6 квартир), так как в собственности .... находится только 2 квартиры.
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность регулируется федеральным законом от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральными законом от 22.08.2004 г. № 122-фз «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ», законом Иркутской области от 16.05.2008 N 14-оз «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества».
В п. 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрены процедура и порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, в том числе находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами и вновь создаваемыми поселениями.
Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Правовое толкование п.11ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении 30.06.2006 N 8-П и определении от 04.12.2007 N 828-О-П и предусматривает обязательное установление волеизъявления органов муниципальных образований на передачу и прием передаваемого имущества.
Виды имущества, подлежащего передаче, определены в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законом Иркутской области от 16.05.2008 N 14-оз «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества» предусмотрен порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче.
Таким образом, предусмотрен порядок принятия имущества, установленный вышеуказанными правовыми актами.
В случае соблюдения установленного порядка оснований у администрации .... к отказу в принятии имущества не будет.
Представители 3-го лица не заявляющего самостоятельных исковых требований ООО «....» Пт2., Пт1. исковые требования в части обязания проведения конкурса поддержали частично, и далее Пт1. суду пояснила, что у муниципального образования появится обязанность по проведению конкурса по выбору управляющей компании по истечении 1 года со дня проведения жильцами дома общего собрания, которое было проведено **/**/****. В соответствии с решением собственников от **/**/****, ими выбрана в качестве управляющей компании ООО «....», которая не отказывается принять дом на обслуживание.
Выслушав представителя истца Пи5., представителя ответчика .... Иркутского района Пар., представителей ответчика .... г.Иркутска Паг1., Паг2., представителей -го лица не заявляющего самостоятельных исковых требований ООО «....» Пт2., Пт1., изучив и оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 56,67, 249 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о признании незаконным бездействия .... Иркутского районного муниципального образования по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению жилым домом, расположенным по адресу- Иркутск, .... имевшем место до **/**/****, поскольку администрацией не исполнена обязанность, предусмотренная ст.ст. 161, 163 ЖК РФ, чем нарушены права лиц, проживающих в доме № по .....
При этом, суд не может взять во внимание возражения ответчика-администрации .... районного МО, что обязанность по проведению открытого конкурса должна быть возложена на муниципальное образование, на территории которого расположен жилой дом.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» определено, что с 01.01.2007г. органы местного самоуправления проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом ч.1 ст.209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 14, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения этих поселений.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
В соответствии ч1ст.18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"),Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 определен порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Поскольку в соответствии с законом .... «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества», спорное имущество не передано в собственность иному муниципальному образованию, все обязанности по обеспечению сохранности и эффективному использованию муниципальной собственностью возложены на администрацию .....
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
Принимая во внимание, что администрацией .... районного муниципального образования не представлено доказательств, опровергающих доводы заявленных требований, а также, учитывая вышеприведенные законоположения, суд находит требования прокурора обоснованными.
При этом суд учитывает, что ст.18 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести указанный конкурс до 1 мая 2008 года, в то время как настоящее дело рассматривается в январе 2011 года (то есть почти через 3 года после установленной Законом даты).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 той же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, из положений действующего жилищного законодательства следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом либо если такое решение не реализовано.
Как следует из материалов дела, **/**/**** общим собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: .... по вопросу о выборе способа управления данным домом было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом-управление управляющей организацией ООО «....», с которой должны были заключить договор на управление этим же домом.
Указанное решение не признано судом недействительным.
Как пояснила представитель ООО «....» Пт1.- ООО «....» не отказывала жильцам в заключении с ними договора на управление и обслуживание жилым многоквартирным домом.
Таким образом, суд считает, что в настоящее время отсутствуют основания для возложения обязанности на .... Иркутского районного муниципального образования по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации жилого дома, расположенного по адресу- ....
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность регулируется федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральными законом от 22.08.2004 г. № 122-фз «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ», законом Иркутской области от 16.05.2008 № 14-оз «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества».
Установлено, что администрация .... районного МО, на балансе которой находится жилой дом по вышеуказанному адресу вплоть до июня 2011 года не принимала мер к передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность муниципального образования «....». Как следует из представленных суду доказательств, только **/**/**** председатель КУМИ .... обратился в филиал ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» с просьбой организовать и провести техническую инвентаризацию объекта недвижимого имущества – квартиры № в доме № по ....; и с указанного периода времени администрация начала вести подготовительную работу, без выполнения которой имущество невозможно будет передать в муниципальное образование «....».
В связи с чем, суд считает обоснованными требования Прокурора о признании незаконным бездействия Администрации .... районного муниципального образования, не исполнившей требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче квартир № по ...., имевшем место до июня 2011 года.
Вместе с тем, требования Прокурора о возложении обязанности на Администрацию .... районного муниципального образования исполнить требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче жилого дома, расположенного по адресу: .... муниципальному образованию «....»; и о возложении обязанности на .... г. Иркутска принять жилой дом, расположенный по адресу: ...., не подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по передаче имущества прямо предусмотрена действующим законодательством, отдельного принятия судебного акта для этого не требуется, и, кроме того, в нарушение предусмотренного законом Иркутской области от 16.05.2008 № 14-оз «О порядке согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядке направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований .... уполномоченному органу государственной власти .... и перечне документов, необходимых для принятия правового акта .... о разграничении муниципального имущества» порядка ни на администрацию ...., ни на администрацию г. .... не может быть возложена обязанность по передаче жилого дома.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Решил:
исковые требования прокурора ...., действующего в интересах жителей ...., удовлетворить частично –
-признать незаконным бездействие Администрации .... районного муниципального образования, не исполнившей обязанность, предусмотренную ст. 161 ЖК РФ по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого дома, расположенного по адресу: ...., имевшем место до **/**/****;
- признать незаконным бездействие Администрации .... районного муниципального образования, не исполнившей требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче квартир № ...., имевшем место до июня 2011 года;
В удовлетворении требований Прокурору .... района г.Иркутска, действующего в интересах жителей ...., предъявленных к администрации .... районного муниципального образования об обязании .... Иркутского районного муниципального образования провести открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, жилого дома, расположенного по адресу: ....; о признании незаконным бездействия Администрации .... районного муниципального образования, не исполнившей требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче всего жилого дома, расположенного по адресу: .... муниципальному образованию «г. ....»; об обязании Администрации .... районного муниципального образования исполнить требования п. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ...» по передаче жилого дома, расположенного по адресу: ....»; и в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации г. ...., о возложении обязанности на администрацию г..... принять жилой дом, расположенный по адресу ....-отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 1 месяца со дня, следующего за днем изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.
Судья: Н.В.Лозневая.