РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2012 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шевченко М.В.,
при секретаре Сизых Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-541\12 по иску Прокурора Иркутского района к Администрации .... муниципального образования об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации .... муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации .... муниципального образования об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации .... муниципального образования путем создания официального сайта в сети «Интернет» либо размещения информации о своей деятельности на сайте .... или администрации .....
В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой Иркутского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности .... муниципального образования, в ходе которой было выявлено следующее. В нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией .... муниципального образования официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает.
Несоблюдение администрацией .... муниципального образования требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи с чем прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 2 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Истец просит суд обязать администрацию .... муниципального образования обеспечить доступ к информации о деятельности администрации .... муниципального образования путём создания официального сайта в сети «Интернет» либо размещения информации о своей деятельности на сайте администрации .... или администрации .....
В судебном заседании истец - старший помощник прокурора Иркутского района С.Е.Н. исковые требования поддержала по изложенным доводам, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - администрации .... муниципального образования Ч.В.В. согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что в настоящее время Администрацией завершается работа по созданию сайта.
Выслушав мнение старшего помощника прокурора С.Е.Н., исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерацией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических, иных местных традиций.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную и служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон), доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путём размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 10 указанного Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт органа местного самоуправления – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, право на которое принадлежит органу местного самоуправления.
К числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления статья 4 Закона относит открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией .... муниципального образования в нарушение указанных требований законодательства официальный сайт в сети «Интернет» не создан, информацию о своей деятельности на иных сайтах в сети «Интернет» данный орган местного самоуправления не размещает.
Несоблюдение администрацией .... муниципального образования названных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, права которых нарушаются, определить точно невозможно, в связи с чем прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц.
Учитывая указанные нормы закона, суд приходит к выводу, что требования прокурора Иркутского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Иркутского района удовлетворить.
Обязать администрацию .... муниципального образования обеспечить доступ к информации о деятельности администрации .... муниципального образования путём создания официального сайта в сети «Интернет» либо размещения информации о своей деятельности на сайте администрации Иркутской области или администрации Иркутского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья (подпись)