Об обязании МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД произвести регистрацию автомобиля



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2012 года                              г.Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

    судьи Лозневой Н.В.,

    при секретаре Рукавишникове П.П.,

    с участием:

    заявителя Зуева С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-213/12 по заявлению Зуева С.М. об обязании МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .... произвести регистрацию автомобиля,

установил:

    Зуев С.М. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ и просит обязать Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД при ГУВД по ....) произвести регистрацию принадлежащего ему на праве собственности автомобиля марки «....» **/**/**** года выпуска, двигатель ...., цвет кузова - белый.

В обоснование заявленных требований Зуев С.М. указал, что он **/**/**** приобрел в личную собственность автомобиль марки «....» **/**/**** года выпуска, двигатель ..... кузов (...., цвет кузова белый, паспорт транспортного средства ..... выданный МРЭО .... **/**/****

При приобретении автомобиля и постановке его на государственный учет **/**/**** была пройдена экспертиза данного транспортного средства, которая подтвердила правильность номеров и документов. Экспертизу проводил Экспертно-криминалистический центр ГУВД по .... МВД России, был выдан акт ..... Согласно этому акту никаких признаков изменений и нарушений не было обнаружено. Автомобиль был поставлен на государственный учет под регистрационным номером ...., а также было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии . Все регистрационные действия он производил в .... по .... по доверенности, выданной прежним собственником данного автомобиля Л.. Доверенность от **/**/**** удостоверена нотариусом Иркутского нотариального округа Н., зарегистрирована в реестре за , срок действия доверенности - 3 года. При перерегистрации **/**/**** была проведена сверка номеров и в паспорт транспортного средства были внесены его данные, как нового собственника данного автомобиля.

При обращении **/**/**** за проведением очередного технического осмотра данного транспортного средства, ему было отказано в проведении регистрационных действий и вручено письмо от **/**/****, подписанное начальником МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .... подполковником полиции Г. В данном письме сообщалось, что регистрация автомобиля марки «....» **/**/**** года выпуска, государственный регистрационный знак , аннулирована. У него были изъяты регистрационные номера, паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, а ему вручили бумаги, на основании которых было проведено аннулирование регистрации данного транспортного средства: копия письма ОВД по .... от **/**/**** ; копия Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, утвержденного начальником ОВД по .... от **/**/****; заключение по факту аннулирования регистрации а/м «....», от **/**/****, карточка учета транспортных средств на гос. .

Он является третьим собственником данного автомобиля с 2002г.; автомобиль не покидал пределов территории ....; автомобиль ежегодно проходил технические осмотры; автомобиль ни разу не участвовал в ДТП.

Аннулирование регистрации данного автомобиля нарушает его права, как собственника. Статья 209 Гражданского кодекса РФ определяет право собственности как права владения, пользования и распоряжения своим имуществом со стороны собственника. Однако, являясь собственником данного автомобиля, он не может ни пользоваться им, ни распоряжаться данным автомобилем.

**/**/**** ОВД .... вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту регистрации данного автомобиля, т.е. отпали все основания для аннулирования регистрации, на что указано в «Правилах регистрации автомототранспорных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» п. 51.

Ссылаясь на ст. 35 Конституции Российской Федерации, указывает на то, что работники Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД при ГУВД по .... (МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по ....), ссылаясь на подзаконный акт- Приказ МВД РФ от **/**/**** , а также на «Правила регистрации автомототранспорных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», своим решением, а не решением суда грубо ограничили его права собственника, аннулировав регистрацию автомобиля ...., принадлежащего ему на праве собственности. Однако, вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела они признали, что основания для обращения в суд для лишения его прав собственника на данный автомобиль отсутствуют.

При аннулировании регистрации работниками Межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД при ГУВД по .... (МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по ....) также была нарушена статья 234 Гражданского кодекса РФ о приобретательской давности, т.к. автомобиль с 1998 года 3 раза перепродавался и 12 лет находился на регистрации в органах МВД РФ, из них 4 года в РЭО ГИБДД ОВД по ..... Этот орган через 12 лег вынес решение о несоответствии предъявленных документов для регистрации автомобиля марки «....».

В судебном заседании Зуев С.М. заявленные требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД при ГУВД по .... ( далее МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по ....) в судебное заседание не явился; возражений по существу требований не представили.

Суд признает причины неявки неуважительными и считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .....

Выслушав объяснения заявителя Зуева С.М., допросив свидетеля, изучив и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Введенная в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 г. в пункте 2 статьи 1 предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из содержания данной нормы Федерального закона следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации).

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Согласно п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с записями в ПТС ...., выданном **/**/**** на имя Л., **/**/**** автомобиль «....» 1997 года выпуска, ...., цвет кузова – белый, был зарегистрирован за Зуевым С.М.**/**/**** с выдачей госномера

Обратившись за проведением очередного технического осмотра, **/**/**** заявитель получил отказ в проведении регистрационных действий в связи с тем, что первоначальная регистрация указанного автомобиля производилась **/**/**** в РЭО ГИБДД .... по поддельному Паспорту транспортного средства. Носителем сведений о соответствии транспортного средства установлены требованиям выступает паспорт транспортного средства. В соответствии с ч.3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» регистрация транспортных средств без документа удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Регистрация автомобиля, принадлежащего заявителю, аннулирована.

Данные обстоятельства подтверждаются отказным материалом по факту нахождения ПТС .... в розыске.

Исходя из данных обстоятельств, а также указанных положений закона следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

В настоящее время у заявителя отсутствует паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В силу изложенного представленные заявителем доверенность на право управления автомобилем, талоны технического осмотра, показания свидетеля Л., подтвердившего объяснения заявителя, не могут быть признаны относимыми и допустимыми доказательствами о соответствии транспортного средства техническим требованиям и условиям безопасности.

Таким образом, приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допускать данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать его в подобных случаях.

Сама по себе государственная регистрация транспортных средств, предусмотренная пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в качестве обязательного условия для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

При таких обстоятельствах, когда регистрация транспортного средства аннулирована, отказ Зуеву С.М. в осуществлении регистрационных действий по постановке на учет автомобиля, выдаче необходимых документов, номерных знаков, соответствует требованиям действующего законодательства, названные действия совершены МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .... в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем, требования о возложении на МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .... соответствующих обязанностей не могут быть удовлетворены.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

В удовлетворении заявления Зуеву С.М. об обязании МОГТО и РТС ГИБДД ГУ МВД по .... произвести регистрацию автомобиля .... **/**/**** года выпуска, двигатель ...., кузов ...., цвет кузова- белый- отказать.

На решение может быть подана Апелляционная жалоба в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области.

В окончательной форме решение суда изготовлено 20 января 2012 г.

Судья: Н.В.Лозневая